Рабочая програма учебной дисциплины «Охрана труда»
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 «ОХРАНА ТРУДА»
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» разработана в соответствии с СФГОС основного общего образования по профессии 19727 «Штукатур»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский строительный лицей».
Разработчики: Нечаева Ольга Михайловна - преподаватель высшей квалификационной категории, Минаков Виталий Александрович – мастер производственного обучения
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена приказом директора ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей» №_____ от ___.___.2016 года.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с СФГОС основного общего образования по профессии СПО 19727 «Штукатур».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
В дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по профессии «Маляр строительный».
Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться нормативно-правовыми актами по охране труда;
- пользоваться правилами охраны труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы охраны труда в РФ;
- права несовершеннолетних работников;
- об ответственности за нарушение трудовой дисциплины;
- инструкцию по охране труда в строительстве
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
Виды самостоятельной работы: сообщение, проработка конспектов занятий | 17 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
1 семестр | | | ||||||||||||
Раздел 1. | | | ||||||||||||
Тема 1 Правовая основа охраны труда | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||||
1 | Правовая основа охраны труда | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Правовая основа охраны труда» | 1 | | ||||||||||||
Тема 2. Общие вопросы трудового законодательства | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
2 | Охрана труда несовершеннолетних рабочих | 2 | ||||||||||||
3 | Ответственность за нарушение правил охраны | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Общие вопросы трудового законодательства» | 2 | | ||||||||||||
Тема 3 Организация охраны труда в строительстве | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
4 | Основные элементы охраны труда | 2 | ||||||||||||
5 | Инструкции по охране труда | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме «Организация охраны труда в строительстве» | 2 | | ||||||||||||
Тема 4 Производственный травматизм | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||
6 | Расследование несчастных случаев на производстве | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме «Производственный травматизм» | 1 | | ||||||||||||
Тема 5 Средства индивидуальной защиты | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||
7 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме «Средства индивидуальной защиты» | 1 | | ||||||||||||
Тема 6 Безопасная организация строительной площадки | Содержание учебного материала обучающихся | 2 | 2 | |||||||||||
8 | Безопасная организация строительной площадки | |||||||||||||
| | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий по теме «Безопасная организация строительной площадки» | | |||||||||||||
Тема 7 Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||
9 | Эксплуатация грузовых машин, лебедок, люлек | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения на тему «Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов» | 1 | | ||||||||||||
Тема 8 Безопасная эксплуатация технологической оснастки | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||||||||
10 | Требования безопасности при эксплуатации лесов | |||||||||||||
11 | Требования безопасности при эксплуатации подмостей, стремянок, лестниц | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий по теме «Безопасная эксплуатация технологической оснастки» | 2 | | ||||||||||||
Тема 9 Электробезопасность на строительной площадке | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |||||||||||
12 | Классификация помещений и видов работ по степени опасности поражения человека электрическим током | |||||||||||||
13 | Основные меры защиты человека от поражения электрическим током | |||||||||||||
14 | Подключение и эксплуатация электрооборудования | |||||||||||||
15 | Производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередачи | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме «Основные меры защиты человека от поражения электрическим током» | 4 | | ||||||||||||
Тема 10 Основы пожарной безопасности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||
16 | Основы пожарной безопасности | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий по теме «Основы пожарной безопасности» | 1 | | ||||||||||||
Тема 11 Оказание первой помощи при несчастных случаях | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||
17 | Оказание первой помощи при несчастных случаях | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий по теме «Виды несчастных случаев на строительной площадке» | 1 | | ||||||||||||
Всего: | 51 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда».
Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
- учебно-планирующая документация,
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»,
- рекомендуемые учебники,
- дидактический материал,
- раздаточный материал.
Технические средства обучения: компьютер с презентационном материалом на рабочем месте преподавателя.
Нормативные документы:
1.Конституция Российской Федерации. [Текст]: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2012. - 39 с.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации. -М.: Издательство «Омега-Л», 2009г.
3.Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Основные источники:
1. Девисилов В.А. Охрана труда. ИНФРА-М, 2010 г.- 448 стр.
2.Куликов О.Н, Ролин Е.И. Охрана труда в строительстве. –М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.-416 с.
Дополнительные источники:
1.Вольхин С.Н, Петрова М.С, Петров С.В. Охрана труда на производстве и в учебном процессе. - Издательство: Альфа-Пресс, 2010.
Интернет ресурсы:
«Консультант Плюс»-законодательство РФ: кодексы, законы, указы….
files.stroyinf.ru›Data1/8/8629/
bibliotekar.ru «Строительное производство› Охрана труда в строительстве.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - пользоваться нормативно-правовыми актами по охране труда; - пользоваться правилами охраны труда. Знания: - основы охраны труда в РФ; - права несовершеннолетних работников; - об ответственности за нарушение трудовой дисциплины; - инструкцию по охране труда в строительстве | Устный опрос, самостоятельная работа Устный опрос, самостоятельная работа Устный опрос, самостоятельная работа Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа Устный опрос, самостоятельная работа Устный опрос, самостоятельная работа |
5