Урок литературы в 4 классе на тему «Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приёмыш"»
Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш» (Программа «Школа России»)
Цели урока:
1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка;
2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения;
3) познакомить с произведением классической музыки;
4) прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;
5) развивать память, речь, мышление, творческое воображение.
Задачи урока:
1) Учить доказывать свою точку зрения.
2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.
Оборудование: карточки-помощники, грамзапись музыки К.Сен-Санса «Лебедь», компьютер, выставка книг Д. Н. Мамина-Сибиряка, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! На уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.
II. Повторение.
– С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
– Что вам известно об авторе? ( Ответы детей)
– Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал «Детский мир». У мальчика рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.
Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эпиграфом к нашему уроку могут стать слова писателя:
«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»
– А Вы знаете, где находится Урал?
– Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?
– Правильно, Родина. «…Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…» – говорил Мамин-Сибиряк.
Родина писателя – Урал, а наша родина – Эвенкия – посёлок Тура. Многие молодые люди, уехав в город, получив высшее образование, возвращаются к себе на родину, работают здесь.
III. Сообщение темы урока.
– Урок наш необычный. Мы Вас разбили на две команды. На уроке мы с каждой командой будем доказывать свою точку зрения. Отстаивать своё мнение.
IV. Постановка цели урока.
Основные правила дискуссии
1. На нашем уроке участвуют не менее двух команд.
2. Все открыто выражают свои мысли.
3. Все точки зрения должны уважаться.
4. Слушать других, не перебивая.
5. На вопрос отвечает лишь один человек из команды.
Наша задача доказать, что произведение Мамина-Сибиряка «Приёмыш» воспитывает нравственные качества, патриотические и гражданские …?
V. Задания.
Класс разделён на 2 команды. У детей карточки – помощницы.
Одна команда должна доказать свою точку зрения, а другая опровергнуть их доказательство.
Первое задание
Доброта – это богатство, щедрость души человека.
Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?
Творческое задание для учеников.
Одному из учеников каждой команды предлагается сочинить продолжение этого рассказа.
– Кто хочет сочинить продолжение произведения? Продолжение, чем могла закончиться эта история.
Второе задание.
Выберите из данных слов качества, характеризующие для первой команды: лебедя, а для второй – приёмыша.
Клип о лебеде.
– Лебедь – царская птица. К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Лебедь». Послушайте музыкальную пьесу и обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой «благородной, царской птицы»
Физминутка
Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Третье задание
– Можно ли приносить домой диких животных?
Четвёртое задание
– Верите ли Вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?
– Как может дальше сложиться судьба Приёмыша?
Зачитывание работ учеников и подведение итогов.
VI. Вывод.
– Какими мыслями хотел поделиться автор с читателями?
– Чему же воспитывает это произведение?
– А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?
– Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья?
Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!
VII. Релаксация.
На парте лежат бумажные лебеди: белые и чёрные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной в начале урока – «пустите плавать на озеро» белого лебедя.
(Дети крепят лебедя на плакат «озеро»)
VIII. Оценивание.
Использованная литература:
1. Поурочные разработки. Чтение. 4 класс. Голованова. Автор Байкова Издательство: ВАКО, 2010
2. Материалы Интернета
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческие задания
Для первой группы
Первое задание. Доброта – это богатство, щедрость души человека.
Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов в трудную минуту прийти на помощь?
А) Тарас приютил лебедя, так как необходимо помогать брошенным животным….
Б) Любил животных, понимал, что без помощи человека птица погибнет…
В) Не решился подрезать крылья…
Г) Своё доказательство…
Второе задание. Выберите из данных слов качества, характеризующие:
1) лебедя
2) приёмыша
Докажите, используя утверждения из текста.
Третье задание. Можно ли приносить домой диких животных?
А) Животные должны жить в природе…
Б) Они не смогут прокормить себя, ухаживать за собой…
В) У животных инстинкт самосохранения…
Г) Своё доказательство…
Четвёртое задание. Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?
А) Лебедь помнит доброту, ласку, заботу Тараса…
Б) У лебедя остался друг единственный – Соболько…
В) Он не нашёл себе пару и вернулся домой…
Г) Своё доказательство…
Для второй группы
Первое задание. Доброта – это богатство, щедрость души человека.
Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов в трудную минуту прийти на помощь?
А) Тарас проявил эгоизм. Он жил бобылём, скучал, поэтому взял лебедя…
Б) Он не подумал о том, что живому существу тяжело жить в неволе…
В) Охотники – пример бездушия…
Г) Своё доказательство…
Второе задание. Выберите из данных слов качества, характеризующие:
1) лебедя
2) приёмыша
Докажите, используя утверждения из текста.
Третье задание. Можно ли приносить домой диких животных?
А) Если животное больное, обречено на верную гибель – пусть его съедят хищники…
Б) В природе существует равновесие: «сильный» выживает, а «слабый» погибает…
В) Лебедь стал ручным, ему надо было подрезать крылья…
Г) Он не научен самостоятельно добывать пищу, кормить себя…
Д) Своё доказательство…
Четвёртое задание. Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?
А) Лебедь найдёт себе пару и будет до конца дней жить в лебединой стае…
Б) Лебедь – дикая птица, должна жить на воле…
В) Лебедь улетит в другой край и не найдёт Тараса…
Г) Своё доказательство…