Урок чтения в 5 классе на тему «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка "Серая Шейка"»
Пояснительная записка к презентации
Учитель: Дисенова Лилия Ивановна
Предмет: чтение и развитие речи
Тема урока «Д.Н. Мамин - Сибиряк. Сказка «Серая Шейка»»
Класс – 5
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Вид урока: урок – беседа
Методическая цель урока: формировать у детей умение свободно ориентироваться в тексте
Цель: совершенствовать навык техники чтения в двух формах: вслух и молча, умение видеть, понимать и передавать настроение героев, учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства.
Задачи:
обучающая – продолжить работу с текстом большого объема (сказка Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»,5 частей);
коррекционная – корригировать мышление, речь, внимание, память на основе зрительного, слухового восприятия;
развивающая - развивать творческие способности, воображение учащихся;
воспитывающие:
- способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания;
- воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца;
здоровье сберегающие:
- сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха;
- использование ТСО и средств наглядности;
- создание комфортной и доверительной атмосферы в классе;
- осуществление психологической поддержки каждого ученика.
Методы: словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; демонстрация; индивидуальный, групповой.
Приемы обучения: психологический настрой, игровые приемы, занимательные упражнения.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование:
- учебник «Чтение», 5 класс» (автор-составитель З.Ф.Малышева);
- чистоговорка «Гора»;
- чистоговорка «Прыгаем по лесенке»;
- осколочная картина «Зимний лес»;
- слайдовая презентация (17слайдов);
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- рисунки учащихся;
- карточки-подсказки «Моя цель»;
- «Словарь настроений» – для работы в группах;
- таблица Шульте;
- слоговые таблицы;
- карточки «Найди слова» – для работы в парах;
- круги (красный, желтый, зеленый) для самооценки учащихся;
- карточки для проверки домашнего задания;
- геометрические фигуры (круг, ромб, квадрат, овал);
- зашифрованное слово «Сказка»,
- шифр;
- аудиозапись сказки.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
||||
I. Организация начала урока (концентрация внимания учащихся). |
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Дежурный, доложите о готовности класса к уроку. |
Рапорт дежурного: сегодня в классе присутствуют ….. учащихся. Класс к уроку готов. Дежурный ……………. |
После доклада учащийся сдает рапорт (в письменном виде) учителю. |
||||
1.Орг. момент. |
-Здравствуйте, те, кто сегодня весел, Здравствуйте, те, кто грустит, Здравствуйте, те, кто общается с радостью, Здравствуйте, те, кто молчит. Здравствуйте! |
Дети ровно стоят около парт, затем тихо садятся. |
|||||
2.Эмоциональный настрой «Подари улыбку». |
-Дети, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Улыбка – залог здоровья и успеха. Я желаю вам успеха на уроке. |
Дети улыбаются учителю и друг другу. |
|||||
II.Речевая разминка. 1.Артикуляционная гимнастика. |
-А сейчас приготовьтесь к речевой разминке. Сядьте удобно, чтобы ничего не стесняло ваших движений. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар раздуться. Закончили упражнение. |
Дети выполняют упражнение, проговаривая слова. |
|||||
2.Дыхательная гимнастика (закаливающее носовое дыхание). |
-Сейчас на улице становится все холоднее, а значит, повышается опасность заболеваний ОРЗ, ОРВИ и др. Закаливающее носовое дыхание улучшает кровообращение дыхательных путей, повышает устойчивость организма к холоду, инфекциям. Итак, начинаем упражнение: сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю по очереди, закрывая их указательным пальцем правой руки. Закончили упражнение. |
Дети выполняют упражнение вместе с учителем. |
|||||
3.Работа со скороговоркой «Город». |
Учитель читает скороговорку сам, затем ученики. - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. |
Читает сильный ученик (с места), 2 ученика (поочередно читают у доски по красочной «горке»). |
Задание на доске |
||||
4.Прыгаем по лесенке. |
Учитель читает слова на лесенке, затем читают ученики. -Прочитать нужно правильно, громко, четко, внятно, соблюдая указанную интонацию. |
Учащиеся читают слова на лесенке (сильный – слабый) |
Задание на доске |
||||
5.Таблица Шульте. |
Работа с таблицей Шульте улучшает память. Систематические упражнения расширяют поле обзора глаз при чтении. Правильная работа с таблицами Шульте: не отводя глаз от квадрата в середине, постарайтесь найти глазами все числа по порядку возрастания. |
Дети работают с таблицами на местах (в течение 30 с.) |
Слайд №2 |
||||
III.Девиз урока |
-Посмотрите на слайд и прочитайте «про себя»: «Смотрим, слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!» А теперь Ефремова Н. прочитает эти строки вслух. Вслух читаем все вместе. Эти слова будут девизом нашего урока. Я думаю, что они помогут нам справиться с заданиями любой сложности. |
Читает Ефремова Н., затем дети хором повторяют девиз вместе с учителем. |
Слайд №3 |
||||
IV.Введение в урок 1. Коррекционное упражнение «Шифровка» на основе зрительного анализатора. |
- Внимание! Необычное задание. -На доске зашифровано слово. -Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание: –Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры и узнайте последовательность букв. -Ребята, какие сказки мы с вами уже изучили? -Правильно. |
Учащиеся расшифровывают слово. Дети перечисляют названия сказок («Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). |
Задание на доске |
||||
2.Упражнение на развитие внимания. (Работа в парах) |
- Найдите среди буквенного текста слова, подчеркните их. 1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ 2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН 3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ - Найдите общее понятие для каждой строчки. (1 строка – животные, 2 строка – рыбы, 3 строка – птицы) |
Отвечает один учащийся с места, другой выходит к доске и показывает указкой на записи полученные слова. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения на местах |
Слайд №4 |
||||
3.Вводная беседа. |
-Над какой сказкой мы работали на предыдущих уроках? (Слова на слайде) КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ! -Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…(К.Дитмар) - Я думаю, сегодня на уроке мы будем учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение «Серая Шейка». -Кто написал эту сказку?
|
Ответы детей. Учащиеся (у доски) рассказывают о жизни и творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка. |
Слайд №5 |
||||
V.Определение темы и цели урока. |
-Тема урока «Сказка Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»». Мы продолжим работать по сказке «Серая Шейка», будем учиться применять знания, которые получили ранее; составлять характеристики героев и развивать навык правильного, выразительного чтения. -Ребята, а чему вы хотите научиться на уроке? Если затрудняетесь ответить, можно воспользоваться карточкой – подсказкой, которая лежит перед вами. Сейчас каждый для себя выберите цель и озвучьте ее. Цели выбраны, начинаем путь их реализации. В конце урока вы будете себя оценивать. |
Дети выбирают для себя цель на урок, зачитывают её вслух. Примерные варианты: – читать правильно, без ошибок; –учиться говорить красиво; –беречь и укреплять свое здоровье; - стараться правильно читать по ролям; - читать вслух, не торопясь; - анализировать поступки героев; - учиться у героев сказки хорошим манерам и следовать их поступкам; - буду стараться все хорошо запомнить, чтобы потом рассказывать своим друзьям |
Слайд №6 |
||||
VI.Работа со слоговыми таблицами разной структуры. |
-Продолжаем работу. -Прочитайте слоги, которые нам встретятся при чтении:
|
Дети читают слоги на карточках. Один учащийся читает слоги со слайда у доски. |
Слайд №7 |
||||
VII.Работа над литературным произношением слов. |
-Вспомните, некоторые слова читаются не так, как пишутся. Прочитайте глазами слова и ответьте, какое правило чтения объединяет эти слова? (На конце слов произносится (во), вместо (го)). Помните это правило, не нарушайте его, слова в тексте читайте правильно. |
Дети читают слова на указанное правило ВСЕГО' - [ЕВО], |
|||||
VIII.Повторение пройденного материала. 1.Проверка домашнего задания. |
-Проверку домашнего задания проведем по цветным карточкам (В каждой карточке свое задание. Задания даны разной сложности. Карточку дети выбирают сами, им предлагаются осколки картины. Каждый осколок помечен цветом, совпадающим с определенной карточкой)
|
На доске висит осколочная картина, сверху на нее дети крепят свои ответы-фрагменты картины. Дети составляют картину из 3 частей. 1 задание выполняет-Ефремова Н., 2 задание выполняет-Ионина О., 3 задание выполняет-Толстых К. |
|||||
2.Упражнение на развитие логического мышления. |
-Ребята вы сейчас читали разными тренировочными видами чтения. Для чего это нужно уметь делать? |
Ответы детей. |
|||||
3.Работа с «осколочной картинкой» (иллюстрация к сказке). Развитие связной речи. (Работа в группах) |
-Картина составлена. -Куда мы попали? -Кого мы видим в лесу? -Кто из вас видел зимний лес? -Какой он зимой? -А теперь представьте, что мы оказались с вами в этом лесу. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Слайд №8 |
||||
4.Чтение слов в столбиках Работа в группах. |
-Какое настроение создает картина этого леса? -Найдите в словаре настроений слова, подходящие к этой картине. (Приложение№1) Проверка групповой работы. Учитель озвучивает ответы обеих групп. |
Выбирают слова из «Словаря настроений»: • 1 группа – в 1-м столбике (беспокойное, боязливое, мечтательное); • 2 группа – во 2-м столбике (любование, сонное, спокойное). |
|||||
Физминутка. Учитель показывает движения. |
Дети выполняют движения под музыку. |
||||||
IX. Работа с текстом (по учебнику). Осмысление. Соотнесение старой и новой информации. |
-Ребята, мы с вами описали зимний лес, а в какое время года начинается действие в сказке? (Наступила осень, и птицы начали готовиться к отлету). - Алина, почему Серая Шейка никуда не собиралась лететь? -Шло время, менялась природа. Давайте вспомним, как автор описывает позднюю осень. Откройте учебники стр. 41, найдите отрывок описания поздней осени. Следим по учебнику и слушаем аудиозапись описания поздней осени. (Вообще хорошего было мало). - Почему автор пишет об этом? |
Ответы детей: -осенью; -у нее было сломано крыло;
-хочет подчеркнуть, что природа жалеет Серую Шейку. |
Слайды №9,10,11,12 |
||||
-Найдите предложение «Наступил роковой день». Как вы понимаете эти слова? - Уточка осталась одна. найдите в тексте, о чем думает уточка? Стр.43 - Кого встретила Серая шейка? - Что общего у Зайца и Серой Шейки? - Серая Шейка в отчаянии потому, что она встречает свою старую знакомую Лису. Сейчас прочитайте этот отрывок по ролям. - С какой целью автор описывает первые признаки зимы? |
-наступил самый страшный, неизбежный день; -лучше бы Лиса меня съела… -зайца; -беззащитность, страх. Дети читают по ролям (Лиса, Серая Шейка, автор) – стр.46 -описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет трудно пережить зиму. |
||||||
Темное расслабление. -Ребята, вы сейчас читали, следили по тексту, ваши глаза устали, сделаем паузу. -Разогреем наши ладони; положите на закрытые глаза теплые ладони и постарайтесь добиться идеально черного цвета. У кого получилось, уберите ладони с глаз. Отдохнули? Продолжаем работать дальше. |
Дети выполняют упражнение вместе с учителем. |
Слайд №13 |
|||||
-Бедная Серая Шейка настолько боялась Лисы, что не могла любоваться творившимися вокруг нее чудесами. (Все было красиво, но не для нее). -Через описание природы автор показывает переживания героини. - Чего больше всего боялась Серая Шейка? - Кто еще переживал за Серую Шейку? Подтвердите ответ словами из текста, стр 47. Проблемная ситуация. -Как вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении, если мы вместо «Серая Шейка» будем называть героиню сказки просто уткой, как Зайца и Лису? Проведем эксперимент. Прочитайте начало III части, заменив (во всех случаях) Серая Шейка на слово «утка» Вывод: Имя очень значимо и несет в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает за ее дальнейшее существование. -Как автор показывает, что Серой Шейке придется трудно? -Почему автор часто обращается к описанию природы? Прочитайте вслух. -Описание природы-это описание борьбы. Природа готовит нас к опасности. Очень грустно и страшно заканчивается 4 часть. -Подумайте, какой новый персонаж появляется в эту опасную для Серой Шейки минуту? |
Отрывок «Описание зимы» наизусть читает Иванов Н. Отрывок, стр. 46-47 (на фоне слайдов). Ответы детей: -она боялась, что река замерзнет, Лиса ее съест. -Заяц Ответы детей: -да, изменится. Дети читают и сами делают вывод. Вывод: Имя очень важно. Дети читают описание природы.
|
Слайды №14,15,16 |
|||||
-А почему именно человек спасает Серую Шейку? - Чему можно больше верить словам или делам? - Работа по рисункам учащихся к сказке. - На всех ваших рисунках изображены только добрые герои. Я считаю, что вы добрые душой. |
Ответы детей: -человек заботиться о тех, кто слабее Ответы детей: -нужно верить делам потому, что слова очень часто расходятся с делом. (Лиса говорит ласково, но хочет ее съесть. А старичок называет ее «глупой» и спасает). Дети выходят к доске. Каждый берёт в руки свой рисунок. Дети занимают свои места. |
||||||
X.Рефлексивная минутка. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
-Вы сегодня были активными, внимательными, творческими. В начале урока каждый из вас определил цель. Поднимите руку те, кто считает, что он достиг своей цели. А теперь поднимите руку те, кто считает, что ему необходимо ещё потрудиться над этой темой. Возьмите круги, внимательно посмотрите на слайд и сделайте свой выбор. Поднимите карточки вверх. |
Дети анализируют свою деятельность, дают эмоциональную оценку своего участия в уроке (выбирают круг желтого, зеленого или красного цвета). |
Слайд №17 |
||||
XI. Итог урока. |
Организует деятельность учащихся направленную на подведение итогов. -Какое произведение мы с вами сегодня анализировали? -Какое настроение у вас осталось от произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка? Аргументированное оценивание учащихся. А сейчас домашнее задание. Оно необычное. Посмотрите мультипликационный фильм «Серая Шейка» и ответьте на вопрос: «Что понравилось больше (мультфильм или художественное произведение). Почему?» Спасибо за урок! |
Формулируют высказывания. Отвечают на поставленные вопросы. Подводят итог урока. Ответы детей. Дети записывают домашнее задание в дневник. |
Наталия Владимировна
brotsman