12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гринь Марина Викторовна18

Учитель : М.В.Гринь

Класс:3 Б

УМК: « Перспектива»

Тема: Самостоятельное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герои художественного текста и его особенности

Цели урока: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; создание условий для осмысления содержания сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» и понимания основной мысли произведения; развитие навыка правильного, осознанного и выразительного чтения; развитие монологической, правильной речи детей и произвольного внимания; расширение представления об окружающем мире живой природы; воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

1. Предметные:

1.Осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

2.Определять тему и главную мысль текста.

2. Личностные:

1. Овладеть элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;

2.Использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;

3.Развивать желание учувствовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

1.Находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;

2.Развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу младшего школьника

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1.Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2.Проговаривают последовательность действий на уроке;

3.Адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

Познавательные:

1.Осознанно воспринимают литературное произведение;

2. Формулируют ответы на вопросы по содержанию произведения;

3.Осуществляют анализ, сравнение, обобщение, строят рассуждения;

Коммуникативные:

1.Слушают и понимают речь других;

2. Следуют правилам поведения и общения с окружающими.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Перспектива», учебник «Литературное чтение» (3 класс, 1 часть, Л. Ф. Климанова; Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий)

2. Дополнительные: презентация, портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя.


 


 

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

Приветствие

Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте ребята.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать

-Приготовьте все необходимое к уроку.

- приветствуют

-проверяю готовность

К2

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Речевая разминка

3.Работа по учебнику, страница 120. Выявление темы и целей урока.

III.Решение проблемы.

1.Лексическая работа по группам

2.Работа по портрету Д. Н. Мамин -Сибиряк.

3.Слово учителя о жизни и творчестве Д. Н. Мамин- Сибиряк.

4. Групповая работа.

Чтение произведения по ролям.

5.Вопросы по прослушанному материалу.

- Мне приятно вас всех видеть.

- Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов.

- Проверим это правило сегодня на уроке?

-Прочитайте текст. Определите его жанр.

- Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря

- Прочитайте теперь эту чистоговорку медленно \с ускорением; грустно\ весело\выразительно; скороговоркой.

-Какие книги вы принесли сегодня на урок?

- Давайте определим о ком мы будем сегодня читать и говорить.

( разбросаны буквы от имени Серая Шейка)

- Кто автор этого рпроизведения?

-Объясните смысл следующих слов и словосочетании: роковой день, ключ, поросль, курлыкали, бывалые, партии, косяк.

В словаре Ожегова найдите значение слов:

1группа- роковой

2 группа- поросль

3 группа- бывалые

4 группа- косяк

-Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет.

-Что вы о нем знаете?

-Ребята, а сейчас я расскажу вам немного о жизни и творчестве Дмитрия Наркисовича. Слушайте внимательно, в конце я задам вам несколько вопросов.

- Родился Д. Мамин-Сибиряк в 1852-1912 году в небольшом заводском поселке в Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано. Цикл «Аленушкиных сказок» создавался с 1894-1897 гг. Сказки первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. Каждая сказка – своеобразный урок. Лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившиеся «Козявочке» по началу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но , увы, первая же встреча повергает ее в изумление – все уже кому-то принадлежит, а «Козявочкам» со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни.. Знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей ввиду, что, пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользы. А главное-надо уметь любить жизнь.

Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи-в предельно лаконичной форме дать детям , представление о законах человеческого бытия.

бытия.

Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслужено считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы для маленьких тружениках. Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам.

-А теперь ответьте мне на вопрос: когда родился Д.Н. Мамин-Сибиряк?

-А где он родился?

-С помощью кого его произведения начали выходить в свет?

-Откройте свои учебники на странице 120, и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо ли оно вам?

-Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока!

Чтение произведение по ролям.

-Для кого изначально писал Дмитрий Наркисович?

-А как назывался цикл сказок?

-Какой смысл они в себе несли?

-Прослушивание высказывания.

-П\о. Да

-П\о. Это чистоговорка

-Чтение чистоговорки с различной интонацией.

-П\о.

-Чтение заголовка произведения.

-П\о. Да\нет.

- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

-Роковой день-неизбежное, в данном случае драматический для серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов, Природы, которым подчиняется не только человек, но и боги.

Ключ-вытекающий из земли источник, родник.

Поросль-молодые побеги растений.

Курлыкали-о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

Бывалые-опытные, много видавшие и испытавшие.

Партии-группы лиц, объединяющиеся с какой-нибудь целью.

Косяк-Стая рыб, птиц.

-П\о. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

-Рассматривание портрета.

-П\о.

-Прослушивание биографии.

- П\о. Родился Д. Мамин-Сибиряк в 1852-1912 году.

-П\о. В небольшом заводском поселке в Пермской губернии.

- П\о. В последствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их.

-П\о. Сказки первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам.

-П\о. «Аленушкины сказки».

Задумывались они, как педагогические заповеди ребенку ,которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – своеобразный урок.

П1

Р1

П2

К2

П4

IV.Динамическая пауза.

Проведение физкультурной минутки.

Выполнение физических упражнений.

-

V.Первичное закрепление.

1.Чтение произведения по ролям.

2.Вопросы по содержанию текста.

2.Анализ текста.

-Ребята. А теперь давайте прочтем произведение «Серая Шейка» по ролям.

-Поделитесь своим впечатлением о прочитанном.

-Определите жанр повествования. Назовите особенности сказки.

.

-Назовите особенности рассказа.

-Подведем микро-итог.

- В сказке о животных нет пейзажных описаний , авторских переживаний , а в рассказе о природе не может быть диалогов о животных.

-Почему, по-вашему, автор изобразил реальный случай в виде сказки ? Чего он этим достиг ?

-Назовите героев сказки. Кто такая Серая Шейка ? Расскажите о ней . Когда вам было особенно жалко ее? Найдите в тексте этот эпизод .

- Вспомните, у нее были родители ? Одинаково ли родители относились к своей дочери ?

- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

-А Селезень ?

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции?

- Дайте характеристику этим героям. Какими вы бы их словами охарактеризовали?

-Вы все большие молодцы!

-Чтение произведения по ролям.

-П\о. Понравилось\Не понравилось.

П\о. Сказка - вымышленные герои, волшебство, чудеса

П\о. Рассказ - реальные события, реальные герои , реальные предметы.

П\о. Вывод : это авторская сказка.

-П\о. Чтобы мы могли воспринимать ситуации из жизни уже в детском возрасте.

-П\о. Главный герой сказки.

-П\о. Она всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать.

- П\о. Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, « всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что Серой Шейки было бы лучше , если бы Лиса её съела: всё равно ей суждено погибнуть зимой.

- П\о. Уточка была доброй, заботливой.

-П\о. Селезень же любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то « оказывалось, что он всегда умён, всегда прав и всегда лучше всех».

П2

Р3

Информация о д/з.

Найти «Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка и прочитать их.

-Запись д\з в дневник.

К1

Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов.

Оценивание обучающихся.

-Посмотрите на доску. Продолжите предложения.

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я знаю, что…

-На уроке сегодня хорошо работали……..

- Продолжают предложения.

Р2

П3

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.