Самостоятельное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» (3 класс)
Учитель : М.В.Гринь
Класс:3 Б
УМК: « Перспектива»
Тема: Самостоятельное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герои художественного текста и его особенности
Цели урока: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; создание условий для осмысления содержания сказки Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» и понимания основной мысли произведения; развитие навыка правильного, осознанного и выразительного чтения; развитие монологической, правильной речи детей и произвольного внимания; расширение представления об окружающем мире живой природы; воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
1. Предметные:
1.Осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
2.Определять тему и главную мысль текста.
2. Личностные:
1. Овладеть элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;
2.Использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
3.Развивать желание учувствовать в творческом, созидательном процессе.
3. Метапредметные:
1.Находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
2.Развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу младшего школьника
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1.Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2.Проговаривают последовательность действий на уроке;
3.Адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
Познавательные:
1.Осознанно воспринимают литературное произведение;
2. Формулируют ответы на вопросы по содержанию произведения;
3.Осуществляют анализ, сравнение, обобщение, строят рассуждения;
Коммуникативные:
1.Слушают и понимают речь других;
2. Следуют правилам поведения и общения с окружающими.
Ресурсы:
1. Основные: УМК «Перспектива», учебник «Литературное чтение» (3 класс, 1 часть, Л. Ф. Климанова; Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий)
2. Дополнительные: презентация, портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя.
Ход урока.
Этап урока, виды работ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный этап Приветствие Проверка готовности к уроку |
- Здравствуйте ребята. С добрым утром. Начат день, Говорите чётко, внятно, Если хочешь отвечать -Приготовьте все необходимое к уроку. |
- приветствуют -проверяю готовность |
К2 |
Актуализация опорных знаний и способов действий 1.Мотивация к учебной деятельности 2.Речевая разминка 3.Работа по учебнику, страница 120. Выявление темы и целей урока. III.Решение проблемы. 1.Лексическая работа по группам 2.Работа по портрету Д. Н. Мамин -Сибиряк. 3.Слово учителя о жизни и творчестве Д. Н. Мамин- Сибиряк. 4. Групповая работа. Чтение произведения по ролям. 5.Вопросы по прослушанному материалу. |
- Мне приятно вас всех видеть. - Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов. - Проверим это правило сегодня на уроке? -Прочитайте текст. Определите его жанр. - Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю? - Прочитайте теперь эту чистоговорку медленно \с ускорением; грустно\ весело\выразительно; скороговоркой. -Какие книги вы принесли сегодня на урок? - Давайте определим о ком мы будем сегодня читать и говорить. ( разбросаны буквы от имени Серая Шейка) - Кто автор этого рпроизведения? -Объясните смысл следующих слов и словосочетании: роковой день, ключ, поросль, курлыкали, бывалые, партии, косяк. В словаре Ожегова найдите значение слов: 1группа- роковой 2 группа- поросль 3 группа- бывалые 4 группа- косяк -Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. -Что вы о нем знаете? -Ребята, а сейчас я расскажу вам немного о жизни и творчестве Дмитрия Наркисовича. Слушайте внимательно, в конце я задам вам несколько вопросов. - Родился Д. Мамин-Сибиряк в 1852-1912 году в небольшом заводском поселке в Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано. Цикл «Аленушкиных сказок» создавался с 1894-1897 гг. Сказки первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. Каждая сказка – своеобразный урок. Лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившиеся «Козявочке» по началу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но , увы, первая же встреча повергает ее в изумление – все уже кому-то принадлежит, а «Козявочкам» со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни.. Знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей ввиду, что, пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользы. А главное-надо уметь любить жизнь. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи-в предельно лаконичной форме дать детям , представление о законах человеческого бытия. бытия. Не меньшее значение, чем сказки, имеют в творчестве Мамина-Сибиряка для детей и рассказы, среди которых самыми популярными заслужено считаются рассказы о природе Урала и людях Урала («Уральские рассказы») и рассказы для маленьких тружениках. Нередко в творчестве писателя появляются произведения, предупреждающие об опасности бездумного вторжения в жизнь природы, существующей по своим законам. -А теперь ответьте мне на вопрос: когда родился Д.Н. Мамин-Сибиряк? -А где он родился? -С помощью кого его произведения начали выходить в свет? -Откройте свои учебники на странице 120, и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо ли оно вам? -Ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока! Чтение произведение по ролям. -Для кого изначально писал Дмитрий Наркисович? -А как назывался цикл сказок? -Какой смысл они в себе несли? |
-Прослушивание высказывания. -П\о. Да -П\о. Это чистоговорка -Чтение чистоговорки с различной интонацией. -П\о. -Чтение заголовка произведения. -П\о. Да\нет. - Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». -Роковой день-неизбежное, в данном случае драматический для серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов, Природы, которым подчиняется не только человек, но и боги. Ключ-вытекающий из земли источник, родник. Поросль-молодые побеги растений. Курлыкали-о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Бывалые-опытные, много видавшие и испытавшие. Партии-группы лиц, объединяющиеся с какой-нибудь целью. Косяк-Стая рыб, птиц. -П\о. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. -Рассматривание портрета. -П\о. -Прослушивание биографии. - П\о. Родился Д. Мамин-Сибиряк в 1852-1912 году. -П\о. В небольшом заводском поселке в Пермской губернии. - П\о. В последствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. -П\о. Сказки первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. -П\о. «Аленушкины сказки». Задумывались они, как педагогические заповеди ребенку ,которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – своеобразный урок. |
П1 Р1 П2 К2 П4 |
IV.Динамическая пауза. |
Проведение физкультурной минутки. |
Выполнение физических упражнений. |
- |
V.Первичное закрепление. 1.Чтение произведения по ролям. 2.Вопросы по содержанию текста. 2.Анализ текста. |
-Ребята. А теперь давайте прочтем произведение «Серая Шейка» по ролям. -Поделитесь своим впечатлением о прочитанном. -Определите жанр повествования. Назовите особенности сказки. . -Назовите особенности рассказа. -Подведем микро-итог. - В сказке о животных нет пейзажных описаний , авторских переживаний , а в рассказе о природе не может быть диалогов о животных. -Почему, по-вашему, автор изобразил реальный случай в виде сказки ? Чего он этим достиг ? -Назовите героев сказки. Кто такая Серая Шейка ? Расскажите о ней . Когда вам было особенно жалко ее? Найдите в тексте этот эпизод . - Вспомните, у нее были родители ? Одинаково ли родители относились к своей дочери ? - Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? -А Селезень ? - Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? - Дайте характеристику этим героям. Какими вы бы их словами охарактеризовали? -Вы все большие молодцы! |
-Чтение произведения по ролям. -П\о. Понравилось\Не понравилось. П\о. Сказка - вымышленные герои, волшебство, чудеса П\о. Рассказ - реальные события, реальные герои , реальные предметы. П\о. Вывод : это авторская сказка. -П\о. Чтобы мы могли воспринимать ситуации из жизни уже в детском возрасте. -П\о. Главный герой сказки. -П\о. Она всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать. - П\о. Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, « всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что Серой Шейки было бы лучше , если бы Лиса её съела: всё равно ей суждено погибнуть зимой. - П\о. Уточка была доброй, заботливой. -П\о. Селезень же любил порассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то « оказывалось, что он всегда умён, всегда прав и всегда лучше всех». |
П2 Р3 |
Информация о д/з. |
Найти «Аленушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка и прочитать их. |
-Запись д\з в дневник. |
К1 |
Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Оценивание обучающихся. |
-Посмотрите на доску. Продолжите предложения. Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю, что… -На уроке сегодня хорошо работали…….. |
- Продолжают предложения. |
Р2 П3 |