12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
brotsman208
2

Урок «Д.Н.Мамин-Сибиряк, сказка «Серая шейка»»



Учитель: Дисенова Лилия Ивановна

Предмет: чтение и развитие речи

Тема урока «Д.Н. Мамин - Сибиряк. Сказка «Серая Шейка»»

Класс – 5

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Вид урока: урок – беседа

Методическая цель урока: формировать у детей умение свободно ориентироваться в тексте

Цель: совершенствовать навык техники чтения в двух формах: вслух и молча, умение видеть, понимать и передавать настроение героев, учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства.
Задачи:
обучающая – продолжить работу с текстом большого объема (сказка Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»,5 частей);

коррекционная – корригировать мышление, речь, внимание, память на основе зрительного, слухового восприятия;
развивающая - развивать творческие способности, воображение учащихся;

воспитывающие:

 - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания;

- воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу на примере героев сказки – Серой Шейки и Зайца;

здоровьесберегающие: 

- сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха;

- использование ТСО и средств наглядности;

- создание комфортной и доверительной атмосферы в классе;

- осуществление психологической поддержки каждого ученика.

Методы: словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; демонстрация; индивидуальный, групповой.

Приемы обучения: психологический настрой, игровые приемы, занимательные упражнения.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование:

- учебник «Чтение», 5 класс» (автор-составитель З.Ф.Малышева);

- чистоговорка «Гора»;

- чистоговорка «Прыгаем по лесенке»;

- осколочная картина «Зимний лес»;

- слайдовая презентация (17слайдов);

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- рисунки учащихся;

- карточки-подсказки «Моя цель»;

- «Словарь настроений» – для работы в группах;

- таблица Шульте;

- слоговые таблицы;

- карточки «Найди слова» – для работы в парах;

- круги (красный, желтый, зеленый) для самооценки учащихся;

- карточки для проверки домашнего задания;

- геометрические фигуры (круг, ромб, квадрат, овал);

- зашифрованное слово «Сказка»,

- шифр;

- аудиозапись сказки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организация начала урока

(концентрация внимания учащихся).

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Дежурный, доложите о готовности класса к уроку.

Рапорт дежурного: сегодня в классе присутствуют ….. учащихся. Класс к уроку готов.

Дежурный …………….

После доклада учащийся сдает рапорт (в письменном виде) учителю.

1.Орг. момент.

-Здравствуйте, те, кто сегодня весел,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Здравствуйте!

Дети ровно стоят около парт, затем тихо садятся.

 

2.Эмоциональный

настрой «Подари улыбку».

-Дети, какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Улыбка – залог здоровья и успеха. Я желаю вам успеха на уроке.

Дети улыбаются учителю и друг другу.

 

II.Речевая разминка.

1.Артикуляционная гимнастика.

-А сейчас приготовьтесь к речевой разминке. Сядьте удобно, чтобы ничего не стесняло ваших движений.
В нашем доме 2 стены –

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар раздуться.

Закончили упражнение.

Дети выполняют упражнение, проговаривая слова.

 

2.Дыхательная гимнастика

(закаливающее носовое дыхание).

-Сейчас на улице становится все холоднее, а значит, повышается опасность заболеваний ОРЗ, ОРВИ и др. Закаливающее носовое дыхание улучшает кровообращение дыхательных путей, повышает устойчивость организма  к холоду,  инфекциям.

Итак, начинаем упражнение:

сделать 10 вдохов  и выдохов через  правую и левую ноздрю по очереди, закрывая их указательным пальцем правой руки. 

Закончили упражнение.

Дети выполняют упражнение вместе с учителем.

 

3.Работа со скороговоркой

«Город».

Учитель читает скороговорку сам, затем

ученики.

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.
До города дорога в гору.
От города – с горы. 

Читает сильный ученик (с места), 2 ученика (поочередно читают у доски по красочной «горке»).

Задание на доске

4.Прыгаем по лесенке.

Учитель читает слова на лесенке, затем читают ученики.

-Прочитать нужно правильно, громко, четко, внятно, соблюдая указанную интонацию.

Учащиеся читают слова на лесенке (сильный – слабый)

Задание на доске

5.Таблица Шульте.

Работа с таблицей Шульте улучшает память.

Систематические упражнения расширяют поле обзора глаз при чтении.

Правильная работа с таблицами Шульте: не отводя глаз от квадрата в середине, постарайтесь найти глазами все числа по порядку возрастания.

Дети работают с таблицами на местах (в течение 30 с.)

Слайд №2

III.Девиз урока

-Посмотрите на слайд и прочитайте «про себя»:

«Смотрим, слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!»

А теперь Ефремова Н. прочитает эти строки вслух.

Вслух читаем все вместе.

Эти слова будут девизом нашего урока. Я думаю, что они помогут нам справиться с заданиями любой сложности.

Читает Ефремова Н., затем дети хором повторяют девиз вместе с учителем.

Слайд №3

IV.Введение в урок

1. Коррекционное упражнение «Шифровка»

на основе зрительного анализатора.

- Внимание! Необычное задание.

-На доске зашифровано слово.

-Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание:

Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры и узнайте последовательность букв.
– Прочитайте, какое слово зашифровано? (
Сказка)

-Ребята, какие сказки мы с вами уже изучили?

-Правильно.

Учащиеся расшифровывают слово.

Дети перечисляют названия сказок («Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Задание на доске

2.Упражнение на

развитие внимания.

(Работа в парах)

- Найдите среди буквенного текста слова, подчеркните их.

1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ

2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН

3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ

- Найдите общее понятие для каждой строчки.

(1 строка – животные, 2 строка – рыбы, 3 строка – птицы)

Отвечает один учащийся с места, другой выходит к доске и показывает указкой на записи полученные слова.

Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения на местах

Слайд №4

3.Вводная беседа.

-Над какой сказкой мы работали на предыдущих уроках?

(Слова на слайде)

КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!

-Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…(К.Дитмар)

- Я думаю, сегодня на уроке мы будем учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение «Серая Шейка».

-Кто написал эту сказку?


- Ребята, дома вы готовили сообщения о писателе. Представьте их.

Ответы детей.

Учащиеся (у доски)

рассказывают о жизни и творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка.

Слайд №5

V.Определение темы и цели урока.

-Тема урока «Сказка Д. Н. Мамина – Сибиряка

«Серая Шейка»».

Мы продолжим работать по сказке «Серая Шейка», будем учиться применять знания, которые получили ранее; составлять характеристики героев и развивать навык правильного, выразительного чтения.

-Ребята, а чему вы хотите научиться на уроке? Если затрудняетесь ответить, можно воспользоваться карточкой – подсказкой, которая лежит перед вами. Сейчас каждый для себя выберите цель и озвучьте ее.

Цели выбраны, начинаем путь их реализации.

В конце урока вы будете себя оценивать.

Дети выбирают для себя цель на урок, зачитывают её вслух.

Примерные варианты:
• научиться выразительно читать;
• выражать свои мысли;
• развивать мышление и память;
• уметь работать с товарищами в группе;
• давать характеристики героям сказки;

читать правильно, без ошибок;

учиться говорить красиво;

беречь и укреплять свое здоровье;

- стараться правильно читать по ролям;

- читать вслух, не торопясь;

- анализировать поступки героев;

- учиться у героев сказки хорошим манерам и следовать их поступкам;

- буду стараться все хорошо запомнить, чтобы потом рассказывать своим друзьям

Слайд №6

VI.Работа со слоговыми таблицами разной структуры.

-Продолжаем работу.

-Прочитайте слоги, которые нам встретятся при чтении:

ПОД
НАД
НОВ
ЛИВ
ПЯТ
ЖЕН

СТА
СКО
СЛУ
СМИ
КРА
СТРА

КРЫЛ
КРАЛ
СТЕК
ЗВЕЗД
СРЕКТ

ЛАСЬ
ЛОСЬ
ЛЫНЬ
БОРЬ
НОЧЬ
ЖИЗНЬ

Дети читают слоги на карточках. Один учащийся читает слоги со слайда у доски.

Слайд №7

VII.Работа над литературным произношением слов.

-Вспомните, некоторые слова читаются не так, как пишутся.

Прочитайте глазами слова и ответьте, какое правило чтения объединяет эти слова?

(На конце слов произносится (во), вместо (го)). Помните это правило, не нарушайте его, слова в тексте читайте правильно.

Дети читают слова на указанное правило

ВСЕГО' - [ЕВО], 
ЛИ'ШН
ЕГО - [ЕВО] ,
СВОБО'ДН
ОГО - [ОВО]

 

VIII.Повторение пройденного материала.

1.Проверка домашнего задания.

-Проверку домашнего задания проведем

по цветным карточкам (В каждой карточке свое задание. Задания даны разной сложности.

Карточку дети выбирают сами, им предлагаются осколки картины. Каждый осколок помечен цветом, совпадающим с определенной карточкой)

Прочитать 1, 2 абзацы с отрывом взгляда от текста

Прочитать 4, 5, 6 абзацы, передавая состояние героев

Прочитать безошибочно 7 абзац

На доске висит осколочная картина, сверху на нее дети крепят свои ответы-фрагменты картины.

Дети составляют картину из 3 частей.

1 задание выполняет-Ефремова Н.,

2 задание выполняет-Ионина О.,

3 задание выполняет-Толстых К.

 

2.Упражнение на развитие логического мышления.

-Ребята вы сейчас читали разными тренировочными видами чтения. Для чего это нужно уметь делать?

Ответы детей.

 

3.Работа с «осколочной картинкой» (иллюстрация к сказке).

Развитие связной речи.

(Работа в группах)

-Картина составлена.

-Куда мы попали?

-Кого мы видим в лесу?

-Кто из вас видел зимний лес?

-Какой он зимой?

-А теперь представьте, что мы оказались с вами в этом лесу.

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд №8

4.Чтение слов в столбиках

Работа в группах.

-Какое настроение создает картина этого леса?

-Найдите в словаре настроений слова, подходящие к этой картине. (Приложение№1)

Проверка групповой работы.

Учитель озвучивает ответы обеих групп.

Выбирают слова из «Словаря настроений»:

1 группа – в 1-м столбике (беспокойное, боязливое, мечтательное);

2 группа – во 2-м столбике (любование,

сонное, спокойное).

 

Физминутка.

Учитель показывает движения.

Дети выполняют движения под музыку.

IX. Работа с текстом (по учебнику).

Осмысление. Соотнесение старой и новой информации.

-Ребята, мы с вами описали зимний лес, а в какое время года начинается действие в сказке?

(Наступила осень, и птицы начали готовиться к отлету).

- Алина, почему Серая Шейка никуда не собиралась лететь?

-Шло время, менялась природа. Давайте вспомним, как автор описывает позднюю осень. Откройте учебники стр. 41, найдите отрывок описания поздней осени. Следим по учебнику и слушаем аудиозапись описания поздней осени.

(Вообще хорошего было мало).

- Почему автор пишет об этом?

Ответы детей:

-осенью;

-у нее было сломано крыло;


 


 

-хочет подчеркнуть, что природа жалеет Серую Шейку.

Слайды №9,10,11,12

 

-Найдите предложение «Наступил роковой день». Как вы понимаете эти слова?

- Уточка осталась одна.

найдите в тексте, о чем думает уточка? Стр.43

- Кого встретила Серая шейка?

- Что общего у Зайца и Серой Шейки?

- Серая Шейка в отчаянии потому, что она встречает свою старую знакомую Лису. Сейчас прочитайте этот отрывок по ролям.

- С какой целью автор описывает первые признаки зимы?

-наступил самый страшный, неизбежный день;

-лучше бы Лиса меня съела…

-зайца;

-беззащитность, страх.

Дети читают по ролям (Лиса, Серая Шейка, автор) – стр.46

-описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет трудно пережить зиму.

 
 

Темное расслабление.

-Ребята, вы сейчас читали, следили по тексту, ваши глаза устали, сделаем паузу.

-Разогреем наши ладони; положите на закрытые глаза теплые ладони и постарайтесь добиться идеально черного цвета. У кого получилось, уберите ладони с глаз. Отдохнули? Продолжаем работать дальше.

Дети выполняют упражнение вместе с учителем.

Слайд №13

 

-Бедная Серая Шейка настолько боялась Лисы, что не могла любоваться творившимися вокруг нее чудесами.

(Все было красиво, но не для нее).

-Через описание природы автор показывает переживания героини.

- Чего больше всего боялась Серая Шейка?

- Кто еще переживал за Серую Шейку? Подтвердите ответ словами из текста, стр 47.

Проблемная ситуация.

-Как вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении, если мы вместо «Серая Шейка» будем называть героиню сказки просто уткой, как Зайца и Лису?

Проведем эксперимент. Прочитайте начало III части, заменив (во всех случаях) Серая Шейка

на слово «утка»

Вывод: Имя очень значимо и несет в себе отношение автора к героине.

Автор заботится о ней и переживает за ее дальнейшее существование.

-Как автор показывает, что Серой Шейке придется трудно?

-Почему автор часто обращается к описанию природы? Прочитайте вслух.

-Описание природы-это описание борьбы.

Природа готовит нас к опасности.

Очень грустно и страшно заканчивается 4 часть.

-Подумайте, какой новый персонаж появляется в эту опасную для Серой Шейки минуту?

Отрывок «Описание зимы»

наизусть читает Иванов Н.

Отрывок, стр. 46-47 (на фоне слайдов).

Ответы детей:

-она боялась, что река замерзнет, Лиса ее съест.

-Заяц

Ответы детей:

-да, изменится.

Дети читают и сами делают вывод.

Вывод: Имя очень важно.

Дети читают описание природы.


 

Дети отвечают, что появляется охотник Акинтич.

Слайды №14,15,16

-А почему именно человек спасает Серую Шейку?

- Чему можно больше верить словам или делам?

- Работа по рисункам учащихся к сказке.

- На всех ваших рисунках изображены только добрые герои. Я считаю, что вы добрые душой.

Ответы детей:

-человек заботиться о тех, кто слабее

Ответы детей:

-нужно верить делам потому, что слова очень часто расходятся с делом. (Лиса говорит ласково, но хочет ее съесть. А старичок называет ее «глупой» и спасает).

Дети выходят к доске. Каждый берёт в руки свой рисунок.

Дети занимают свои места.

X.Рефлексивная минутка. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

-Вы сегодня были активными, внимательными, творческими. В начале урока каждый из вас определил цель. Поднимите руку те, кто считает, что он достиг своей цели. А теперь поднимите руку те, кто считает, что ему необходимо ещё потрудиться над этой темой.

Возьмите круги, внимательно посмотрите на слайд и сделайте свой выбор. Поднимите карточки вверх.

Дети анализируют свою деятельность, дают эмоциональную оценку своего участия в уроке

(выбирают круг желтого, зеленого или красного цвета).

Слайд №17

XI. Итог урока.

Организует деятельность учащихся направленную на подведение итогов.

-Какое произведение мы с вами сегодня анализировали?

-Какое настроение у вас осталось от произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка?

Аргументированное оценивание учащихся.

А сейчас домашнее задание.

Оно необычное. Посмотрите мультипликационный фильм «Серая Шейка» и ответьте на вопрос: «Что понравилось больше (мультфильм или художественное произведение). Почему?»

Спасибо за урок!

Формулируют высказывания.

Отвечают на поставленные вопросы.

Подводят итог урока.

Ответы детей.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ ПО СКАЗКЕ "СЕРАЯ ШЕЙКА"
PPTX / 1.24 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.