12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насенкова Анастасия Михайловна69
Россия, Башкирская респ., Уфа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника Насенкова А.М.

Тема урока Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Класс 4

Цель урока: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения

Задачи фрагмента урока:

Дидактические –

Учить доказывать свою точку зрения.

Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Развивающие–

Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.

Воспитательные -

Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;

воспитывать интерес к русскому языку;





Этап фраг

мента урока

Образова

тельная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятель

ность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

метные

Мета

Пред

мет

ные

Лич

Ност

ные

1. Орг.

момент.


приветствие, фиксация отсутст­вующих;

- проверка подго­товленности классного поме­щения;



- Дети, однажды один писатель сказал:

Человек, который понимает природу – благородный, чистый, и добрый».

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Мы поговорим с вами и о природе и о важном качестве человека, о нем говорится в стихотворении « Сердец доброта»

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Ф

Самоконтроль

совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

самоопределение (Л)


Формирование умения высказывать суждения


II.Мотивация учебной деятельности


Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

Устный опрос

- Что такое доброта? Назовите антоним этого слова.

- Что есть зло?

- В нашей жизни существует добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела.

- Как вы думаете, легко ли быть добрым? Каких людей, по-вашему больше, злых или добрых?

- Человек по отношению к кому может быть добрым? (животным, людям)

- Какого же человека можно назвать добрым?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Ответы на вопросы

И

Презентация


Самоконтроль

выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

мотивационная

основа учебной

деятельности (Л);


смыслообразование

(Л);


структурирование

знаний (П);


осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.


III. Актуализация знаний.


Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

Практический метод

- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.


Ш

Е

*

М

*

Ы

Р

И

П

7

4

*

5

*

6

2

3

1


- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш».

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш?

Составление кластера на доске

-Какой же вывод следует?

Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

- И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

-Найдите произведение в учебнике.

- Кто автор его? (Д.Н. Мамин - Сибиряк)

- Прежде чем прочитать наше произведение, хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя.

1.Сведения об авторе

- Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали?

2.Работа по выставке книг

- Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете?

1. Словарная работа (Слайды 6-7)

2. Чтение текста:

а)Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

Обсуждение прочитанного:

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

- Какие еще слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер?

( Добавляется кластер. Слова пишутся мелком другого цвета).

- Как лебедь оказался у Тараса?

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

- А как бы вы поступили на его месте?

б) Чтение 2 части самостоятельно.

Работа с текстом после чтения:

- Расскажите, как Тарас говорил о лебеде?

- Какой питомец жил еще у Тараса?

- Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с

приемышем?

- Давайте сравним этих двух питомцев.




Расшифровывают

Отвечают на вопросы.

Об авторе рассказывают подготовленные ученики.


Г

Презентация


Самоконтроль

использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.


Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям


IV.Физкультминутка.



Физ. упражнения

Релаксация (просмотр видеоролика)

- В этой презентации вы увидите красоту природы, а смотреть вы ее будете на фоне музыки, которая называется «Утро в лесу», а написал эту музыку композитор Эдвард Григ.

- Где мы с вами встречали это имя?


Просмотр и прослушивание видеоролика.

И


Самоконтроль




V. Организация познавательной деятельности.


1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению)

3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала.


Практический метод

Чтение 3 части.

- Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте.

- Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок.

- В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте

– А что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

- Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам.

Вопросы на слайде:

Кто такой Тарас?

Чем он занимался?

Где он жил?

Как относился к природе?

Почему он приютил лебедя?

(Тарас старый человек. Жил около леса на Светлом озере. Он был рыбаком. К природе относился бережно, оберегал природу. Тарас был добрым человеком.)

- Давайте те качества Тараса, которые ему присуще.

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

г) Чтение последней части рассказа. (Читает учитель)

- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским?

( Заслушиваются ответы учащихся)

- Каким автор увидел Тараса осенью?

- Почему он так сильно изменился

- Тосковал ли старик по своему лебедю?

- Легко ли расставаться с другом?

Чтение текста. Рассуждение. Ответы на вопросы.


Ф,И

Учебник

Взаимоконтроль

Самоконтроль


самоопределение (Л);

нравственно-

этическое оценивание

усваиваемого

содержания (Л);

постановка

познавательной цели

(П);

познавательная

инициатива (Р);

планирование,

прогнозирование (Р);

построение

логической цепи

рассуждений (П);


Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям


VI. Рефлексия

1.Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции и сотрудни­чества


Устный опрос

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

Вопросы на слайде: Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? - Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны.

- А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника.

Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения. Вывод делают сами учащиеся..

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека.

- Какие пословицы можно применить к данному произведению?

Жизнь дана на добрые дела.

Свет не без добрых людей.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Добра желаешь, добро и делай. - Чему учились на уроке?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что помог понять вам рассказ?

- Какой вывод по уроку можно сделать?

Запись в тетрадях в таблицу:

Для меня было сложным…

Мне понравилось…



Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода.

Работа в группе

Г

Таблица самооценки в тетради.


Самоконтроль

Умение

проводить

самооценку и

взаимооценку


- нравственно-

этическое оценивание

усваиваемого

содержания (Л);

- анализ, синтез,

сравнение, сериация,

классификация (П);

- поиск и выделение

необходимой

информации (П);

- моделирование,

преобразование

модели (П); - умение

структурировать

знания (П);


Мотивация успеха

и развития,

перцептивные

особенности,

мнемнические

особенности

личности. Умение

проводить

самооценку и

взаимооценку


учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого

VII. Домашнее задание.


Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания


Написать отзыв или небольшое “эссе”

Составление синквейна «Приемыш», «Доброта»

*3. Составить рассказ на тему “ История одного лебедя”.

Обсуждают домашнее задание.

Ф

Презентация

Самоконтроль

Умение

осуществлять

синтез

информации



Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.