Урок чтения в 4 классе: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника Насенкова А.М.
Тема урока Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Класс 4
Цель урока: Учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения
Задачи фрагмента урока:
Дидактические –
Учить доказывать свою точку зрения.
Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.
Развивающие–
Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.
Воспитательные -
Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
воспитывать интерес к русскому языку;
Этап фраг мента урока | Образова тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятель ность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||
Пред метные | Мета Пред мет ные | Лич Ност ные | ||||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент. | приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности классного помещения; | | - Дети, однажды один писатель сказал: “Человек, который понимает природу – благородный, чистый, и добрый». - Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Мы поговорим с вами и о природе и о важном качестве человека, о нем говорится в стихотворении « Сердец доброта» | Проверка готовности к уроку, настрой на работу. | Ф |
| Самоконтроль | совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности | самоопределение (Л) | Формирование умения высказывать суждения | ||||||||||||||||||
II.Мотивация учебной деятельности | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | Устный опрос | - Что такое доброта? Назовите антоним этого слова. - Что есть зло? - В нашей жизни существует добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела. - Как вы думаете, легко ли быть добрым? Каких людей, по-вашему больше, злых или добрых? - Человек по отношению к кому может быть добрым? (животным, людям) - Какого же человека можно назвать добрым? -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить. | Ответы на вопросы | И | Презентация | Самоконтроль | выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; | мотивационная основа учебной деятельности (Л); смыслообразование (Л); структурирование знаний (П); | осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения. | ||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний. | Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Практический метод | - А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». - Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? Составление кластера на доске -Какой же вывод следует? Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди - И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении. -Найдите произведение в учебнике. - Кто автор его? (Д.Н. Мамин - Сибиряк) - Прежде чем прочитать наше произведение, хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя. 1.Сведения об авторе - Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали? 2.Работа по выставке книг - Ребята, читать рассказ мы будем по частям. - При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете? 1. Словарная работа (Слайды 6-7) 2. Чтение текста: а)Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения) Обсуждение прочитанного: - Почему хозяина избушки не оказалось дома? - Как вы думаете, кто же был Приёмышем? - Какие еще слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер? ( Добавляется кластер. Слова пишутся мелком другого цвета). - Как лебедь оказался у Тараса? - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас? - А как бы вы поступили на его месте? б) Чтение 2 части самостоятельно. Работа с текстом после чтения: - Расскажите, как Тарас говорил о лебеде? - Какой питомец жил еще у Тараса? - Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с приемышем? - Давайте сравним этих двух питомцев. | Расшифровывают Отвечают на вопросы. Об авторе рассказывают подготовленные ученики. | Г | Презентация | Самоконтроль | использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка | Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого. | Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям | ||||||||||||||||||
IV.Физкультминутка. | | Физ. упражнения | Релаксация (просмотр видеоролика) - В этой презентации вы увидите красоту природы, а смотреть вы ее будете на фоне музыки, которая называется «Утро в лесу», а написал эту музыку композитор Эдвард Григ. - Где мы с вами встречали это имя? | Просмотр и прослушивание видеоролика. | И | | Самоконтроль | | | | ||||||||||||||||||
V. Организация познавательной деятельности. | 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. | Практический метод | Чтение 3 части. - Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте. - Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок. - В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте – А что вы узнали из этой части о жизни Тараса? - Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам. Вопросы на слайде: Кто такой Тарас? Чем он занимался? Где он жил? Как относился к природе? Почему он приютил лебедя? (Тарас старый человек. Жил около леса на Светлом озере. Он был рыбаком. К природе относился бережно, оберегал природу. Тарас был добрым человеком.) - Давайте те качества Тараса, которые ему присуще. - Как вы думаете, каким будет конец этой истории? г) Чтение последней части рассказа. (Читает учитель) - Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским? ( Заслушиваются ответы учащихся) - Каким автор увидел Тараса осенью? - Почему он так сильно изменился - Тосковал ли старик по своему лебедю? - Легко ли расставаться с другом? | Чтение текста. Рассуждение. Ответы на вопросы. | Ф,И | Учебник | Взаимоконтроль Самоконтроль | | самоопределение (Л); нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); постановка познавательной цели (П); познавательная инициатива (Р); планирование, прогнозирование (Р); построение логической цепи рассуждений (П); | Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям | ||||||||||||||||||
VI. Рефлексия | 1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества | Устный опрос | - Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее: Вопросы на слайде: Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? - Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной? - Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны. - А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника. Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения. Вывод делают сами учащиеся.. - Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека. - Какие пословицы можно применить к данному произведению? Жизнь дана на добрые дела. Свет не без добрых людей. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добра желаешь, добро и делай. - Чему учились на уроке? - Какие чувства вызвал у вас рассказ? - Что помог понять вам рассказ? - Какой вывод по уроку можно сделать? Запись в тетрадях в таблицу: Для меня было сложным… Мне понравилось… | Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода. Работа в группе | Г | Таблица самооценки в тетради. | Самоконтроль | Умение проводить самооценку и взаимооценку | - нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); | Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого | ||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | Написать отзыв или небольшое “эссе” Составление синквейна «Приемыш», «Доброта» *3. Составить рассказ на тему “ История одного лебедя”. | Обсуждают домашнее задание. | Ф | Презентация | Самоконтроль | Умение осуществлять синтез информации | | Формирование умения анализировать и давать оценку своим действиям |