12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АЙРАПЕТЯН ЛЕАНА ХАЗБИЕВНА44
НАЙТИ КЛЮЧИК К КАЖДОЙ ДЕТСКОЙ ДУШЕ ,ПОДАРИТЬ ДЕТЯМ ЧАСТИЧКУ СВОЕГО СЕРДЦА!
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к творчеству Коста Левановича Хетагурова».



Весь мир –мой храм ,

Любовь -моя святыня,

Вселенная – Отечество мое !

Эти слова великого гения , основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова являются мерилом для всего народа.

Благодаря необычайному таланту его имя известно во всем мире. Для Коста нет национальных границ , он любил весь мир ,мечтал о том ,чтобы все жили счастливо и помогали друг другу. Он создал много великолепных произведений , на которых воспитывалось не одно поколение осетин. Популярность его произведений не только не угасает ,но с каждым годом разгорается все сильнее .

« Объедини нас, благословенное слово!- этой цели Коста посвятил всю свою жизнь, отдал все свои силы без остатка. И появился на свет «Ирон фандыр»- песня –плач осетинского сердца. Появилась книга ,в которой наш язык засверкал как чистейший алмаз – завещание поэта всем последующим поколениям Осетии» , -Ахсар Кодзасти.

В каждом его произведении заложена частичка его души, поэтому они и имеют такую силу . Силу, которая заключается в эмоциях: в переживаниях, в радости от прочитанного, в обдумывании , во множестве других аспектов, которые открываются нам в поэзии.

Сегодня каждое выступление посвящается выдающемуся поэту ,просветителю ,художнику и патриоту ,чье имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской ,но и российской отечественной культуры. Мы гордимся человеком , память о котором собрала нас сегодня в этом зале.

Актуальность : В нашем современном мире ,благодаря средством массовой информации и интернет ресурсам все народы сближаются друг с другом .Все больше и больше людей узнают о культуре ,традициях ,как своего ,так и других народов.

Одним из ярчайших представителей нашего народа является Коста Хетагуров. В этом году мы отмечаем 160-летие со дня рождения великого гения, основоположника осетинского литературного языка. С годами мы все глубже понимаем и осознаем величие личности Коста Хетагурова. Очень важно ,чтобы у детей с раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Взрослые должны понимать важность ознакомления детей с осетинской художественной литературой для развития их эмоциональной сферы.

Через его произведения дети изучают традиции осетинского народа ,его устои : почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера , как трудолюбие ,честность, смелость, ответственность, прививая интерес к знаниям.

Коста очень любил детей и писал для них стихи. Его произведения способны обогатить дошкольников впечатлениями ,воспитать интерес и любовь к литературе ,родному слову ,развить речь ,воспитать доброту ,отзывчивость ,расширить представление о животном и растительном мире ,о жизни нашего народа.

Знакомя детей с творчеством великого Коста , мы обращаем внимание на следующее :

-выбранное произведение должно соответствовать возрасту детей;

-текст должен быть понятным и интересным ;

-сложность содержания должна нарастать постепенно ;

-стихи повторялись не только на занятиях ,но и на прогулке ;закреплялись в игре и беседах со взрослыми ;

-помнить ,что чтение требует работы над выразительностью речи и со звуковым оформлением ;

-заучивание стихотворений нужно тонко и деликатно .

Критериями отбора для ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста осуществляется с учетом тематики , близкой им по возрасту ,с доступным восприятием литературных образов и простое изложение текста.

В раннем возрасте мы знакомим детей с детскими стихотворениями «Гино», «Уасæг» и «Фыдуаг». В старшем возрасте закрепляем пройденный материал ,а также знакомим дошколят с более сложными произведениями: «Скъоладзау», «Лæгау», «Фæззæг», «Зæрватыкк», «А-лол-лай», «Кæмæн цы»…

Стихи Коста , которые он написал для детей доступны для понимания, так как можно объяснить смысл каждого стихотворения. Процесс ознакомления старших дошкольников с творчеством Коста осуществляется в определенной системе.

Дети с огромным интересом знакомятся с понравившимся автором ,проявляют большой интерес ,любознательность на стремление воспитателя ближе познакомить их с великим гением Коста..

Существуют разные формы работы с детьми : это занятие по чтению произведений, -заучивание стихотворений ; -беседа о творчестве Коста ; -Слушание фонозаписи ,с использованием мобильного приложения «Ирон чиныг», в исполнении народных артистов ; -игры ,импровизация детей , -инсценировки,…

Для доступного изложения материала нужно использовать заранее подготовленный наглядный материал ,фотографии ,репродукции, выставки книг, иллюстрации к произведениям ,мнемотаблицы (которые очень нравятся детям) .

Каждый год в нашем детском саду воспитатели , дети и родители празднуют день рождение любимого поэта. Мы составляем план мероприятий на Неделю Коста и отражаем его во всех образовательных областях.

Давно доказано ,что ребенку ,знающему большое количество стихов в детстве ,в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания ,они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития ,чем их сверстники ,которых по каким –либо причинам не знакомили со стихами. Наши дети с большим удовольствием заучивают стихи , выступают на праздниках ,развлечениях. Поэтому мы ,как одну из форм организации деятельности дошкольников ,предлагаем конкурс чтецов ,который дает возможность каждому ребенку для самореализации.

Подготовка к конкурсу на лучшее чтение стихотворений Коста ,позволяет воспитателю решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой)..

В основу своей работы с детьми я ставлю обогащение активного словаря воспитанников . С малышами я делаю акцент на речевых играх. В старшем дошкольном возрасте я попробовала найти новую форму, в которой ребята смогли бы проявлять свои индивидуальные способности и речевую активность. Важно предложить участникам такую форму работы ,в которой все желающие смогли бы проявить потребность выступления перед аудиторией . Предоставить возможность выбора понравившегося стихотворения ,согласна детскому интересу ,возможностям и способностям ребенка. Ребенок в домашней обстановке может послушать стихотворение Коста Хетагурова в мобильном Приложении «Ирон чиныг» ,в исполнении лучших артистов Осетинского театра и выбирает понравившийся. Эти мероприятия рассчитаны для целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Они способствуют привитию любви к художественной литературе ,через различные виды совместной деятельности и заучивания стихотворений. Направлены на повышения речевой активности и речевой культуры детей.

В старших группах вместе с муз. работником проводим вечер прослушивания музыкальных произведений на стихи Коста . Дети с большим интересом слушают ,а потом делятся эмоциями друг с другом.

О жизни в старину могут много рассказать колыбельные песни . Основное содержание песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем . Они изобилуют поэтическими образами птиц , диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, добрых ,приходящих к колыбели и окружающих ребенка..

С ранних лет , с колыбельных напевов наши дети знают стихи Коста. Когда осетинская мама или бабушка баюкает малыша , она напевает ему колыбельную «А-лол-лай». Дети с большим интересом слушают , а потом и сами напевают прекрасные строки ,качая осетинскую люльку. (авдæнæ).

Инсценировка произведений развивает творческие способности в театрализованной деятельности. Дети очень любят играть разные роли : «Скъолайы лæппу», «Цъиу æмæ сывæллæттæ» , « Æрра фыййау»….

«….Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа», - говорил Александр Фадеев.

Он был великим художником . Коста с детства очень любил рисовать . На своих картинах он изображал жизнь своей родной Осетии , осетинского народа , природу Кавказа… у наших дошколят тоже была возможность представить себя маленьким художником и поучаствовать в конкурсе на лучший рисунок по мотивам произведений поэта. ( дети нарисовали любимых персонажей –«Гино», «Уасæг», кто-то нарисовал горы , а кто-то и самого гения Коста . Картины были выставлены в родительский уголок .).

Чем больше эмоциональных , выразительных впечатлений получит ребенок в детстве ,особенно в старшем дошкольном возрасте, через произведения поэта ,тем более яркой и творческой личностью станет он в будущем. Именно произведения Коста дают такой богатый материал для сопереживания его героям, погружения в исторически далекие времена. Дети радуются вместе с героями ,начинают эмоционально рассказывать по ролям , показывают персонажей произведений в движении .Описывают , дополняют и цитируют фразы героев с выразительностью и интонацией.

Стихи Коста переложены на музыку ,на его произведения написаны сценарии фильмов . Дети с особой гордостью и любовью исполняют песни по произведениям, разучивают слова и стараются правильно произносить все звуки осетинского языка , сопровождая все жестами и мимикой.

Малыши очень полюбили мультфильм, по произведению Коста «Кæмæн цы» и в старшей группе разучили слова стихотворения . Они стали активными участниками образовательного процесса ,активисты предложили отключить звук и стали комментировать каждое движение ,проявлять творческие способности ,а остальные дети с огромным интересом слушали их..

В этом году Акция «Читаем Коста» открыла неделю ,посвященную основоположнику осетинской литературы. Главная задача мероприятия – приобщение подрастающего поколения к нашей культуре и творчеству великого Коста . В мероприятии участвовали учащиеся школ и наши воспитанники, старшего дошкольного возраста. Дети прочитали стихи , спели песни и украсили праздник осетинскими танцами ..

« В личности , в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа ,выработанный ,выкристаллизированный на протяжении многовековой трудной истории»,- говорил Нафи Джусойти .

Коста создатель осетинской национальной художественной литературы. Он стал одним из главных героев . Образ нашего , всеми любимого поэта и поныне привлекает внимание всех последующих писателей ,художников и поэтов! Коста вечно будет жить в памяти осетинского народа. О нем будут слагать легенды , сочинять стихи и петь песни ..

Пройдут еще года , века , но можно быть уверенным ,что имя славного осетина будет по-прежнему сиять и оставаться в памяти благодарных потомков.





Список используемой литературы:



1.Абаев В.Д. Коста Хетагуров и его время .-Тбилиси ,-1961-199с.

2. Журнал Ногдзау. -2019 -5.

3. Фотоальбом. Коста. - Владикавказ : Ир ,2000-128с.

4.Джимиева К.Т. Программа по осетинскому языку как второму для ДОУ- Владикавказ: 2011.-49с.

5. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений .В 5 томах . –Владикавказ ,2005.- 318с.

6. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. Дошк. Воспитание.- 2008. №5 .-с. 13-21.

7. Салагаева З.М. Коста Хетагуров и осетинское творчество. – 1959 -196с.

8. Гагкаев К.Е. О языке и стиле Коста Хетагурова . – Ордж., 1956.

9. Малкин А. Коста Хетагуров (Жизнь и творчество)- Ордж.,1939.-29с.

10. Джатиев Т. И. Горная звезда. –М., 1973-386с.

11. Газета «Ираф» - 2019











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.