Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к труду
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ТРУДУ.
Вид труда |
Объем трудовых умений и навыков |
Методические приемы |
Форма организации |
Самообслуживание |
Самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело, убирать свою постель Аккуратно хранить свою одежду и обувь, приводить её в порядок. Стараться быть всегда быть опрятным и аккуратным, помогать другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Беречь личные вещи. Стирать свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики). Самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место |
- рассказ педагога о взаимосвязи труда людей разных профессий; - использование методов опосредованного ознакомления с трудом взрослых (чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач, рассказы воспитателя ( с использованием картин) о труде взрослых; - дидактические игры («Угадай профессию», «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?», «Кем я буду» и т.д.); - самостоятельный труд детей; - контроль; - поощрение успехов; - оказание взаимопомощи друг другу; |
Самостоятельная деятельность ребенка |
Хозяйственно-бытовой труд |
Привычка поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия). Выполнять обязанности дежурных. Самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок и пр. Заниматься стиркой. Стараться помогать малышам. Уважать тех, кто трудится, и бережно относиться к результатам их труда |
- организация коллективного труда; - поощрение; - совместный труд; - поочередное назначение детей ответственными за общие дела; - объединение в труде детей, разных по характеру; - индивидуальный подход; - помощь детям в распределении обязанностей - в совместном труде (на первых порах); - показ рациональных и экономичных приемов работы; - напоминание; - опора на опыт, знания и умения детей («Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь», «Попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось сделать лучше»); - поощрение; -вопросы о предстоящем трудовом процессе; - объективная оценка труда детей; - беседа о проделанной работе, о ее результатах и качестве, о том, как распределялись обязанности;
|
Поручения (индивидуальные, совместные (2-3 ребенка) коллективные); эпизодические, кратковременные и длительные. Совместный и коллективный труд. Дежурства по столовой, по занятиям |
Вид труда |
Объем трудовых умений и навыков |
Методические приемы |
Форма организации |
Ручной труд |
Самостоятельно выполнять простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивать петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде. Сортировать природный материал, готовить материал к работе. Под руководством воспитателя готовить мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делать заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.). |
- совместный труд со взрослым; - поддержание желания трудиться; - поощрение активности и самостоятельности; - поручение детям отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать место для работы; - индивидуальный показ, как пользоваться иглой и нитками, как зашивать; - организация помощи младшим детям. |
Помощь взрослому, индивидуальные поручения, коллективный труд |
Труд в природе |
Труд вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, собирать урожай, высевать семена, сажать корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растении, пересадкой из грунта в горшки). Очищать, мыть и убирать инвентарь, следить за чистотой и хранением. Мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирать плоды и семена для - подкормки птиц, кормить зимующих птиц. |
- пример взрослых; - совместный труд со взрослым; - наблюдения за трудом взрослых в природе; - посильное участие детей; - поощрение; - показ и объяснение трудовых действий; - периодическое осматривание уголка природы вместе с детьми; - рассказы на этические темы. |
Индивидуальные и совместные поручения, коллективный труд, дежурство по уголку природы. |
Горбачёва Марина Юрьевна