Доклад «Мониторинг обученности школьников: эффективная подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

2
0
Материал опубликован 13 July 2017

Доклад «Мониторинг обученности школьников: эффективная подготовка к ЕГЭ

по русскому языку»

1. Наименование опыта: «Мониторинг обученности школьников: эффективная подготовка к ЕГЭ по русскому языку». 

2. Этапы работы: 

изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися; 

создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде; 

3. Использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ. 

4. Прохождение курсов повышения по данной проблеме. 

3. Цели: 

создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку; 

формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы. 

4. Задачи: 

организовать информационную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ; создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем; 

способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности; 

расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям; 

5. Актуальность. 

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. 
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы. 

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им: 

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил; 

избежать обидных технических ошибок; 

узнать об особенностях ЕГЭ; 

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. 

6. Технология опыта 

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. 

В моей педагогической практике один выпуск со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 5 -11 классов. Начиная с 5 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных. 

В старших классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению. 

Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные), содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование. 

Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ считаю работу с предложениями – упражнениями, с опорными схемами. Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление. 

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста (основной мысли). Такая работа проводится как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. 

Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною был разработан в 2010 году элективный курс «Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по русскому языку». 4) Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе. 

Этот курс я начинаю вести в 10 классе, и снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений. 
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических. 

7. ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. 

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников. 

Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. 

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках. 

Начиная с азов работы с компьютером, я научилась готовить презентации в редакторе Power Point иллюстративного характера, а затем стала находить готовые, что намного экономит время учителя при подготовке к занятиям. Основная функция презентации – служить наглядным материалом. 

Неплохо, конечно, использовать тесты, включённые в состав мультимедийной презентации — краткость заданий, но на данный момент наша школа не так оснащена различными ТСО, не в каждом учебном кабинете имеется компьютер, подключенный к интернету. Но есть надежда, что скоро и сельские школы зашагают в ногу с городскими.
Замечательным помощником, я считаю, является электронный учебник «ЕГЭ без ошибок» О.В. Волковой, Я.В. Алексеевой, который я рекомендую своим ученикам, в котором теоретический материал представлен в виде алгоритма для запоминания, сопровождающийся тестовым материалом с разъяснением. Но главное это то, что указаны «ловушки» с которыми встретиться могут не очень вдумчивые учащиеся. 

Одним из эффективных приемов подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку является использование материалов Единой коллекции ЦОР. 

8. Трудоёмкость: 

Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний. 

9. Результативность: 

Реализация данной методической системы обучения учащихся привела к хорошим результатам. 

Процент качества знаний обучающихся по итогам республиканского мониторинга за 2010-2011 учебный год - межаттестационный период -71%

Результат итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ за 2010-2011 составил 65, 5 %.

Результат итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ за 2015-2016 составил 50 %.

10. Заключение 

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

   Своим опытом по этой теме я делилась на открытых уроках не только в своей школе, но и перед учителями района. Так в 2013 учебном году на районном семинаре учителей русского языка и литературы делилась со своим опытом по теме «Педагогические предложения и находки, презентации и открытые занятия элективного курса». Также давала открытые уроки, (это и школьный и муниципальный уровни) где демонстрировала элементы по подготовке детей к ОГЭ и ЕГЭ. Мною в электронном периодическом журнале «Педмир» и в журнале «Народное образование» размещены уроки, внеклассное мероприятие, авторские рабочие программы по русскому языку «Выразительное слово» и по литературе «Мифология древней мордвы»

  Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

Использованная литература

Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дормидонова Т.И. Диагностика обученности [Электронный ресурс] // Петербургский социальный портал. - СПб., 2003. - URL: http://www.socspb.ru/edu/spetialist/publication/doc4721/print.phtml.

3. Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения / Акад. проф. образования. - М.: ИСОМ, 2003. - 45 с.: ил. - (Прил. №10 к журн. "Проф. образование").

4. Старикова Т.С. Тест как инструмент оценки качества обученности учащихся // Проф. образование. - 2006. - №6. - С. 13.

5. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования / Н. Яшина; Центр развития образования // Нар. образование. - 2004. - №7. - С. 131-139. - (Проблемы обучения).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.