12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Таймуразовна Томаева1006
Учитель экономики и информатики. Педагогический стаж - 31 год. Имею следующие награды: Почетная грамота МО и науки РСО-А, 2015 г. Почетная грамота МО и науки Российской Федерации, 2021 г.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., с. Чермен

Доклад на тему:

«Функциональная грамотность на уроках информатики».




                               








Важная  задача современной школы – формировать и воспитать функционально грамотных людей.

            Давайте ответим на вопрос: Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это  когда человек способен легко  вступать в отношения с внешней средой, быстро развиваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – это  способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется  в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Функционально грамотная личность  - это человек самостоятельный, познающий новое, обладающий определёнными качествами.

Сегодня как никогда востребованы люди, которые умеют  адаптироваться в меняющихся различных жизненных ситуациях. Функциональная   грамотность   складывается   из   компьютерной, информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, бытовой и общей грамотности человека.

Необходимо строить каждый урок информатики так, чтобы у всех учеников вызвать интерес, сформировать учебную активность и желание творить и узнавать, открывать какие-то знания, формулировать и проверять предположения — задача современного учителя.

Активное обучение предполагает использование системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе учебной деятельности.

Активное обучение предполагает групповую  активность учащихся, и направленность действий Характерные признаки функционального обучения:

 – активность (социальная, познавательная);

 – инициатива (направленность действий);

 – практический опыт(применение на практике);

 – обратная связь;

 – решение проблем;

 – овладение навыками работы в команде(группе).


Активность учащихся заключается в  изменении образа действий учащихся по взаимодействию, например, в деловой игре (ученики могут менять рабочее место, создавать  презентацию у доски, работать в группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки).

            Социальная активность учащихся проявляется в том, что они сами являются инициаторами взаимодействия друг с другом, используют разные приемы и технику обмена данными (задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями).

  • Познавательная активность учащихся проявляется также в необходимости самостоятельно формулировать проблему, определять способы ее решения, предлагать рекомендации, и, конечно же, после всего, принимать решения. Результатом такого урока является рост интереса учеников, заинтересованность их, изменение атмосферы в классе. Каждый из методов имеет свои преимущества, цели, ограничения.
  • На уроках информатики использую такие активные методы и  приемы:
  • 1.         Мотивация начальной деятельности.
  •             В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует пробудить интерес учеников  к изучению данной темы, необходимо  убедить в социальной значимости изучаемого материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.
  •             На начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц  ставлю перед учащимися вопросы, с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме урока: «Электронные таблицы».

            Учащиеся используют методический приём по выделению знакомых учащимся команд в среде электронной таблицы. Далее учащиеся рассказывают о данных в ячейках и  о режиме работы в Электронных таблицах.

  • . Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.
  •             На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения графических работ и работы в таблицах, схемах, письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала; тестирование.
  •             Часто на этапе разминка я использую  простые вопросы, которые могут вызвать интерес  учащихся. Вопросы должны развивать интерес к теме, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.
  •             Использую работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Мозговой штурм», «Лови ошибку».
  • 3.Закрепление знаний и умений.
  •             На данном этапе урока учащиеся выполняют индивидуальные задания с учетом уровня. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, которую  изучаем.
  •             Следующий пример. Тема урока: «Создание текстовых документов».
  • Творческий проект. Создать в текстовом процессоре резюме, чтобы работодатель смог взять тебя на работу. Нужно очень постараться, если вы хотите, чтобы вас приняли на работу. Надо уметь преподнести себя, обратить работодателя на свои положительные качества. Самооценка должна быть реальной, ни в коем случае завышенной или заниженной.
  • 4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.
  •             Урок информатики, в отличие от многих других школьных предметов, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. На этом этапе урока можно использовать  дискуссию, работу в парах, в группах.  Такой подход к организации учебной деятельности дает возможность сформировать у учащихся практических навыков.
  • Пример. Тема урока: «Создание  презентации».

Предлагаю детям создать презентации экскурсионных маршрутов по следующим темам:

  1. Что бы вы хотели увидеть в России?
  2. Какие интересные маршруты для экскурсий можно разработать по Северной Осетии?
  3. Что бы вы хотели показать человеку, который впервые приехал во Владикавказ?

                        5. Итог урока.

            Завершая урок, нужно всегда подвести итог. Подводя итоги, важно понять, уровень усвоения знаний учениками и каковы их впечатления от урока. Выставляется оценка каждой работы. Оценки необходимо комментировать. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу. Завершающий этап урока - рефлексия «Сегодня, работая на уроке, я понял, я узнал, я не справился»…

Нетрадиционный урок—это одна из форм активного обучения. Под нетрадиционным уроком понимают интегрированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционный урок предусматривает и  нетрадиционные: подготовку и проведение урока, структуру урока, взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителем и учащимися, подбор и критерии оценки учебных материалов, методику оценивания деятельности учащихся, анализ урока. В своей работе практикую уроки-викторины, уроки-путешествия, уроки - игры.

            Много активных форм и методов обучения существует. Подбирать такие методы необходимо с учетом возраста, класса, их знаний, помня, что детям нравятся нестандартные подходы. И если внести в урок «изюминку», то есть активизировать учащихся к обучению, пробудить интерес — то и результат будет намного выше.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.