Задания по функциональной грамотности

4
0
Материал опубликован 26 January 2023

Кандыбина Елена Владимировна, учитель биологии МБОУ «Гатчинская СОШ № 8 «Центр образования».





Задания по функциональной грамотности.



Задания по развитию функциональной грамотности для обучающихся 5,6,7,8 классов.

Могут быть использованы на уроке или внеурочной деятельности.







Урок биологии 8 класс тема «Витамины»

Витамин Д

Витамин Д – (кальцеферол), обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике. Витамин Д синтезируется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей, а также поступает в организм человека с пищей животного происхождения. Особенно высоко его содержание в жирной рыбе. Витамин Д растворим в жирах, поэтому имеет свойство накапливаться в жировой ткани.

Выберите из приведенных ниже блюд те, употребление которых позволит усвоить витамин Д из пищи.

Для каждого блюда отметьте, позволит или не позволит оно усвоить витамин Д.

Блюдо

Позволит

Не позволит

Салат с рыбой, заправленный маслом



Тертая морковь с растительным маслом



Салат из помидоров, огурцов и лука



Бутерброд со шпротами в масле



Омлет из куриных яиц





Начало формы

Конец формы

2.Позволит ли прием поливитаминов в таблетках, содержащих в том числе и витамин Д, получить витамин Д, если таблетки запиваются водой? Ответ поясните.

3.Сбалансированно питающийся человек, как правило, получает с пищей достаточное количество кальция. Однако у людей наблюдается нехватка кальция в организме. Диетологи в таком случае предлагают больше находится на солнце и употреблять в пищу больше рыбы. Объясните, почему диетологи советуют такое пищевое поведение.

Начало формы

Конец формы







Урок биологии 8 класс. Тема «Гигиена органов пищеварения» 1.По таблице изучите наиболее часто обнаруживаемые в пищевых продуктах высоко опасные патогенные (болезнетворные) микроорганизмы.

2.Какие существуют защитные меры против отравления патогенными микроорганизмами?

3.Разработайте правила профилактики по каждому приведенному заболеванию.

Заболевание

Источник заболевания

Ботулизм

Неправильно обработанные пищевые продукты (консервы,

колбаса, рыба, грибы)

Холера

Вода, грязные руки, пищевые продукты

Бруцеллез

Козье молоко и сыр, вареное мясо

Вирус гепатита

Вода, молоко, молочные продукты,салаты,овощи,моллюски








Урок биологии 6 класс «Семейство злаковые»

На полях, разреженных посевах злаков, сорняк щетинник сизый может образовывать мощные кусты высотой до 75 см и давать около 200 колосьев, в которых созревает приблизительно 10000 семян.

1.Во сколько раз продуктивность этого сорняка выше, чем у пшеницы, если известно, что при кущении пшеница образует до 5 колосьев, в которых 170 зерен?

2.Почему культурные растения не могут противостоять сорнякам?





Урок биологии 6 класс. Тема «Значение растений в жизни человека»

На рисунках графиками изображены пешеходные дорожки населенных пунктов без насаждений, с односторонним и двусторонним насаждениями деревьев. Пользуясь рисунком определите роль растений в озеленении населенных пунктов (вдоль тротуаров) и на территории школы.

Почему в знойный день пешеходы лучше себя чувствуют на тротуарах с двусторонней посадкой деревьев?

Какие породы деревьев и кустарников высажены вдоль дорог и аллей в районе, где вы проживаете?



Урок биологии 6 класс. Тема «Значение растений в жизни человека» Обобщающий урок (работа в группах)



В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.

За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.

В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.

В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.

1.Посчитайте для леса площадью 10, 20, 40, 50 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки, месяц, год.

2.На сколько людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?

Урок биологии 6 класс. Тема «Значение растений в жизни человека» Обобщающий урок (работа в группах)

Разработайте свод правил:

поведения в лесу во время прогулок,

туристических походов,

сбора ягод и грибов (сделайте рисунок)







Урок биологии 5 класс. Тема «Лист»

О каком времени года говорится в стихотворении И. Бунина «Листопад»? Почему Вы так решили?

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…».

Ответ: осень.



Урок биологии 5 класс. Тема «Корень»



Корни растут в течении всей жизни. Какой будет корневая система сосны на песке и на болоте? Как Вы думаете почему?

Урок биологии 6 класс Тема: Водоросли»

Вода в озере стала зеленая.

О каких невидимых организмах идет речь?

Предложите способ, как их можно изучить.

Предположите к чему может привести в водоеме «зеленая вода»?

 Урок биологии 7 класс. Тема «Кишечнополостные»



Работа с отрывком из книги «В подводном мире» Ю.В. Астафьева:

«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей! На вертикальной стене находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные осторожно начали сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе, и не могли решить какая же из них самая живописная. У одних особей были почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенны красивые сочетания цветов. Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца. Среди множества животных не встречалось и двух одинаковой окраской.
1. Как называются животные и, к какому типу они относятся?

2. О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в

этом отрывке?

3. Какой образ жизни ведут эти животные?

4. Как вы считаете, в чем проявляются чудеса и загадки?



Ответ:

эти крупные одиночные коралловые полипы – актинии (тип Кишечнополостные), напоминающие фантастические цветы. На многих языках они и называются морскими анемонами. Например, одна из самых красивых актиний – морская гвоздика. Большинство актиний ведет сидячий образ жизни, но при необходимости и могут медленно передвигаться по субстрату.

Урок биологии 7 класс «Органы дыхания», «Рыбы»

Щука и Кот»

«Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял её с собой он на охоту,

Мышей в амбаре половить».

Сможет ли щука жить на суше? Ответ поясните.

Какие особенности строения рыб связаны с водной средой обитания?

Какой тип взаимоотношений между котом и мышью?





Урок биологии 7 класс по теме «Плоские черви»

Изучите рисунок отражающий цикл развития печеночного сосальщика.



t1674761990aa.jpg

Кто является основным хозяином и почему?

Объясните, почему нельзя есть щавель, дикий лук, растущий вблизи водоема.

Предложите комплекс плановых оздоровительных мероприятий по профилактике гельминтных заболеваний.



Урок биологии 7 класс. Тема «Круглые черви»

У ребенка, съевшего немытую клубнику, через неделю начался кашель, и возникли признаки воспаления легких, хотя погода была теплая. Через два с половиной месяца при лабораторном анализе в каловых массах нашли яйца гельминтов.

Изучите цикл развития круглых червей.

Объясните, почему ребёнок кашлял?

Предложите комплекс плановых оздоровительных мероприятий по профилактике гельминтных заболеваний.



Цикл развития человеческой аскариды.



t1674761990ab.png



Урок биологии 9 класс Тема «Смена сообществ»

1. Представьте себе такую ситуацию: нерадивые туристы оставили в лесу не затушенный костер. Разгорелся лесной пожар, в результате которого выгорел большой лесной массив.

Какие изменения будут в дальнейшем происходить на месте пожарища?

Сколько времени потребуется на то или иное изменение?

Вернется все точно в такое же состояние? Сколько времени на это потребуется?

Как Вы сами будете обращаться с костром в лесу?

2.Водный гиацинт обитает в южных районах США, Африки, Азии и Австралии. В США растение попало из Венесуэлы. В 1884 году им воспользовались для украшения выставки хлопка в Новом Орлеане, после этого оно распространилось так, что любой метод борьбы не давал временный эффект. За 50 дней образуется 1000 растений. Вред водного гиацинта в том, что его заросли мешают судоходству, затеняют водную растительность. Где же его Родина? Родина Центральная Америка, и численность водного гиацинта регулируется соленостью воды и муравьями -листорезами, в глубине водоема гиацинт поедается ламантинами. Частые дожди и ливни срывают растения и несут их в дельту рек, где проникает соленая вода.

Почему растения в новых условиях быстро занимают пространства?

К чему может привести бесконтрольное размножение водного гиацинта в водоеме?

Предложите используя информацию меры борьбы с водным гиацинтом.

Урок биологии 9 класс. Тема «Глобальные проблемы человечества. Охрана природы»



Рассмотрите таблицу, в которой показано количество выбрасываемых в атмосферу Москвы основных загрязняющих веществ (данные за 2016 год)

«Поступление в атмосферу Москвы загрязняющих веществ ( в тыс. т/год)

Загрязняющие вещества

Стационарные источники

Транспорт

Пыль

24,3

-

Оксид серы (IV)

51,3

-

Оксид углерода (II)

28,4

711,0

Оксиды азота

111,0

38,1

Летучие органические соединения

49,6

-

Нефтепродукты

3,6

162,2

Прочие

4,6

-



Рассчитайте количество загрязняющих веществ, которое за год (в тыс. т) выделяют в атмосферу Москвы транспорт? Стационарные источники?

Что загрязняет атмосферу больше транспорт или стационарные источники? Во сколько раз?

Предложите способы уменьшения выбросов загрязняющих веществ транспортом в атмосферу крупных городов.



Урок биологии 9 класс. Тема «Рациональное природопользование»

Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы.

Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны?

Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов?

Сказывается ли это на здоровье людей?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.