Задания по функциональной грамотности
Кандыбина Елена Владимировна, учитель биологии МБОУ «Гатчинская СОШ № 8 «Центр образования».
Задания по функциональной грамотности.
Задания по развитию функциональной грамотности для обучающихся 5,6,7,8 классов.
Могут быть использованы на уроке или внеурочной деятельности.
Урок биологии 8 класс тема «Витамины»
Витамин Д
Витамин Д – (кальцеферол), обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике. Витамин Д синтезируется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей, а также поступает в организм человека с пищей животного происхождения. Особенно высоко его содержание в жирной рыбе. Витамин Д растворим в жирах, поэтому имеет свойство накапливаться в жировой ткани.
Выберите из приведенных ниже блюд те, употребление которых позволит усвоить витамин Д из пищи.
Для каждого блюда отметьте, позволит или не позволит оно усвоить витамин Д.
Блюдо | Позволит | Не позволит |
Салат с рыбой, заправленный маслом | | |
Тертая морковь с растительным маслом | | |
Салат из помидоров, огурцов и лука | | |
Бутерброд со шпротами в масле | | |
Омлет из куриных яиц | | |
Начало формы
Конец формы
2.Позволит ли прием поливитаминов в таблетках, содержащих в том числе и витамин Д, получить витамин Д, если таблетки запиваются водой? Ответ поясните.
3.Сбалансированно питающийся человек, как правило, получает с пищей достаточное количество кальция. Однако у людей наблюдается нехватка кальция в организме. Диетологи в таком случае предлагают больше находится на солнце и употреблять в пищу больше рыбы. Объясните, почему диетологи советуют такое пищевое поведение.
Начало формы
Конец формы
Урок биологии 8 класс. Тема «Гигиена органов пищеварения» 1.По таблице изучите наиболее часто обнаруживаемые в пищевых продуктах высоко опасные патогенные (болезнетворные) микроорганизмы.
2.Какие существуют защитные меры против отравления патогенными микроорганизмами?
3.Разработайте правила профилактики по каждому приведенному заболеванию.
Заболевание | Источник заболевания |
Ботулизм | Неправильно обработанные пищевые продукты (консервы, колбаса, рыба, грибы) |
Холера | Вода, грязные руки, пищевые продукты |
Бруцеллез | Козье молоко и сыр, вареное мясо |
Вирус гепатита | Вода, молоко, молочные продукты,салаты,овощи,моллюски |
Урок биологии 6 класс «Семейство злаковые»
На полях, разреженных посевах злаков, сорняк щетинник сизый может образовывать мощные кусты высотой до 75 см и давать около 200 колосьев, в которых созревает приблизительно 10000 семян.
1.Во сколько раз продуктивность этого сорняка выше, чем у пшеницы, если известно, что при кущении пшеница образует до 5 колосьев, в которых 170 зерен?
2.Почему культурные растения не могут противостоять сорнякам?
Урок биологии 6 класс. Тема «Значение растений в жизни человека»
На рисунках графиками изображены пешеходные дорожки населенных пунктов без насаждений, с односторонним и двусторонним насаждениями деревьев. Пользуясь рисунком определите роль растений в озеленении населенных пунктов (вдоль тротуаров) и на территории школы.
Почему в знойный день пешеходы лучше себя чувствуют на тротуарах с двусторонней посадкой деревьев?
Какие породы деревьев и кустарников высажены вдоль дорог и аллей в районе, где вы проживаете?
Урок биологии 6 класс. Тема «Значение растений в жизни человека» Обобщающий урок (работа в группах)
В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.
За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.
В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.
В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.
1.Посчитайте для леса площадью 10, 20, 40, 50 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки, месяц, год.
2.На сколько людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?
Урок биологии 6 класс. Тема «Значение растений в жизни человека» Обобщающий урок (работа в группах)
Разработайте свод правил:
поведения в лесу во время прогулок,
туристических походов,
сбора ягод и грибов (сделайте рисунок)
Урок биологии 5 класс. Тема «Лист»
О каком времени года говорится в стихотворении И. Бунина «Листопад»? Почему Вы так решили?
« Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…».
Ответ: осень.
Урок биологии 5 класс. Тема «Корень»
Корни растут в течении всей жизни. Какой будет корневая система сосны на песке и на болоте? Как Вы думаете почему?
Урок биологии 6 класс Тема: Водоросли»
Вода в озере стала зеленая.
О каких невидимых организмах идет речь?
Предложите способ, как их можно изучить.
Предположите к чему может привести в водоеме «зеленая вода»?
Урок биологии 7 класс. Тема «Кишечнополостные»
Работа с отрывком из книги «В подводном мире» Ю.В. Астафьева:
«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей! На вертикальной стене находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные осторожно начали сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе, и не могли решить какая же из них самая живописная. У одних особей были почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенны красивые сочетания цветов. Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца. Среди множества животных не встречалось и двух одинаковой окраской.
1. Как называются животные и, к какому типу они относятся?
2. О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в
этом отрывке?
3. Какой образ жизни ведут эти животные?
4. Как вы считаете, в чем проявляются чудеса и загадки?
Ответ:
эти крупные одиночные коралловые полипы – актинии (тип Кишечнополостные), напоминающие фантастические цветы. На многих языках они и называются морскими анемонами. Например, одна из самых красивых актиний – морская гвоздика. Большинство актиний ведет сидячий образ жизни, но при необходимости и могут медленно передвигаться по субстрату.
Урок биологии 7 класс «Органы дыхания», «Рыбы»
Щука и Кот»
«Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в амбаре половить».
Сможет ли щука жить на суше? Ответ поясните.
Какие особенности строения рыб связаны с водной средой обитания?
Какой тип взаимоотношений между котом и мышью?
Урок биологии 7 класс по теме «Плоские черви»
Изучите рисунок отражающий цикл развития печеночного сосальщика.
Кто является основным хозяином и почему?
Объясните, почему нельзя есть щавель, дикий лук, растущий вблизи водоема.
Предложите комплекс плановых оздоровительных мероприятий по профилактике гельминтных заболеваний.
Урок биологии 7 класс. Тема «Круглые черви»
У ребенка, съевшего немытую клубнику, через неделю начался кашель, и возникли признаки воспаления легких, хотя погода была теплая. Через два с половиной месяца при лабораторном анализе в каловых массах нашли яйца гельминтов.
Изучите цикл развития круглых червей.
Объясните, почему ребёнок кашлял?
Предложите комплекс плановых оздоровительных мероприятий по профилактике гельминтных заболеваний.
Цикл развития человеческой аскариды.
Урок биологии 9 класс Тема «Смена сообществ»
1. Представьте себе такую ситуацию: нерадивые туристы оставили в лесу не затушенный костер. Разгорелся лесной пожар, в результате которого выгорел большой лесной массив.
Какие изменения будут в дальнейшем происходить на месте пожарища?
Сколько времени потребуется на то или иное изменение?
Вернется все точно в такое же состояние? Сколько времени на это потребуется?
Как Вы сами будете обращаться с костром в лесу?
2.Водный гиацинт обитает в южных районах США, Африки, Азии и Австралии. В США растение попало из Венесуэлы. В 1884 году им воспользовались для украшения выставки хлопка в Новом Орлеане, после этого оно распространилось так, что любой метод борьбы не давал временный эффект. За 50 дней образуется 1000 растений. Вред водного гиацинта в том, что его заросли мешают судоходству, затеняют водную растительность. Где же его Родина? Родина Центральная Америка, и численность водного гиацинта регулируется соленостью воды и муравьями -листорезами, в глубине водоема гиацинт поедается ламантинами. Частые дожди и ливни срывают растения и несут их в дельту рек, где проникает соленая вода.
Почему растения в новых условиях быстро занимают пространства?
К чему может привести бесконтрольное размножение водного гиацинта в водоеме?
Предложите используя информацию меры борьбы с водным гиацинтом.
Урок биологии 9 класс. Тема «Глобальные проблемы человечества. Охрана природы»
Рассмотрите таблицу, в которой показано количество выбрасываемых в атмосферу Москвы основных загрязняющих веществ (данные за 2016 год)
«Поступление в атмосферу Москвы загрязняющих веществ ( в тыс. т/год)
Загрязняющие вещества | Стационарные источники | Транспорт |
Пыль | 24,3 | - |
Оксид серы (IV) | 51,3 | - |
Оксид углерода (II) | 28,4 | 711,0 |
Оксиды азота | 111,0 | 38,1 |
Летучие органические соединения | 49,6 | - |
Нефтепродукты | 3,6 | 162,2 |
Прочие | 4,6 | - |
Рассчитайте количество загрязняющих веществ, которое за год (в тыс. т) выделяют в атмосферу Москвы транспорт? Стационарные источники?
Что загрязняет атмосферу больше транспорт или стационарные источники? Во сколько раз?
Предложите способы уменьшения выбросов загрязняющих веществ транспортом в атмосферу крупных городов.
Урок биологии 9 класс. Тема «Рациональное природопользование»
Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы.
Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны?
Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов?
Сказывается ли это на здоровье людей?