Доклад на тему "Дидактические проблемы подбора репертуара в классе фортепиано"

0
0
Материал опубликован 18 December 2024


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Убинская детская школа искусств»

Убинского района Новосибирской области









Методическая разработка

ДОКЛАД НА ТЕМУ:





«Дидактические проблемы подбора репертуара в классе фортепиано»











Пасичник Мария Михайловна

преподаватель по классу фортепиано







Убинское, 2024

Сутью данной работы является исследование «дидактико-технологического аспекта подбора репертуара», направленного, в одинаковой мере, как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося-музыканта, так и на развитие его исполнительской техники в процессе обучения игре на инструменте. Основа  работы  в  музыкальных  школах  и  школах  искусств – индивидуальное  обучение  в  классе  по  специальности,  что  позволяет   преподавателям  не  только  научить  ребенка  играть  на  инструменте,  но  и  развить  художественное  мышление,  научить  понимать  музыку,  наслаждаться  ею;  воспитать  у  ученика  качества,  необходимые  для  овладения  данным  видом  искусства,  а  также  осуществлять  непосредственное  влияние  на  своего  воспитанника, сочетать  в  своей  работе  воспитание – выявление  и  развитие  лучших  задатков  ученика, - и  обучение,  то  есть  передачу  ученику  знаний,  умений,  приемов  исполнительской  работы.

Индивидуальное  обучение  и  воспитание  учащихся  в  ДШИ  осуществляется  на  основе  индивидуального  плана  учащегося,  в  котором  прослеживается  и  планируется  его  развитие  за  все  годы  обучения  в  музыкальной   школе.  При  составлении  индивидуальной  программы  учитывается принцип  педагогической  целесообразности:  доступность  изложения, лаконизм  и  законченность  формы,  совершенство  инструментального   воплощения.  Программа  каждого  ученика  должна  быть  разнообразной  по стилям  и  жанрам.  Наряду  с  трудными  сочинениями,  требующими   напряжения  всех  сил  ученика,  включаются  в  план  и  более  легкие  для  него,  которые  могут  быть  быстро  разучены. Наиболее конкретная и легко поддающаяся фиксации часть индивидуального плана - это выбор репертуара. 

В  трудах  методистов  справедливо  подчеркивается,  что   основным  критерием  при  выборе  музыкального  материала  для  учащихся  должно быть его идейно-эмоциональное  содержание,  оказывающее  глубокое  влияние  на  формирование  музыканта. В исследованиях в этой области мы находим следующие критерии и принципы отбора музыкального материала:

1) критерии художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач [3, с. 16];

2) принцип планирования самостоятельной деятельности, перекликающийся с принципом творческой самостоятельности в концепции развивающего обучения в фортепианной педагогике;

3) принципы высокой художественной значимости, учёта индивидуальных качеств учащихся (способностей, знаний, технической подготовки и т.п.), профессиональной направленности [8, с. 32-33].

Программа  каждого  ученика – это музыкальная  пища  растущего  организма: должна быть разнообразной, ученику  нужны  как  легко  усваиваемые, так  и  требующие  больших  усилий  произведения.  В  программе  ученика  всегда  должна  иметься  хотя  бы  одна   соответствующая  его  склонностям  пьеса,  которую  он  может  хорошо   исполнить  публично,  проявив  себя  с  лучшей  стороны.  Наряду  с  этим  в  работе  должны  быть  и  произведения,  дающие  возможность  развивать  недостающие  пока  ученику  качества  исполнения,  расширяющие  его  музыкальный  кругозор,  воспитывающие  его  вкус,  помогающие  ему  всесторонне развивать  владение  инструментом.

О роли подбора  репертуара  учащимся  Гольденвейзер А.Б.  пишет  следующее:  «Какую  литературу  давать  детям?   Надо  давать  хорошую  музыку.  Есть  целый  ряд  произведений  в  детской  классической  литературе,  вроде  сонатин  Клементи,  легких  произведений  Баха  и  т.п.,  есть  немало  хороших  произведений  более  поздних  композиторов,  есть  много  ценного  у  русских,  советских  авторов,  которые  создал  большую детскую литературу, - достаточно  указать  на  Чайковского,  Майкапара,  Гедике  и  многих  других. Если  исполнитель  очень  склонен  к  классической  музыке,  надо  давать  ему современный  репертуар, если  он  склонен  к  современному  репертуару, ему  надо  давать  классическую  музыку».

Репертуарный  комплекс  должен  охватывать  произведения  различных стилей,  жанров  и  периодов –  от  старинной  до  современной  музыки. Л.Баренбойм  в  своих  трудах  утверждал,  что:  «Современная  музыка   должна  изучаться  параллельно  и  одновременно  с  классикой,  но  не  обгоняя  и  не  опережая  её».

  По  мнению  многих  педагогов,  умело  составленный  репертуар  важнейший  фактор  воспитания  музыканта. Главными  критериями  выбора  репертуара  являются:

- художественная ценность произведения, где основные составляющие этого понятия это глубина содержания и совершенство музыкальной формы;

-доступность, трактуемая как динамично развивающееся понятие, отражающее исполнительский уровень конкретного учащегося.

 Т.Б. Юдовина-Гальперина  считает,  что  “репертуар  для  начального  обучения  должен  отвечать  “логике  усвоения  ребенком  материала”,  что  должны  учитываться  индивидуальные  особенности  конкретного  ученика,  что   музыка,  “строго  и  сурово”  отобранная  для  обучения,  должна  быть “пусть самой простой, но талантливой”.  При выборе  репертуара  необходимо  учитывать  не  только  пианистические  и  музыкальные  задачи, но  и  черты  характера  ребенка:  его  интеллект,  артистизм,  темперамент,   душевные  качества,  наклонности,  в  которых  как  в  зеркале  отражаются  душевная  организация,  сокровенные  желания.  Если  вялому  и  медлительному  ребенку  предложить  эмоциональную  и  подвижную  пьесу,  вряд  ли  можно  ожидать  успеха.  Но  проигрывать  с  ним  такие  вещи  в  классе  стоит,  на  концерт  же  лучше  выносить  более  спокойные.  И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:

1. Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).

2. Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).

3. Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).

4. Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.

5. Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.

6. Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.

7. Принцип системности. Подбирая музыкальный материал по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.

Таким образом, целенаправленная деятельность педагога при подборе репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музицирования у учащихся ДШИ.

  И напротив, подбор репертуара с ориентацией лишь на программные требования по составлению репертуара, может приводить к разрушению мотивационного аспекта музыкальной деятельности учащихся.













СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ


Алексеев А.Д.  Методика  обучения  игре  на  фортепиано. –М.:  Музыка, 1971.

Баренбойм Л.А.  Вопросы   фортепианной   педагогики   и   исполнительства. –Л.,  1969.

Баренбойм Л.А.  Путь  к  музицированию. –Л., 1973.

Баренбойм Л.А.  Размышление  о  музыкальной  педагогике.  Вопросы  фортепианной  педагогики  и  исполнительства. –Л., 1974.

Божович Л.И.  Изучение  мотивации  поведения  детей  и  подростков.-М., 1972.

Крюкова В.В.  Музыкальная  педагогика.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.- 288с.

Милич Б.  Воспитание  ученика-пианиста.- М.: КИФАРА, 2002.

Нейгауз Г.Г.  Об  искусстве  фортепианной  игры.- М., 1958.

 Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания           младших  школьников. –М.:  Академия, 2001.- 368с.

Психология  и  педагогика.  Учеб. Пособие /Под  ред.  А.А.Бодалева,  в.И.Жукова,  Л.Г.Лаптева,  В.А. Сластенина. –М.: Изд-во Института  психотерапии, 2002. –585 с.

Теплов Б.М.  Психология  музыкальных  способностей.- М. 1984.

Фейгин М.Е.  Индивидуальность  ученика  и  искусство  педагога. –М.:    Музыка  1975.

Цыпин Г.М. Обучение  игре  на  фортепиано.–М.: Просвещение,1984- 176с.

Черная М.Р.  Методика  обучения  игре  на  фортепиано:  Учеб.  пособие.  _ Тверь:  Твер. гос. ун-т., 2002. -76с.

Щапов А.П.  Фортепианная  педагогика. –М.:  Советская  Россия, 1960.

Юдовина-Гальперина Т.Б.  За  роялем  без  слёз  или  я – детский  педагог. СПб.:  Союз  художников, 2002.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.