12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Альбина48
Россия, Башкирская респ., с.Кармаскалы

Доклад на тему:

Проблемы инклюзивного образования.

Подготовила: воспитатель первой категории Вардакова А.Г.

Место работы: Кармаскалинский филиал МАДОУ детский сад №1 с. Кармаскалы

Долгое время дети с особенностями развития, могли учиться только в коррекционных школах и интернатах. В таких учреждениях с детьми работал целый штат специалистов, чего нельзя сказать про обычные школы. Здесь им оказывали помощь по разным направлениям. Но главный минус данного подхода, заключается в изолированности, что не позволяет ребенку адекватно оценивать свои возможности.

На сегодняшний день, проблема внедрения инклюзии во все сферы жизнедеятельности, является актуальной, как никогда. С каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и мы должны отвечать запросам общества, необходимо пересмотреть культуру инклюзивного образования, найти ошибки и постараться как можно быстрее решить проблемы, стоящие на пути.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.  В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В РФ за последние двадцать лет сильно изменились социально-экономические условия, в связи с чем, изменилась социальная и общественная жизнь страны, в том числе система образования.

Инклюзивное образование позволяет формировать у здоровых детей высокий уровень понимания состояния других людей (не только детей с ОВЗ), они становятся более общительными и терпимыми, что в настоящее время является особенно актуальным для нашего общества, где отмечается крайне низкий уровень толерантности.

Перейдем непосредственно к проблемам, возникающим в процессе внедрения инклюзии в наше общество.

Наиболее частым аргументом является жалоба на невозможность совмещения программ обучения для детей с ОВЗ и здоровых детей. Те, кто придерживается данной концепции, считают, что совместное обучение  попросту  неэффективно,  поскольку  образовательные возможности всех детей  принципиально  различны  и  при  попытке  создать образовательное пространство для всех, качество образования будет неуклонно снижаться. И если до четвертого класса дети с ОВЗ не так сильно отличаются от остальных сверстников, то дальше им становится сложнее.

По моему мнению, одним из вариантов решения проблемы, можно отметить замену сложных предметов, таких как химия, физика – на другую деятельность, например, трудовая деятельность или работа с узкими специалистами-дефектологами.

С учетом переполненности детей в классах в образовательных учреждениях, детям с ограниченными возможностями, и в правду, будет сложно поддерживать высокую успеваемость. И тут мы должны вспомнить, что инклюзивное образование, это обучение с использованием личностно-ориентированного подхода. В личностно-ориентированном образовании, ученик – главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог при этом становится не только «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ребенка. Отсюда следует, что нужно полностью пересмотреть взгляды на систему образования и расставить приоритеты.

Также не могу не указать проблему, раннего выявления отклонений в развитии детей, особенно в сельской местности, и, следовательно, невозможности оказать раннюю коррекционно-педагогическую помощь. А ведь это решило бы немало проблем, для некоторых детей. Ведь, чем раньше начинается с ребенком целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены. Следовательно, еще в детском саду, педагогический персонал должен владеть базовыми методами по выявлению детей «группы риска» и при необходимости направлять таких детей на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи.

Следующей проблемой можно назвать, отсутствие специалистов для работы в условиях инклюзии. В школе возникает необходимость введения в штат образовательного учреждения должности тьютора, а также обязательной подготовки всех педагогов к работе в инклюзивном пространстве и обучения их технологиям инклюзивного образования с использованием личностно-ориентированного подхода.

Сюда же можно включить, и отсутствие специалистов медицинского сопровождения в учебном заведении. Также не предусмотрен школьный транспорт для учеников с ограниченными возможностями, который позволял бы им добираться до места учебы и домой.

Одной из основных проблем внедрения инклюзии, является недостаточное финансирование и вследствие этого скромная материально- техническая база. Многие образовательные учреждения не могут себе позволить техническое оснащение, которое необходимо для включения в образовательный процесс детей с ОВЗ. Особенно здесь можно отметить детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для них затруднен доступ ко многим организациям, что делает их фактически изолированными от общества.

Слабая готовность школы к инклюзивному образованию. Многие педагоги не готовы переходить на инклюзивную систему, а имеют, напротив, весьма консервативные взгляды и верны традиционным концепциям обучения. Отсутствие специальной коррекционной - психологической подготовки учителей, которая необходима при работе с детьми, имеющих ОВЗ, тоже, играет свою роль. Не обладая подобными знаниями, педагог может даже навредить ребенку с особыми образовательными потребностями. Большие затруднения вызывает недостаточность методологической и научной базы, учитывая, что система инклюзивного образования является в какой-то мере новшеством, то необходимого, наработанного материала ещё попросту не существует.

Еще много работы предстоит проделать на пути внедрения инклюзии в общество, но, я считаю, что уже много чего сделано. Если раньше остро стояла проблема, неприятия общества и родителей здоровых детей, инклюзивного образования, то сейчас это уже не настолько очевидно. Общество меняется, и меняет свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, а это и является целью инклюзии.


 

Список литературы:

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция о правах инвалидов.

Конституция Российской Федерации

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов ВУЗ / под ред. Назаровой. –М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Рудь Н. Н. «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения». Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011

Назарова Н. М. «Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Науч­но-методический журнал «Коррекционная педагоги­ка». 2010.

Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2000

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.