Доклад на тему «Электронное обучение: опыт, проблемы и перспективы»

1
0
Материал опубликован 30 September 2018 в группе

"Электронное обучение: опыт, проблемы и перспективы"

Норова Лариса Анатольевна, воспитатель, МБДОУ с.Первомайский Стерлибашевский район, larisa.norova@mail.ru

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.
Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:

возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к учебному процессу;

индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

модернизация методической службы;

совершенствование материально – технической базы;

создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Я хочу рассмотреть именно использование электронного обучения в воспитательно-образовательном процессе.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

реализацию проектов,

создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет  быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

В нашем ДОУ мы используем только один компьютер в качестве “электронной доски.”На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для проведения ООД. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других программ.

Для проведения таких занятий используется один персональный компьютер (ноутбук), колонки. Использование презентаций позволяет сделать ООД эмоционально-окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности ООД.

Также часто устраиваем детям просмотры обучающих мультипликационных фильмов. Просмотр мультфильмов соответствующих тематике ( например ПБ, ПДД, правил поведения на воде, профилактика терроризма и т.д.), способствует скорейшему закреплению знаний и умений у детей дошкольного возраста. В апреле 2018 года в нашем ДОУ проводилась Неделя Экологии в рамках которой была осуществлена ООД по теме «Раздельный сбор опасных отходов в Республике Башкортостан». Использование ИКТ было основой проведения ООД.

В проведении ООД с детьми с ОВЗ мы пользуемся играми с интернет сайта «Мерсибо» https://mersibo.ru/. Очень большая коллекция развивающих и обучающих игр представлена и для детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием. Педагоги, для повышения квалификации, имеют возможность получать бесплатное обучение на этом же сайте. Это очень способствует повышению уровня электронного обучения и детей и педагогов.

Применение ИКТ в процессе обучения детей ( по-моему мнению) имеет следующие достоинства:

1. Осуществление полисенсорного восприятия материала;

2. Возможность демонстрации различных объектов с помощью проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

3. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию

способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;

4.Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной

сенсорной системе;

5.Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует

повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия

способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,

творчества детей.

7. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию

материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного

возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

8. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,

наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет

вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

9.Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно

показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы;

работу транспорта и т.д.).

10. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности.

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

При всех неизменных плюсах использования электронного образования в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо

помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование электронного образования в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих ООД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия

со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование электронного образования в ДОУ требует больших финансовых вложений. У нас в ДОУ на данный момент нет такого финансирования, поэтому мы пользуемся только одним монитором. Это очень усложняет внедрение в полном объеме электронного образования, и это наша самая главная проблема- отсутствие финансовой поддержки. Надеюсь в скором времени ситуация исправится в сторону улучшения.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.

Список использованной литературы.

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации