Доклад на тему "Современные формы и методы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано"

0
0
Материал опубликован 22 January

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Убинская детская школа искусств»

Убинского района Новосибирской области









ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Современные формы и методы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано»













Подготовила: Пасичник М.М.

преподаватель по классу фортепиано высшей категории

















-с.Убинское , 2025-

Оглавление

Введение

Современные формы и методы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано

2.1. Процесс обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано

2.2. Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано

2.3. Основные тенденции, методы музыкальной фортепианной педагогики в современных условиях

III. Заключение

IV. Список литературы
















Введение. Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку такие методы и приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться хороших результатов в процессе обучения. Важно также заметить, что такие способы работы в большинстве своем являются личностно ориентированными, то есть, они учитывают личностные индивидуальные особенности учащихся. Главная цель работы – рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть основные направления процесса обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано.

2. Охарактеризовать роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано.

3. Рассмотреть основные тенденции, методы музыкальной фортепианной педагогики в современных условиях.

4. Указать возможности использования информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано.

II. Современные формы и методы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано 2.1. Процесс обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано.

Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой. Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал. Важнейший принцип фортепианной методики – последовательное и систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога. В музыкальных заведениях оно осуществляется на основе репертуарной политики, предусматривающей те сочинения, которые должны быть пройдены обучающимся, и зафиксированы в индивидуальном плане. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам обучающегося, и, наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать нежелательные последствия. Индивидуальный план должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного ребенка. Педагогу необходимо вводить в план музыкальные сочинения, которые помогли бы ярче и скорее раскрыть обучающегося, развить все его лучшие качества. Выбирая репертуар, преподаватель должен обязательно учитывать задачи воспитательной работы, а также расширять кругозор обучающегося, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значимых композиторов. А также нужно иметь в виду и задачу полноценного развития пианизма ребенка, что требует работы над разнообразными формами фортепианной фактуры. После того, как план будет намечен, педагогу полезно его сопоставить с планом предыдущих лет. При этом иногда яснее обнаруживаются изъяны в процессе подготовки обучающегося, недостаточное внимание к каким-то сторонам художественного воспитания. Планы подготавливаются к началу каждого полугодия. К годовому экзамену педагог составляет характеристику обучающихся, где отмечает успеваемость за год, отношение к работе, степень выполнения плана, успехи, недостатки. Реализация этого многогранного плана воспитания и обучение каждого ребенка протекает в значительной мере в классе. Естественно поэтому, что каждый урок надо рассматривать, как одно из звеньев в общей цепи процесса. Реализации плана воспитания современный педагог умеет органично и качественно сочетать с выполнением ближайших задач. Кратко они заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над произведением, дать задание для обучающегося к следующему уроку. Работа над произведением - это не только прослушивание их и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации и так далее. Таким образом, возникает возможность практически научить основным принципам работы над произведением и преодолению различных трудностей. Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он проживает. Многие родители чрезмерно опекают детей, превращаются в репетитора, лишают его всякой самостоятельности. Но в основном, музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны мам и пап, в большинстве своем родители не понимают даже, что ребенку вредно играть на расстроенном инструменте, что ему нужно заниматься ежедневно. Поэтому педагог должен проводить постоянную работу с родителями, доходчиво объяснять, что они могут следить за его занятиями в положенное время, создать необходимые условия для выполнения домашнего задания. 2.2. Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано.

Современная методика обучения игре на фортепиано тесно связана с многочисленными психологическими факторами в работе преподавателя. К музыкальной педагогике в целом сегодня предъявляются новые требования. Современные фортепианные методики основаны на всестороннем развитии музыкальных способностей обучающихся. Благодаря изучению игры на инструменте дети получают новые знания, навыки, развивают исполнительскую инициативу, и за счет этого активно формируются музыкальные способности в целом. На начальном этапе очень важно, чтобы педагог поддержал желание заниматься музыкой, а не загасил его. Первые требования для малышей могут быть непонятными, например, когда речь идет о требованиях, касающихся правильной посадки, постановки рук, пальцев. Значит, от преподавателя сразу требуется особое терпение и понимание. На первых уроках в классе фортепиано необходимо особое внимание уделять подбору по слуху, навыкам транспонирования, чтения с листа, педагогу следует больше показывать, чтобы обучающийся накапливал опыт слушателя. Большую роль играет ознакомление с нотной грамотой. Необходимо также учитывать возрастные особенности обучающихся. К примеру, для детей младшего школьного возраста характерны двигательные способности, наличие постоянной потребности в движении. Соответственно, объяснять приемы исполнения необходимо, исходя из того, насколько они соответствуют уровню мышления детей, их физическому развитию. Процесс обучения сейчас необходимо выстраивать по степени усвоения материала, постепенного возрастания сложности. Также необходимо учитывать тот факт, что детям в возрасте шести-семи лет трудно сосредотачиваться на длительное время. Из всего этого следует, что такие обучающиеся нуждаются в игровой форме обучения, а также частой смене видов работ. Используйте такие формы, и тогда урок будет не таким утомительным для ученика. Кроме того, педагогам нужно знать, что детям трудно запомнить все то, что уже было выучено на уроке. А значит, целесообразно возвращаться к пройденному ранее материалу, закреплять его. А еще следует избегать принуждения ребенка к быстрой реакции, так как это может вызвать страх и беспокойство. Дети мыслят в конкретных образах, соответственно, объяснять музыкальные термины и приемы преподавателю необходимо на примере тех явлений, которые хорошо знакомы обучающемуся. Так называемый переходный возраст требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия ко взрослому. Активный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечнососудистой системы, и ребенок становится вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда обучающийся может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения. Тогда может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В таких случаях преподавателю следует менять методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия, чтобы не травмировать психику ребенка. Тут в большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности обучающихся. Таким образом, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место.

2.3. Основные тенденции, методы фортепианной педагогики в современных условиях.

Современная музыкальная педагогика отличается следующими основными тенденциями: - включенность музыки в общую систему гармонического воспитания личности; - расширение репертуарных возможностей; - обогащение репертуара за счет старинной, современной музыки; - усиление внимания к развитию слухового воспитания и творческих навыков учащихся; - создание особой музыкальной среды для всестороннего воспитания ребенка; - усиление интенсификации педагогического процесса; - особое отношение к традициям в сфере преподавания музыки. На сегодняшний день целесообразно сочетать разные методики в обучении, как традиционные, так и инновационные. Из традиционных методик выделим методику Е. Гнесиной, внесшей существенный вклад в развитие методики преподавания игры на фортепиано, и уделявшей особое внимание начальному периоду обучения. Далее полезно включать современные интенсивные методики обучения игре на фортепиано, среди которых можно выделить методики Т.Смирновой, В. Мальцева. Чтобы обучающийся не терял интереса к занятиям, можно включить «занимательную» методику Л.Никольской, также уделять внимание импровизациям, собственным сочинениям и подбору по слуху знакомых мелодий. Хорошие результаты здесь всегда дают комплексные авторские методики (А.Артоболевской, В.Мальцева,И. Кривицкого, Е. Тимакина).

На начальном этапе следует провести беседу с обучающимся о том, кто создал произведение, в какую эпоху оно было сочинено, и соответственно, какая манера исполнения и стиль будут применяться. Далее необходимо провести более глубокий анализ произведения: дать характеристику образного строя, сюжетной линии, рассмотреть элементы музыкального языка. На этом этапе главная задача преподавателя заключается в построении живой и содержательной беседы. Беседа должна обязательно сопровождаться показами. Ученикам старших классов можно порекомендовать книги, посвященные автору разбираемого произведения. На втором этапе урока непосредственно начинается исполнительский анализ. Авторский текст изучается здесь ещё более глубоко. После ознакомления с произведением ученик начинает разбор. Подробный анализ авторского текста целесообразно проводить, используя такие методические приемы: - возврат на определенное расстояние; - счет вслух; - простукивание или прохлопывание ритмического рисунка каждого из голосов до игры на инструменте; - метод «унификации ритмики»; - прочтение вслух всех нот; - проигрывание голосов одним пальцем вне ритма; - «осторожное» проигрывание» (осмысленная игра, не допускающая никаких ошибочных вариантов), - сольфеджирование; - игра вне ритма с предварительным названием каждого пальца; - беззвучное контактирование пальцев с клавишами; - вычленение простого из сложного; - преувеличенный, гиперболизированный показ отдельных элементов музыкального материала; - метод наводящих вопросов; - «звук - слово» или подстрочный текст (подтекстовка); - «нескучные способы борьбы с трудными местами». А теперь подробнее рассмотрим наиболее сложные из приемов: 1. Суть метода «унификации ритмики» состоит в том, что долгие звуки предварительно дробятся на несколько более коротких повторяющихся звуков, (соответствующих соседним длительностям), а паузы заполняются извлечением какого-либо подходящего аккорда. Так, обучающийся , предельно наглядно усваивает временные расстояния. 2. Осознание клавиатурного рисунка вовсе не то же, что расшифровка нотных знаков: ученики. особенно младших классов, даже правильно прочитав нотный знак, не всегда находят нужную клавишу на инструменте. Здесь очень полезен метод проигрывания мелодии одним пальцем вне ритма. 3. Метод сольфеджирования и свободное от неточностей «осторожное проигрывание» являются основными способами, ведущими к слуховому осознанию высотности мелодического рисунка. 4. Метод игры с предварительным названием пальца и метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой способствует наилучшему запоминанию нотного текста и, что немаловажно, устранению желания быстро играть последующие звуки. 5. Руководствуясь методическим приемом вычленения простого из сложного, можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание ученика на определенных заданиях. 6. Велика роль распространенного в практике метода исполнительского показа как средства, подсказывающего пути овладения конкретными исполнительскими задачами. 7. Для активизации самостоятельности полезен метод наводящих вопросов. Заключительный этап связан с подготовкой музыкального произведения к исполнению. На этом этапе нужно достичь эстетической завершенности. Достичь этой задачи возможно, укрепляя навыки перспективного слухового мышления и антиципации с помощью следующих методов: а) исполнение произведения целиком, как на сцене; б) занятие в «представлении»; в) имеет смысл использовать «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей.

III. Заключение. Таким образом, современная музыкальная педагогика стремится к тому, чтобы воспитать разносторонне развитую творческую личность, которая может с успехом реализовать себя в любом виде деятельности. Для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы. На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано. На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты.


























Список литературы

1. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста - исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика - XXI, 2003.

2. Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы.

3. Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.// http://ext.spb.ru/index.php/2011 -03-29-09-03-14/1 17-m usic/1309—q-q .html

4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.

5. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.

6. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.- Л., 1964.

7. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? - М., 1998

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.