Доклад на тему «Информационные формы работы современной школьной библиотеки»

0
0
Материал опубликован 25 March 2021
«Информационные формы работы современной школьной библиотеки»

В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией. Библиотека не может быть интересной и востребованной без изменения традиционных форм и методов работы.

В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей

для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.

Это выводит на первый план такие задачи, как:

- накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;

- ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
- создание и наполнение баз данных по методике и образованию;

- помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;

- систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;

- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.

Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:

- расширение информационного пространства библиотеки;

- автоматизация библиотечных процессов;

- использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря. Оснащение школьной библиотеки компьютером и техническими средствами открыло новые возможности для работы. Процесс получения и обработки информации поднялся на качественно новый уровень.


Преимущества использования информационных технологий в библиотеке:

- ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.

- способствуют организации исследовательской деятельности, проведению компьютерного тестирования.

- позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

- использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия ( что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

- при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.

Компьютер является бесценным помощником в работе с библиотечным фондом: мониторинг обеспеченности учебниками, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием, учет и обработка, списание документов. Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.

В начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий. В практике работы библиотеки уже традиционным стала такая форма работы, как презентация.

Презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки – это мы используем чаще всего, а вот звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику реже. Например, как можно говорить о творчестве Заходера Б.В. и не вспомнить песенки Винни-Пуха, встраиваем отрывок из мультфильма с одной песенкой, Звуки, видео, флеш-ролики - все это можно встроить прямо в презентацию. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Мы уже давно пришли к выводу, что ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала.

Главной задачей использования мультимедиа и других информационных технологий в образовании, а, следовательно, и в работе школьных библиотек, является предоставление учителю, библиотекарю и школьнику максимальной свободы выбора форм и методов работы. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием.

Школьная библиотека имеет как печатный фонд, так и электронные издания. Полученные школой CD-диски (энциклопедии, учебные пособия, учебники) стали основой для создания фонда медиадокументов. Заинтересованность проявили не только учащиеся, но и преподаватели. Если первые искали дополнительный материал к уроку, то учителей привлекла возможность использования на уроках новых информационных технологий, с помощью электронных средств улучшить фактическое наполнение урока. Ведь электронный информационный продукт в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

Компьютерные технологии – это, современно. Но не секрет, что в последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем не обязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея электронного устройства.  

В целях привития учащимся интереса к чтению в библиотеке необходимо регулярно проводить книжные выставки, организованные по отзывам учащихся, по их рекламе, потому что рекомендации книг детьми всегда хорошо воспринимаются их сверстниками. Проведение подобных книжных выставок стало традиционным в библиотеке. Хотелось этот опыт как-то обобщить. Ведь книжная выставка проходит, а интерес у ребят поддерживать необходимо постоянно. Поэтому создаётся мультимедийный путеводитель “Любимые книги”, но уже в электронном виде, в форме презентации. Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем-то неизвестным. это сочетание библиотечной и музейной выставки - инсталляция. Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из разных элементов и являющую собой единое целое.

Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные библиотеки.

Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку адекватной Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и привлекательной для школьников







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.