12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Ирина 768
Россия, Мурманская обл., Мончегорск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
10

Презентация « Здоровье сберегающие технологии в работе педагога-психолога в условиях коррекционной школы»



Тема: « Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога

в условиях коррекционной школы».


Презентация

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ)

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровье сберегающие технологии, которое предполагает комплексное воздействие, направленное на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся. В Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно–воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28–51–513/16) написано: “Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.

В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:

соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;

физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;

психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;

нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы жизнедеятельности.

В нашей школе, практически у каждого обучающегося отмечается крайне низкий уровень вышеперечисленных компонентов здоровья. Всем нашим детям свойственно снижение познавательных процессов всех уровней. Мотивационно–потребностная сфера обучающихся характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности. У этих детей часто отмечаются нарушения поведения, безынициативность, несамостоятельность.

Поэтому одним из основных направлений в работе педагога-психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся, использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся. Данные технологии должны удовлетворять основным принципам здоровьесбережения:

непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;

комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, узких специалистов, врачей;

соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;

формирование положительных установок – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии, сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки – успех порождает успех.

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу  развития обучающихся с ОВЗ: Технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии.


 

1.     Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.

Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.


 

2.     Технологии обучения здоровому образу жизни:

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:  

формирование установок на здоровый образ жизни;

развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

пропаганда здорового образа жизни у детей и подростков.

профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, школьного и дорожного травматизма.

Занятия с подростками направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ. В работе используются различные игры и упражнения, которые знакомят подростков с поведением, сочетающим внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Также проводится работа по пропаганде здорового образа жизни.


 

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

 

3.     Коррекционные технологии

Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке.

Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме

Психогимнастика.  Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Резюмирование

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – важный и необходимый способ развития и сохранения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае – сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

Список использованной литературы.

Калью П. И. Сущностная характеристика понятия “здоровье” и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.

Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е.В.Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2010. – 208 с.

Махони Т. НЛП. Больше чем гипноз. Настольная книга коммуникатора. Настольная книга любого преподавателя. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 256 с.

Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010. – 474 с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.

http://www.lyceum36sar.ru

http://ps.1september.ru


 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (1)

Desteni, 09.04.19 в 09:02 5Ответить Пожаловаться
Очень познавательно получилось. Спасибо за опыт
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.