12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боровских Наталья Юрьевна227
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г.Саяногорска

Об интеграции психологического и педагогического знания.

ДОКЛАД

Автор: педагог-психолог

Боровских Наталья Юрьевна

Саяногорск, 2011

Об интеграции психологического и педагогического знания.

Как известно, в формировании структуры любой науки существенную роль играют процессы дифференциации и интеграции научного знания и научно-исследовательской деятельности. Вследствие этих процессов происходит обогащение состава знания внутри уже сложившихся и развивающихся научных отраслей и научно-эмпирических областей, возникновение новых научных направлений и течений.

Дифференциация наук является объективным процессом, связанным со всё большей фрагментаризацией мира с целью его изучения. Интеграция же является процессом и результатом целенаправленных усилий с целью синтеза научных знаний на основе взаимодействия наук, ученых, практических работников.

Науки о человеке, к числу которых относят психологию и педагогику, будучи изначально взаимосвязаны по сути объекта познания и развития, в разные исторические периоды подвергались аналитическому «расчленению» и «объединению». Эти связи то усиливались, то ослаблялись, проявляясь в тех или иных формах. В настоящее же время в едином научном пространстве и педагогика, и психология выступают в статусе самостоятельных научных дисциплин. Однако ход развития каждой по-прежнему сопровождается интеграционными процессами и процессами глубокой дифференциации, что свидетельствует об их значительных ресурсах и возможностях дальнейшего саморазвития.

Объективно проблема взаимосвязи психологии и педагогики постоянно находится в центре внимания ученых и всесторонне рассматривается как взаимодействие наук в структуре знания о механизмах, условиях и способах развития человека на разных этапах его жизнедеятельности, в рамках проведения комплексного или междисциплинарного психолого-педагогического исследования, через объединение функций педагогического и психологического знания в решении практических проблем целостного развития человека, его профессионального и личностного роста в условиях образовательных систем.

Наиболее важной формой интеграции психологического и педагогического знания на современном этапе развития этих наук является взаимное использование идей, теоретических положений, обобщающих выводов каждой из дисциплин. Содержательное обновление и расширение арсенала исследовательских методов, в том числе и путем адаптации из смежных научных областей, сопровождает процесс развития научно-исследовательской деятельности психологов и педагогов. Психологи и педагоги в своих изысканиях в теоретической и экспериментальной части достаточно часто опираются на факты и эмпирические материалы конкретных исследований независимо от того, в рамках какой – педагогической или психологической – науки оно выполняется.

В последнее время все большее распространение получает такая форма взаимодействия психологии и педагогики, как комплексные или междисциплинарные исследования. [2, c.86]

В общей структуре исследований, проводимых психологами и педагогами, возникают и концептуально оформляются новые научные течения, которые могут носить межотраслевой характер, но различаться по своему предмету и задачам, понятийному строю, объяснительным схемам. При этом зарождение нового научного течения может быть связано с конкретной отраслью педагогики или психологии. Например, психология успеха, оформившись как течение в недрах зарубежной психологии, со временем нашла свое воплощение в педагогике успеха.

Другим способом интеграции психологического и педагогического знания может стать выделение некой центральной (ключевой) категории. Например, предметом педагогики личности стал педагогический процесс, в ходе которого обеспечиваются позитивные или негативные изменения в личности всех его участников (учителей и учащихся, воспитателя и воспитанников, родителей и детей). [2, c.86]

Таким образом, категориальная идея, принцип или аспект, общие и для педагогики и для психологии обозначается чаще всего с добавлением прилагательного «педагогическая» (или «педагогика»), что указывает на привязку специфического предмета исследований к объективной области педагогики. Если же этот процесс разворачивается в рамках психологии, то новое научное направление утверждается с добавкой «психология» или «психологическая».

Интеграционные процессы становятся факторами появления новых научных областей, часто синтетического характера. Например, раскрывая предмет психопедагогики, Л.М.Фридман и Э.Стоун обращают внимание на тот факт, что в рамках педагогической психологии обычно рассматриваются и решаются вопросы развития личности учащихся. Часто исследователи не учитывают, в результате какого типа обучения или системы воспитания это развитие произошло, какова роль при этом была тех или иных методов обучения или воспитания. Именно эти проблемы ставит и показывает пути их решения психопедагогика. [2, c.86]

Интеграция педагогики, психологии и других наук нашла отражение
в педагогической антропологии и педологии; интеграция только педагогики и психологии - педагогическая психология, психологическая педагогика.

В методологическом плане важен и еще один аспект взаимосвязи педагогики и психологии как учебных дисциплин: в системе профильного обучения старшеклассников, их профессиональной ориентации; в системе подготовки специалистов для сферы образования; в системе общекультурной подготовки современного специалиста.

Наиболее значимыми, базовыми в интеграции двух дисциплин выступают следующие: самоценность личности ребенка, идея развития, объединяющая в себе все человеческие ценности (В.П. Вахтеров), “реальный педагогический процесс в его сложной и многоплановой специфике, в его реально человеческом (субъектном) исполнении и обусловленности” (В.А. Сластенин).

     Таким образом, интеграция не может и не должна «отменять» дифференциацию между науками и внутри наук. Педагогика и психология должны оставаться самостоятельными науками, а не искусственно сконструированными комплексами. Вместе с тем появляется необходимость интегрировать те или иные области знаний из педагогики и психологии.

4

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.