Доклад на тему «Обучение и развитие одарённого ученика в соответствии с ФГОС нового поколения»

4
0
Материал опубликован 8 March 2020

Бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа-Югры

«Няганский технологический колледж»

 

  

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

«ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОГО УЧЕНИКА В  СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Разработал:

Мастер производственного обучения

по профессии 15.01.05 Сварщик

(ручной и частично – механизированной сварки (наплавки))

Пержовский Александр Дмитриевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нягань,2020 г.

Введение

Обучение одарённых студентов – задача, диктующая действия для объединения и решения многими специалистами. И обычно одарённые дети не имеют поддержки для развития своих талантов. Для определения будущего одарённого ребенка важно создать среду его полноценного развития.

Сохранение и развитие одарённости студентов – это первоочередной вопрос общества. Перед мастером производственного обучения стоит основная задача – содействовать развитию личности воспитанника.

 

Основная часть

Особенности работы с одаренными студентами в колледже

ФГОС нового поколения ставят упор на инициативный подход в образовательном процессе, т.е. возможность быть автором, творцом, активным строителем своей жизни, обладать умением устанавливать цель, поиском варианта её решения, и иметь свободный выбор и нести ответственность за него, как можно шире использовать свои способности. 

Важно направить одарённого ребенка не на получение определённого объёма знаний, а на его творческую переработку с воспитанием способности мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Есть три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

- при отсутствии у преподавателя знаний об особенностях проявления детской одарённости, видов её разнообразии;

- функционально – целевая направленность колледжа в плане развития интеллекта обучающихся;

- ориентация колледжа на «уравнение» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

   Формы работы с одаренными детьми

На учебно – производственных занятиях методы и формы работы с одарёнными студентами, прежде всего, должны неотъемлемо гармонировать с методами и формами работы со всеми обучающимися колледжа и в то же время иметь отличие.  Работа с одарёнными обучающимися делиться на формы:

-урочную;

-внеурочную.

В условия колледжа выделение таких студентов в особые группы для обучения по всем предметам следует признать нецелесообразным. И поэтому одарённые студенты обучаются вместе с остальными студентами. Что позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых обучающихся и одновременно для выявления скрытой одарённости, для максимально возможного развития все студентов для выполнения ими любой проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одарёнными обучающимися надо использовать следующие принципы педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участия мастера производственного обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип свободы выбора студентами помощи, наставничества.

Эти принципы находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одарёнными студентами применяется эффективная педагогическая технология продуктивного обучения и компетентностного подхода.  Они помогают понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, применять исследовательские, частично – поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одарённых обучающих появляется интерес к исследовательской и поисковой активности – это условие позволяет им увлечься творческим процессом обучения с воспитанием к жажде знанию, стремлению к открытиям, активному умственному труду самопознанию. 

В бюджетное учреждение колледж приходят дети отнесённые к категории одарённых с более высокими по сравнению с большинством интеллектуальными способностями, восприимчивостью к обучению, проявлением доминирующего активную, ненасыщенную познавательную потребность, с творческими возможностями; получая удовольствие от умственного труда и приобретённого знания.   В учебной деятельности работы с одарёнными студентами основывается на дифференцированном походе, и это способствует углублению и расширению образовательного процесса. И поэтому работа с ними должна состоять из урочной и внеурочной деятельности. К урочной деятельности относятся следующие виды деятельности:

-проблемно – развивающее обучение,

-проектно -  исследовательская деятельность,

-игровые технологии (еловые игры и путешествия),

-информационно – коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разно уровневые тесты, презентации, тренажёры),

-творческие и нестандартные задания.  

Проблемно – развивающее обучение успешно реализуется в нашем колледже работая с одарёнными студентами. Технология проблемного обучения создаёт на занятиях ситуацию познавательного затруднения, которая мотивирует к самостоятельному мыслительному действию (операциям): анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате потом происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно – исследовательская деятельность  - это новая форма работы с одарёнными обучающими через обучение делание, где студент включён в активный познавательный процесс, самостоятельно определяет учебную проблему, делает сбор необходимой информации, планирует возможные пути решения проблемы, делает выводы, оценивает свою деятельность, приобретая  по крупицам новое знание и накапливая новый учебный жизненный опыт.

Такая форма обучения разрешает одарённому студенту, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаться в привычных социальных взаимоотношениях, а также качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области подходящей содержанию своей одарённости. А мастер производственного обучения выступает консультантом и помощником для поиска решения проблемы в учебном процессе.

При современном темпе насыщенности учебным материалом образовательного процесса не хватает время на занятиях для более полного совершенствование творческих и интеллектуальных способностей. Внеурочная работа помогает решить эту проблему, учитывая интересы и индивидуальные особенности. В итоге для одарённых обучающихся создаются оптимальные условия обучения: осваивают программы, при этом никто не отстаёт от учебного процесса, и все реализуют свои способности.

К внеурочной деятельности относятся виды деятельности:

-факультативы;

-предметные недели;

-театрализованные праздники;

-олимпиады и конкурсы.

В работе форме факультативов, мастер производственного обучения максимально реализует дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя любые методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Разные факультативы помогают учесть различные потребности и возможности одарённых обучавшихся.

Для поиска одарённых студентов важное значение имеет проведение колледже олимпиад и конкурсов. В колледже необходимо учреждать и постоянно комплектовать банк заданий олимпиад и конкурсов.

Главная задача мастера производственного обучения – помочь одарённому студенту вовремя продемонстрировать и усовершенствовать свой талант.

У некоторых одарённых студентов удачно сочетается высокий интеллект, творчество и доброта, чуткость, скромность, внимательное отношение к людям. И у них появляется ещё один стимул – побеждать, в которой на собой трудная и долгая работа.  И тут необходима помощь мастера производственного обучения, где выработка у одарённого студента умения самостоятельно усваивать сложный материал – это первый шаг, проделанный мастером производственного обучения и студента для приобретения творческого подхода в работе.

Знакомя талантливого студента с предметом исследования, приобщая его к науке, требуется определять конкретную цель, то есть развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, со своими продуманными новыми идеями.

Имеющее большое значение играет реакция взрослых, умение мастера производственного обучения выстраивать благоприятные условия для всестороннего развития студента, стимулировать творческую деятельность одарённых обучавшихся на занятиях. Задача мастера состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, с выбором методом обучения при котором каждый ученик проявляет свою активность и творчество.  

Заключение

Желательно бы отметить то, что работа мастера производственного обучения с одарёнными студентами – это очень сложный и постоянный процесс, который требует от мастера производственного обучения личностного роста, качественных, постоянно новых знаний в области психологии одарённых и их обучения, при близком сотрудничестве с администрацией, другими преподавателями, психологами и обязательно с родителями. Он диктует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, и умения отказаться от того, что ещё сейчас виделось творческой находкой и сильной стороной. Как говорил мудрый Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

 


 








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/index.php/navigator-fgos-spo

2.https://fgos.ru/

3. «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества» Андреев В.И., Казань, 2007г.

4. «Опыт работы с одарёнными детьми в современной Росси. Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, Научная ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, 2010г.  
 

Комментарии
Комментариев пока нет.