12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кудрявцева Ксения Игоревна28
Россия, Архангельская обл., город Шенкурск
0

Доклад на тему "Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС"



Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС


Особенность
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке

к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

Определение темы учебного материала.

Определение дидактической цели темы.

Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Продумывание структуры урока.

Обеспеченность урока (бумажные источники, электронные ресурсы).

Отбор содержания учебного материала.

Выбор методов обучения.

Выбор форм организации педагогической деятельности

Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.


Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

Организационный момент: тема;

цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи;

мотивация их принятия;

планируемые результаты: знания, умения, навыки;

личностно- формирующая направленность урока.

Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

Сообщение нового материала.

Решение учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

Закрепление изученного материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.


Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту.
Структура технологической карты включает:


название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет

увидеть учебный материал целостно и  системно,

проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся,

организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Таким образом,

•        современный урок направлен на формирование и развитие  УУД,

•        на достижение личностных результатов;

•        урок строится в рамках системно - деятельностного подхода;

•        развивает у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;

•        проектировать пути их реализации;

•        контролировать и оценивать свои достижения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.