Доклад на тему «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»
Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Как изменяется урок: - урок становится личностно-развивающим; - урок становится компетентностно- ориентированным; - урок становится метапредметным;Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках математики ребенок не только учится решать, но и учится анализировать условие задания, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на математике, но и на всех остальных уроках.
Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап). Этап мотивации 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии . Этап актуализации знаний и обнаружение проблемы 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. Этап целеполагания 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания). Этап решения проблемы 5. Реализация построенного проекта. Этап решения проблемы 6. Первичное закрепление. Этап закрепления и коррекции 7. Включение изученного в систему знаний. Этап систематизации 8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Этап объяснения д/з 9. Рефлексия учебной деятельности, итог урока. Этап подведения итогов и рефлексии
Типология уроков по ФГОС: Тип урока Виды уроков Урок изучения нового традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок закрепления знаний практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока. 4. Продумывание структуры урока. 5. Создать обеспеченность урока (бумажные источники, электронные ресурсы). 6. Отбор содержания учебного материала. 7. Выбор методов обучения. 8. Выбор форм организации педагогической деятельности. 9. Определить форму оценки знаний, умений и навыков. 10.Продумать рефлексию урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту. Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД); формы работы; ресурсы; основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Учитель: Класс: Тема урока: Тип урока: Цель: Задачи: Образовательная Коррекционно-развивающая Воспитательная Методы обучения: Формы обучения: Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал: Основные понятия: Планируемые результаты (личностные, предметные) Карта урока:
Карта урока Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД Примечание 1.Организационный этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Актуализация знаний 4. Первичное усвоение новых знаний 5. Первичная проверка понимания 6.Первичное закрепление 7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
Реализация требований ФГОС предполагает: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
Таким образом, • современный урок направлен на формирование и развитие БУД (УУД), • на достижение личностных результатов; • урок строится в рамках системно - деятельностного подхода; • развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, • проектировать пути её реализации, • контролировать и оценивать свои достижения.