12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Olga.konkova196726
Россия, Тамбовская обл., с. Носины ,Моршанского р-на Тамбовской обл
2

Игровые технологии обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС третьего поколения






Доклад на тему:

«Игровые технологии обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС третьего поколения.»



















Выполнила: Конькова О.Ю.

ноябрь 2022 г.

Игровые технологии обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения» (К.Д. Ушинский).

В условиях внедрения ФГОС третьего поколения к каждому учителю, а в особенности к учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса. Современный урок - это урок, на котором учитель профессионально использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в 1 классе и приёмом работы в последующих классах.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Они позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на уроках. Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально, помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают способности детей, их индивидуальность. Условно можно выделить несколько видов игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. Это:

Игры – путешествия,

Игры – поручения,

Игры – предложения,

Игры – загадки.

Игры – беседы.

Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра – путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель - усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей в достижении успеха. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий и стремление получить результат. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности меньше. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что – то сделать: «Помоги Пчелёнку расставить знаки препинания», « Проверь домашнее задание у Кузи».

Игры – предложения . «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?», « Кем бы хотел быть и почему», « Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или « Что бы я сделал?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предложения, констатирующие или обобщенно – доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»

Игры – загадки. Возникновение уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все ни активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры – беседы.  В основе игры – беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре – беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение. Но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Примеры игровых технологий на уроках математики в 1 классе.

Математика – это предмет, целью которого является обучение ребят не только счету, но и логическому мышлению.

Интересный урок математики может включать в себя такие игры:

*«Лишний предмет» - на магнитной доске учитель выставляет ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.

*«Веселый трамвай» - учитель раздает учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Таким образом учитель поступает и с остальными цифрами. Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел.

* «Назови следующее число» - все ребята стоят в кругу. В центре находится учитель, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч педагогу. Существуют и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые могут использоваться на уроках математики. Все они направлены на закрепления материала, который дети получают на традиционных уроках.

Как показывает опыт, внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У малышей появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка. Игра и учеба – два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят без исключения. Тогда педагогу удастся достичь хороших результатов. Продумывать проведение игр необходимо еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Такая деятельность должна занимать не менее 20% всего учебного времени. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Источники:
1.
https://pandia.ru/text/80/077/1668.php

2. https://npk.asou-mo.ru/images/2021/04/15н/44._Доклад_Мацкевич_Н.В._Одинцово.pdf









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.