Статья на тему «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения
Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения? Образовательных технологий и их классификаций достаточно большое количество, и стоит вопрос как разобраться какие из них действенные, а какие можно отнести к устаревшим. Для ответа на этот вопрос необходимо знать какие требования предъявляет ФГОС к образовательному процессу. Исходя из этих требований и нужно определять эффективные технологии.
ФГОС это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования. Для рассмотрения возьмем Федеральный государственный образовательный стандарт для основного общего образования. Сопоставим некоторым конкретным требованиям образовательную технологию, позволяющую наиболее эффективно его отработать. Для наглядности представим данные в форме таблицы.
Требование ФГОС | Образовательная технология | Примечание | ||
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"): | любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; | Музейная педагогика Проектная деятельность Исследовательская деятельность | Уважение к народу и к краю начинается с изучения истории, идеальным помощником в этом будет музейная технология, которая не только рассказывает об истории, но и погружает в соответствующую атмосферу. Наряду с простым посещением музеев возможна организация проекта «Музейный экспонат» (поиск исторически значимых вещей) или исследования на темы истории края. | |
владеющий основами научных методов познания окружающего мира; | Проблемное обучение | Основой этого метода является вывод новой информации от имеющихся знаний путем постановки проблемного вопроса и поиска его решения, хорошо работает эксперимент, анализ. | ||
мотивированный на творчество и инновационную деятельность; | Технология мастерских | Данная технология направленна на создание условий, в которых образовательная деятельность осуществляется разными путями, в зависимости от способностей каждого ученика. | ||
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; | Игровая Педагогика сотрудничества | Важным аспектом является умение работать в команде. Здесь идеально подходит любая командная работа. Это может быть коллективный проект, групповое исследование, урок-игра. | ||
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; | Здоровьесберегающая | Эта технология направлена на сохранение и улучшение здоровья. Никогда не потеряет свою актуальность. Здесь уместны физкультминутки, зарядка для глаз, смена видов деятельности. | ||
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: | Личностные | сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | Кейс-технология | Элементы саморазвития и самовоспитания присущи всем технологиям. Несмотря на важность работ в команде, индивидуальные задания важны и не должны терять своего места. Для этого могут применяться индивидуальные кейс-задания, которые также могут решать проблему разных способностей, разного темпа работы учеников |
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | Педагогика сотрудничества | | ||
Метапредметные | умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | Информационно-коммуникационная | Любая профессия связанна в той или иной степени с применением ИКТ. Одна из задач привить навыки грамотной работы с ИКТ | |
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; | Педагогика сотрудничества Проблемное обучение Проектная деятельность Исследовательская деятельность | В той или иной степени владение языком развивает любая технология, педагогика сотрудничества заставляет выражать мысли так, чтобы они были понятны всем участникам группы, проблемное обучение учит грамотной постановке и выражению целей и задач, исследовательская учит обобщать и делать выводы. | ||
Предметные (математика) | сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач; | Кейс-технология Игры | Игра «Брей-ринг», индивидуальный кейс с заданиями | |
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; | Проектная деятельность Исследовательская деятельность Квест-технология | Квест-технология, пожалуй, самая молодая и интересная технология. Интересным будет квест «По кабинетам наук» (физики, географии, биологии и др.) где для прохождения задания необходимо будет применить законы математики, таким образом будет показана значимость математики. |
Исходя из вышеизложенного могу сделать вывод: любые образовательные технологии могут быть эффективны, если они грамотно подобраны к педагогической ситуации и служат для разрешения требования ФГОС. С уверенностью можно сказать что устаревшей и неактуальной является традиционная классно-урочная технология, которая несет в себе передачу готовых знаний и отработку действий по образцу, так как основная линия ФГОС – воспитание всесторонне-развитой, способной к самообразованию, самоанализу и действиям в нестандартной, новой ситуации личности.
Список источников:
Fgos.ru
Nsportal.ru
С.Л. Еркина, зам. директора по ОВР ЦДНТТ ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Современные образовательные технологии