Доклад по теме: «Использование электронно образовательных ресурсов на занятиях учебной практики из опыта работы»
Доклад
по теме: «Использование электронно образовательных ресурсов на занятиях учебной практики из опыта работы».
Подготовил: Васильева Юлия Владимировна
Современное общество ставит перед профессиональным образованием задачу подготовки рабочего и специалиста знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется на уроках учебной практики через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.
Задача современного профессионального образования — подготовка специалиста нового типа с преобразующим интеллектом, способного решать профессиональные задачи в условиях быстро меняющихся технологий. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию.
Моя работа на режимной территории не дает в полной мере использовать электронно образовательные ресурсы, а именно чтобы обучающийся сам мог произвести поиск информации в соц.сетях. Поэтому мною ведется большая работа по поиску и накоплению информации по профессии «Закройщик» для проведения уроков учебной практики.
Уроки учебной практики с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в образовательном учреждении. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок учебной практики по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности мастера, это способствует значительному повышению качества образования.
Сегодня трудно представить работу мастера без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ проводить уроки. Ранее информацию по любой теме обучающийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция педагога.
Необходимо отметить, что использование ЭОР в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучающимся и мастером производственного обучения, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭОР не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для мастера производственного обучения — найти соответствующее место ЭОР в образовательном процессе.
С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования.
Можно выделить наиболее распространенные типы электронных образовательных ресурсов, используемых в моем обучении.
Работа с готовыми продуктами.
Это использование различных CD-дисков и DVD-дисков по профессии «Закройщик» на уроках производственного обучения, уроках спецтехнологии, МДК.
Но недостаток таких продуктов в том, что материал, как правило, в них лекционный, направленный больше на подготовку к экзаменам, к зачётам.
Презентации.
Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой мастер производственного обучения, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций.
В своей работе я использую следующие виды презентаций:
а) Обучающие презентации.
Создание обучающих презентаций, используемых при изучении нового материала: на таких занятиях излагается основной теоретический материал, демонстрация образцов, предлагаются алгоритмы.
Плюсы:
1. Во-первых значительно экономит время на уроке, так как сокращаются его затраты на работу с таблицами, рисунками, и трафаретными загатовками.
2. Формирует правильное представление обучающихся по данной теме.
3. Оформление, готовый продукт развивают образное мышление.
Работая с подсказками, слушая мастера производственного обучения, обучающийся может не просто выучить данную тему, но и развить мышление о том, что же будет дальше.
В своей работе я использую обучающие презентации по всем темам учебной практики и МДК, составленные мною и выбранные из соц.сетей.
б) Презентации-алгоритмы.
Пожалуй, это самый интересный способ как изучения, закрепления, систематизации материала, так и один из вариантов самостоятельной работы обучающихся.
Сама слайдовая структура презентаций позволяет пошагово изучать материал, когда изложение идет от простого к сложному (т. е по дедуктивному методу).
Переход от одного слайда к другому целесообразно осуществлять с помощью наводящих вопросов, которые в данном случае выполняют функцию первоначального контроля и систематизации знаний. Таким образом, изучение может вестись методом «проб и ошибок». Что в первую очередь развивает самостоятельность обучающихся, способствует формированию логического мышления. Роль мастера производственного обучения в данном случае сведена к мотивации, отборе материала, направлении рассмотрения того или иного вопроса.
В своей работе я использую презентации – алгоритмов при составлении итоговых тест процессов к урокам учебной практики, где пошагово объясняю обучающимся задание тест процесса и критерии их оценок.
Использование видео материалов.
Видеоматериал позволяет решить сразу несколько задач, например: Как должен выгладить закройщик на рабочем месте, как он должен быть одет? Как он ведет диалог с заказчиком. Просматривается ли организация рабочего места.
Просматривая видео фильмы, у обучающихся повышается интерес к изучению запланированного материала. Они становятся активными на уроке, охотно вступают в диалог, производят сравнения с случаями из жизненного опыта, охотно делятся своими мыслями. Это очень красочный и наглядный способ подачи информации.
Контроль знаний и умений обучающихся при помощи тестов.
При закреплении материала на уроках учебной практики можно использовать огромное количество всевозможных тестов. Особенно интересны обучающимся электронные тесты, в них много заданий на соответствие, на логику. Интерактивный характер (ответы после каждого вопроса) позволяет обучающимся сделать самоанализ, определить свои типичные ошибки.
Авторские сайты работников образования.
На сайтах представлены методические материалы и многое другое, что полезно при подготовке уроков учебной практики.
Электронные ЛОСы.
Также в своей работе я использую огромное количество картинок, которые нахожу в посковике, которые мне помогают составить алгоритм по разным темам.
Заключение
Многие думают, что готовиться к урокам с использованием ЭОР легче. Тот, кто добросовестно подходит к подготовке к уроку, кому не безразлично, с какими знаниями и каким настроение обучающиеся покинут урок, тот скажет, что на подготовку к уроку с использованием ЭОР затрачивается больше времени, чем к обычному уроку.
Использование компьютерных технологий и ЭОР в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности мастера, это способствует значительному повышению качества образования.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ЭОР позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Использование ЭОР для мастера это:
- положительная мотивация на уроках производственного обучения, с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- повышение уровня использования наглядности на уроке учебной практики;
- повышение производительности урока.
Таким образом, каждый мастер производственного обучения, используя компьютерные технологии в преподавании, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для мастера производственного обучения - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Список литературы:
1. Брагина Т.Ю. Методика проведения урока производственного
обучения с использованием ТСО.
2. Куксанов Т.И. Уроки производственного обучения, М.: 2006.
3. Мухамадеев И.Г. Использование технических средств на уроках
производственного обучения, М.: 2009.- с.87.