12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь Владимировна275
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Статья на тему «Электронные образовательные ресурсы в практике педагога-историка»

Николаева Любовь Владимировна

Учитель истории АНО ОМШГУ, Санкт-Петербург, 2020

 

«Электронные образовательные ресурсы в практике педагога-историка»

 

Невозможно представить себе современную действительность без применения компьютерных и информационных технологий. Они окружают нас и дома, в быту, и на работе. Педагог, как проводник юного человека в мир знаний, уже не может обойтись без применения современных технологий на своих уроках. В настоящий момент - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе.

 Кроме этого, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) практически универсальны – их можно применить в любой образовательной области и на любом уроке. Дети с удовольствием вовлекаются в образовательную деятельность с применением ЭОР, и это способствует тому, что уроки становятся по-настоящему интересными, развивающими и познавательными и результативными.

Современный учитель должен идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать свои компетенции, в том числе  и в сфере информационно-коммуникационной грамотности. Это способствует развитию новых идей и, как следствие, повышению качества образования. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивает:

  • наглядность;
  • интерактивность;
  • самостоятельное освоение материала;
  • исследование новых для учащихся источников и ресурсов,
  • активизацию познавательной деятельности учащихся,

а также, значительно повышает мотивацию к обучению.

В своей работе я организую исследовательскую деятельность ребят по изучаемому материалу, в которой учащиеся самостоятельно выбирают вопрос исследования, объясняют свой выбор, ставят перед собой вопросы для исследования и составляют план работы. Далее, обязательным этапом исследования является анализ источников по теме.
В подавляющем большинстве случаев такими источниками становятся интернет-ресурсы.

Но в этом случае, необходимо увидеть и обратную сторону медали – часто интернет наполнен совершенно различными источниками, в том числе некачественными. В связи с этим, мы в обязательном порядке, должны научить детей навыкам критического мышления при анализе источников. В своей работе мы с ребятами используем шаблон анализа источника, в котором указываются следующие критерии оценки источника:

  • Автор, название, год (библиографические сведения, ссылка)
  • Цель источника
  • Содержание
  • Ценность источника
  • Ограничения источника

Шаблон анализа источника

Название

 

Автор

 

Год

 

Ссылка

 

Краткое содержание

(сделай краткие заметки по теме)

 

 

 

 

Ценность данного источника

 

Ограничения данного источника

 

 

Рисунок – шаблон анализа источник

 

Привыкнув, к постоянной оценке источника по приведенным критериям, ребята начинают относиться к любой информации с данных позиций, понимая, что у любого источника могут быть как ценность, так и ограничения.

В процессе организации самостоятельной работы учащихся в рамках исследования, ЭОР могут быть использованы:

  • для поиска необходимой информации;
  • для изучения нового учебного материала;
  • для отработки умений и навыков;
  • для создания собственных продуктов учебной деятельности:
    проектов, презентаций, плакатов, школьной газеты и т.п.;
  • для подготовки выступлений и презентаций;
  • для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.

При организации познавательной деятельности на своих уроках я стараюсь применять различные интернет-ресурсы:

https://trojden.com/ - историческая библиотека

https://histrf.ru/lenta-vremeni/ - лента времени

http://www.hellopiter.ru/Interactive_map.html - карта достопримечательностей

https://spbinteres.ru/karta-sankt-peterburga-s-dostoprimechatelnostyami.html

https://quizlet.com/ru - карточки

https://padlet.com/lubov_nikolaeva - платформа для интерактивной работы

https://www.citefast.com/?s=Chicago#_Webpage – ссылки, цитирование

Также, большую помощь оказывают различные мультимедийные презентации
к различным урокам. Их в большом количестве можно найти на сайтах:

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru/ - федеральный портал "Российское образование"

Электронные тесты могут быть помощником учителю на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока.

Часто ребятам нравится изучать новую тему с помощью видеоуроков. Также, этот ресурс я использую, как дополнение к учебнику для организации домашней работы. Существует большое количество учебных фильмов, разработанных к учебникам истории, например:

https://videouroki.net/blog/

https://interneturok.ru/

https://infourok.ru/videouroki

https://www.virtualacademy.ru/videouroki/

Эффективность ЭОР уже доказана и при организации работы с родителями – электронные дневники, персональный сайт учителя, сайт класса, группы в социальных сетях.

Таким образом, необходимо отметить особую роль ЭОР в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения. Медиаресурсы позволяют представить информацию множеством различных способов, задействуют все виды восприятия, а значит могут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его сильные стороны. Современные ЭОР не смогут заменить учителя, но способны создать принципиально новые возможности для усвоения материала.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.