Статья на тему «Электронные образовательные ресурсы в практике педагога-историка»

3
0
Материал опубликован 20 March 2020

Николаева Любовь Владимировна

Учитель истории АНО ОМШГУ, Санкт-Петербург, 2020

 

«Электронные образовательные ресурсы в практике педагога-историка»

 

Невозможно представить себе современную действительность без применения компьютерных и информационных технологий. Они окружают нас и дома, в быту, и на работе. Педагог, как проводник юного человека в мир знаний, уже не может обойтись без применения современных технологий на своих уроках. В настоящий момент - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе.

 Кроме этого, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) практически универсальны – их можно применить в любой образовательной области и на любом уроке. Дети с удовольствием вовлекаются в образовательную деятельность с применением ЭОР, и это способствует тому, что уроки становятся по-настоящему интересными, развивающими и познавательными и результативными.

Современный учитель должен идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать свои компетенции, в том числе  и в сфере информационно-коммуникационной грамотности. Это способствует развитию новых идей и, как следствие, повышению качества образования. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивает:

  • наглядность;
  • интерактивность;
  • самостоятельное освоение материала;
  • исследование новых для учащихся источников и ресурсов,
  • активизацию познавательной деятельности учащихся,

а также, значительно повышает мотивацию к обучению.

В своей работе я организую исследовательскую деятельность ребят по изучаемому материалу, в которой учащиеся самостоятельно выбирают вопрос исследования, объясняют свой выбор, ставят перед собой вопросы для исследования и составляют план работы. Далее, обязательным этапом исследования является анализ источников по теме.
В подавляющем большинстве случаев такими источниками становятся интернет-ресурсы.

Но в этом случае, необходимо увидеть и обратную сторону медали – часто интернет наполнен совершенно различными источниками, в том числе некачественными. В связи с этим, мы в обязательном порядке, должны научить детей навыкам критического мышления при анализе источников. В своей работе мы с ребятами используем шаблон анализа источника, в котором указываются следующие критерии оценки источника:

  • Автор, название, год (библиографические сведения, ссылка)
  • Цель источника
  • Содержание
  • Ценность источника
  • Ограничения источника

Шаблон анализа источника

Название

 

Автор

 

Год

 

Ссылка

 

Краткое содержание

(сделай краткие заметки по теме)

 

 

 

 

Ценность данного источника

 

Ограничения данного источника

 

 

Рисунок – шаблон анализа источник

 

Привыкнув, к постоянной оценке источника по приведенным критериям, ребята начинают относиться к любой информации с данных позиций, понимая, что у любого источника могут быть как ценность, так и ограничения.

В процессе организации самостоятельной работы учащихся в рамках исследования, ЭОР могут быть использованы:

  • для поиска необходимой информации;
  • для изучения нового учебного материала;
  • для отработки умений и навыков;
  • для создания собственных продуктов учебной деятельности:
    проектов, презентаций, плакатов, школьной газеты и т.п.;
  • для подготовки выступлений и презентаций;
  • для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.

При организации познавательной деятельности на своих уроках я стараюсь применять различные интернет-ресурсы:

https://trojden.com/ - историческая библиотека

https://histrf.ru/lenta-vremeni/ - лента времени

http://www.hellopiter.ru/Interactive_map.html - карта достопримечательностей

https://spbinteres.ru/karta-sankt-peterburga-s-dostoprimechatelnostyami.html

https://quizlet.com/ru - карточки

https://padlet.com/lubov_nikolaeva - платформа для интерактивной работы

https://www.citefast.com/?s=Chicago#_Webpage – ссылки, цитирование

Также, большую помощь оказывают различные мультимедийные презентации
к различным урокам. Их в большом количестве можно найти на сайтах:

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru/ - федеральный портал "Российское образование"

Электронные тесты могут быть помощником учителю на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока.

Часто ребятам нравится изучать новую тему с помощью видеоуроков. Также, этот ресурс я использую, как дополнение к учебнику для организации домашней работы. Существует большое количество учебных фильмов, разработанных к учебникам истории, например:

https://videouroki.net/blog/

https://interneturok.ru/

https://infourok.ru/videouroki

https://www.virtualacademy.ru/videouroki/

Эффективность ЭОР уже доказана и при организации работы с родителями – электронные дневники, персональный сайт учителя, сайт класса, группы в социальных сетях.

Таким образом, необходимо отметить особую роль ЭОР в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения. Медиаресурсы позволяют представить информацию множеством различных способов, задействуют все виды восприятия, а значит могут учитывать индивидуальные особенности ребенка, его сильные стороны. Современные ЭОР не смогут заменить учителя, но способны создать принципиально новые возможности для усвоения материала.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.