Выступление на тему «Проблемы преподавания химии в современной школе»
Проблемы преподавания химии в современной школе.
В настоящее время в условиях реформирования старшей школы и опытные учителя, и, конечно, начинающие педагоги сталкиваются с целым рядом проблем. – мотивационного характера (при переходе от основного общего к среднему общему образованию обучающимся предлагается сделать выбор профиля обучения). Многие из них затрудняются с выбором или лишены возможности выбора. В таких условиях невозможен равный доступ к полноценному образованию для разных категорий обучающихся. Такая ситуация приводит к деструктивным явлениям в мотивационной сфере (вплоть до потери стремления к учёбе);
– содержательного характера (в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) учебный предмет «Химия» определён как обязательный. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) учебный предмет «Химия» имеет два уровня изучения (базовый и углублённый) и, по сути, не является обязательным);
– методического характера (необходимость реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО, а также повышения результативности и эффективности образовательного процесса выдвигает новые требования к методическому обеспечению образовательной деятельности. Не обобщены и не систематизированы наиболее эффективные методы, методики и технологии обучения по химии с учётом возрастных особенностей обучающихся и содержания обучения);
– материально-технического характера (в недостаточной степени решена проблема создания электронных наглядных средств обучения. Зачастую химический эксперимент представлен видеороликами низкого качества как в техническом, так и в дидактическом плане. Практически отсутствуют учебные фильмы, рассказывающие о современных химических производствах, работе аналитических лабораторий и научно-исследовательских институтов. Также не разработана методика использования этих материалов в учебно-воспитательном плане);
– кадровые (поскольку преподавание химии предполагает наличие у учителя теоретических знаний в области химии, математики, физики, биологии, умений и навыков экспериментальной работы, а также владение методикой преподавания учебного предмета, негативное влияние на состояние химического образования оказывает возможность переподготовки специалистов с любым высшим или средним профессиональным образованием, в результате они получают право занимать должность учителя).
Всем нам известны основные факторы, способствующие возникновению желания заниматься химией: химический эксперимент, современное учебно-методическое обеспечение, соответствующее принципам доступности, научности, системность в изложении учебного материала и, конечно, профессиональные и личностные качества педагога. Чтобы желание идти на урок химии в дальнейшем переросло в мотивацию, важно создавать для учащихся ситуации успеха, а это зависит от уровня сформированности у них знаний и умений, способов деятельности, интегрированных понятий и др.
Исследование показало, что 85% детей учат теорию химии, чтобы не получить два балла, чтобы не было проблем с родителями, и те же 85% – чтобы не было проблем с учителем.
С чего начинать изучать химию или почему она стала неинтересным предметом?
Можно выделить следующие проблемы при изучении химии в школе:
1. Большинство детей приходят в 8-й класс неподготовленными. Математических знаний у них недостаточно, физические представления почти отсутствуют. Поэтому приходится решать не только свои задачи, вводить новые определения и понятия, но и пояснять некоторые математические и физические темы. Большинство родителей не заинтересованы в повышении мотивации детей к обучению. Учащиеся имеют недостаточную подготовку к изучению химии.
2. В 10 классе Программа органической химии зажата в один год обучения, – это нереально при одном часе занятий в неделю. Нет возможности решать задачи, составлять уравнения. Сейчас дети ничего не отрабатывают. Каждый урок – новая тема. Получается, что каждый урок – 2-3 параграфа. Нет времени обстоятельно закрепить, усовершенствовать знания. Естественно, когда материал не усваивается, он не может быть интересен.
3. Еще одна проблема – программы по физике, химии, биологии не согласованы. Это касается тем «Строение атома» (физика и химия), «Белки, жиры, углеводы, ДНК и РНК» (химия и биология).
4. Школьный учебник. Наверное, многие со мной согласятся, что большинство учителей пытаются использовать те или иные школьные учебники, задают по ним параграфы, но большую часть информации дают сами, по своим собственным конспектам.
5. Опытно-демонстрационный эксперимент. Ни для кого не секрет, что база современной школы оставляет желать лучшего, не хватает реактивов и оборудования. Поэтому показываем видеофрагменты, иногда используем компьютерные программы. А детям очень нравятся демонстрационные эксперименты.
6. Необходимость введения пропедевтического курса по химии за счет школьного компонента учебного плана. Он имеет целью пробудить интерес учащихся к предмету, создать мотивацию к изучению химии, чтобы они потом сознательно входили в 8-й класс. И тогда дети смогут обучаться по любому учебнику, который будет предложен. Любой учебник будет им понятен.
7. Проблема мотивации к обучению химии среди старшеклассников (10-11 классы). Они считают, если в будущем они не связывают свою жизнь с химией и другими естественно-научными дисциплинами, то она им не нужна. С такой позицией никак нельзя согласиться: химию невозможно убрать из жизни. Не важно, кем станет человек — руководителем предприятия, администратором, мэром города, он должен будет принимать решения, которые так или иначе связаны с химией. Если человек знает химию, он никогда не примет аспирин (ацетилсалициловую кислоту) на голодный желудок, зная, что этот препарат может вызвать раздражение стенок желудка.
8. И ещё очень большая проблема — подготовка учителей химии в вузах. Парадоксально, но при поступлении на химфак педагогического вуза абитуриенты не сдают химию. В итоге на первый курс подчас приходят студенты, которые о химии не имеют почти никакого представления, и преподаватели вынуждены работать с ними с нуля. И во многих школах явно не хватает действующей системы наставничества. А ведь как важно, чтобы старшие поколения учителей передавали свой опыт работы начинающим учителям, чтобы те правильно вошли в профессию и могли продуктивно работать.
И все же мы смотрим вперед с оптимизмом, потому что у нас есть замечательные учителя. Они преодолеют все трудности, они вкладывают всю свою душу, мастерство, чтобы химия стала близкой и понятной их ученикам.