12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Меленчук Любовь Федоровна121
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
1

Статья «Развитие речи у детей с нарушением интеллекта»

Развитие речи у детей с нарушением интеллекта.

 

Развитие речи учащихся является важной частью коррекционной работы, осуществляемой в специальной коррекционной школе VIII вида.

Одна из основных функций речи – общение. В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах. Речь становится главным средством и формой мышления ребёнка. С её помощью дети учатся делать обобщение – этап, необходимый в мыслительной деятельности. Наконец, особой функцией речи является регуляция поведения в широком плане и, в частности, регуляция в трудовой деятельности.

Сначала действия ребёнка носят познавательный характер. Однако, поскольку показ любого действия сопровождается, как правило, простейшими речевыми инструментами, ребёнок постепенно научается совершать действия в соответствии с речевыми указаниями. Такое поведение в характере деятельности ребёнка имеет определённо значимые для всего последующего развития психики. Регуляция трудовой деятельности с помощью речи придаёт труду качественно новые свойства: трудовые навыки, умения приобретают обобщённый характер, легко переносятся в новые условия, тогда как простое подражание приводит к созданию только стереотипов в труде, малоподвижных навыков.

Детей с нарушением интеллекта бывает значительно труднее побудить к речи, чем нормально развивающихся детей, из – за сниженной речевой активности, бедности и нестойкости интересов, недостаточно эмоционально – волевой сферы.

Обращённая речь также не всегда бывает понятна детям с нарушением интеллекта. В одних случаях они не понимают услышанного, а в других оказываются невнимательными. Таким образом, речевое общение детей с отклонениями в развитии с окружающим миром в известной мере ограничено. Однако, при соответствующем обучении раскрываются широкие возможности для совершенствования мышления детей, для формирования их личности и в конечном счёте для социальной адаптации.

Большую роль играет речь при осуществлении детьми практической или трудовой деятельности. Известно, что многократное выполнение несложных доступных учащимся трудовых заданий, мало способствует совершенствованию их мышления.

Действия с изделиями, проводимые учащимися без участия речи так же не имеют большого значения для развития учащихся. Включение речи позволяет резко повысить роль труда и практической деятельности как важнейших средств, служащих умственному развитию детей.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Недостаточно было бы лишь обогащать память детей с нарушением в развитии каким – то количеством швейных терминов, сочетаний и предложений. Развитие речи – это последовательная, постоянно учебная работа, которую нужно планировать на любом уроке на каждый день и в перспективе.

Первое условие речевого развития ребёнка – это потребность общения. Но общение возможно только с помощью общепонятных слов, словосочетаний. Значит, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду – это 2 условие. От того, в какой среде находится ученик, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. В нашу школу поступают в основном дети с малым запасом слов, с неразвитой речью, с ограниченным представлением об окружающей жизни.

Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития. Для развития речи необходима система учебных воздействий на ученика, нужна планомерная работа на каждом уроке.

В развитии речи выделяют три линии:

работа над словом;

работа над словосочетанием и предложением;

работа над связной речью.

Из чего не складывается словарная работа? В ней сливаются 4 направления. Во – первых, обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, терминов, новых значений этих слов. Например – это швейные термины: название новых стежков, деталей швейной машины и т. д. Знакомство с правописанием этих слов. Здесь обязательная связь с русским языком: какие орфограммы можно проверить, какие запомнить. А в итоге – знать правописание слов, которые могут быть использованы в словарном диктанте по предмету.

Во – вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выявление их оттенков, анализ многозначности. Например, после изучения значения слова « смёточный стежок» , учащиеся знакомятся с новыми родственными словами: сметать, заметать, приметать, смётка и их значениями.

В – третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речи каждого ученика, введение новых слов в предложения, уместность их употребления в том или ином выражении.

При знакомстве с новыми терминами, словарное слово, напечатанное на листе бумаги крупно, с выделенной орфограммой выставляется в словарь, учащиеся записывают его к себе в тетрадь. На другом уроке эти слова остаются в словаре как дежурные опорные слова. При ответах на вопрос учителя, учащиеся могут взглянуть в словарь и найти нужное слово для ответа.

В – четвёртых, устранение нелитературных слов, употребляемых часто школьниками, исправление ошибочных произношений. Некоторые говорят «живулька», вместо «смёточный стежок», « наживулить», вместо «сметать», « иглу втыкаем в подушечку», вместо « вкалываем».

Все эти направления тесно связаны между собой. При подготовке к уроку выявляются те слова, которые войдут в словарь учащихся при объяснении нового материала, намечается, какая работа будет проведена с тем или иными новыми словами.

Кроме словарной работы на данных занятиях ставится задача научить детей с отклонениями в развитии правильно строить предложения. На уроках швейного дела учащиеся учатся слушать внимательно вопрос учителя и ответ строить словами вопроса, добавляя нужные термины по памяти или при затруднениях найти его среди опорных слов. Такой вид работы прост для детей коррекционных школ. Нужно выделить в вопросе главное, о чём спрашивается. Вопрос: Какими стежками украшена салфетка? Ответ: Салфетка украшена тамбурными стежками. Наряду с познавательной задачей, здесь главным образом решается коррекционная – развитие устной связной речи. После того, как термин усвоен, слова из словаря можно убрать и провести различные игры. Игра « Молчанка». Называется значение слова или задаётся вопрос: Как можно обработать обрезные края салфетки? Вызванная девочка пишет нужное слово на доске « бахрома». Остальные следят за написанием, исправляют допущенные ошибки. Такие игры имеют несколько коррекционных целей: проверить, как усвоен новый термин, его правописание, развитие памяти и логического мышления, подготовка к словарному диктанту, пополнение словарного запаса.

Способствует расширению словаря и словарно –логического упражнения. Основной задачей этих упражнений является выработка у учащихся умения устанавливать правильное соотношение общих понятий, вида, выделение общих и отличительных признаков. Вот некоторые из этих упражнений:

1 группировка стежков (отобрать только украшающие);

2 определение предмета по признакам ( бархатная, писчая, цветная -

что это ? – бумага);

3 установление лишнего предмета в данной группе ( винт – разъединитель, лапка, стержень, рычаг, платформа, бахрома, шпулька – что здесь лишнее? Дети отвечают: «Здесь лишняя бахрома, а остальное название деталей машины».

4 деление понятий ( назвать ручные стежки, назвать машинные швы);

5 продолжение перечисленных видов понятий ( украшающие стежки);

6 обозначение путём противопоставления ( лапка - это деталь швейной мащинки, ножницы – это инструменты для резания);

7 назвать предмет по отдельным признакам ( приспособление для защиты пальцев от иглоукалывания).

На каждом уроке проводится повторение изученного в различных формах. В конце пройденной темы проводится обобщающий урок по теме. Учащиеся рассказывают, чему они научились, что умеют, где в быту можно применить полученные умения. Для развития речи можно использовать игру « Задай вопрос товарищу». Девочки сами строят вопрос и задают его однокласснице, называя его по имени. Если она не сможет ответить, то отвечает тот, кто задаёт вопрос. Значит, обдумывая вопрос, ученица должна знать на него ответ. Такие упражнения развивают мыслительную деятельность, память, сознательное усвоение нового, развивают связную речь, познавательные способности.

Хорошо использовать на уроке народные пословицы, которые служат девизом урока. Например, когда нужно выполнить работу аккуратно, использовать пословицу « Делай работу так, чтобы не переделывать».

При выполнении трудных стежков, когда требуется терпение и усидчивость девизом служит пословица « Есть терпение, будет и умение».

Над этими пословицами проводится соответствующая работа по развитию речи: как надо понимать народную мудрость? И девочки всегда правильно объясняют пословицы.

Организуя каждое занятие, учитель должен установить, в каком темпе и ритме должен идти урок, какое предварительное упражнение выполнить. Вся работа должна вестись при главенствующей роли слова учителя. Это может быть правильно организованная беседа, рассказ учителя. Каждая беседа должна быть тщательно продумана и подготовлена.

Прежде всего учителю необходимо ясно представить себе цель беседы и её характер, и в зависимости от этого подобрать вопросы, продумать их формулировку.

Для детей с нарушением интеллекта очень важно, чтобы вопросы были чёткими, направленными на выявление различных признаков изделия. Рассказ учителя должен быть простым, понятным и интересным для учащихся, содержать профессиональные сведения, занимать короткое время. На уроках труда учащимся предлагается выполнение изделий по образцу, натуральному предмету, рисунку, чертежу. Обязанность учителя научить учащихся ориентироваться в задании по образцу или по пооперационно - технологической карте.

Анализируемый шов или какое – то изделие учащимися ,необходимо разглядеть его вблизи, иметь возможность взять его в руки, потрогать, рассмотреть со всех сторон.

Практические задания расположены в программе по степени постепенного усложнения. Поэтому изготовление нового изделия предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При анализе образца или при ориентировке в задании это выражается в установлении сходства и различия нового образца с ранее изготовленным по форме, материалу, размерам. Например. При изучении смёточного стежка и ручного стачного шва, девочки делают выводы, чем похожи, чем отличаются эти стежки друг от друга и делают вывод, что ручной стачной стежок прочный, а смёточный – непрочный, поэтому служит для временного соединения деталей. Прошлый опыт учащихся привлекает в большей мере при планировании хода работы, в ходе практической деятельности, при оценке качества готовых изделий.

Умение планировать свою работу и осуществлять её по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. В начале обучения нужно на каждое изделие изготовить технологическую карту, где в определённой последовательности прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности. Эти образцы крепятся так, чтобы их можно было снять и разглядеть со всех сторон. Учитель объясняет выполнение каждой операции, чередуя показ приёмов со словесной инструкцией.

В дальнейшем следует предлагать учащимся определить ближайшую операцию. Чаще всего по пооперационной карте учащиеся правильно рассказывают ход работы над изделием, способ выполнения операции. Более активны здесь сильные учащиеся, за ними – средние и слабые. В итоге планирование хода работы по пооперационной карте может рассказать и слабая ученица с применением в речи швейных терминов. Пооперационно –технологическую карту лучше иметь съёмную, и каждую операцию крепить на магнитной доске. Первоначально это делает учитель. На последующих уроках можно предложить ученицам расположить каждую операцию в определённой последовательности. Такой вид работы особенно нравится девочкам, они с удовольствием справятся с заданием, сопровождая свои действия рассказом о ходе выполнения задания.

Большая часть времени урока отводится на выполнение практической работы. За урок учащиеся успевают изготовить какое – то программное изделие или какую – то отдельную операцию.

По ходу практического изготовления изделия проводится опрос некоторых учащихся, особенно слабых. Спрашивается, что они делают в данный момент, как. При затруднении можно обратиться к технологической карте и образцу. Во время работы дают словесный отчёт о выполнении задания. Рассказ о проделанной работе – это восстановление в сознании всего хода работы. В начале обучения словесный отчёт ученицы дают по наводящим вопросам. Позднее самостоятельно по технологической карте. Словесный отчёт помогает учащимся лучше понять и запомнить порядок действия, способствует развитию речи. Если ученицы дают словесный отчёт без затруднений, значит, новый приём усвоен сознательно.

За успешную работу на уроке, за словесный отчёт в конце урока ставится оценка, которая обязательно комментируется. Большинство учащихся коррекционных школ неравнодушны к оценке за работу. Иногда оценка вызывает отрицательную реакцию, поэтому учитель должен воспитывать правильное отношение к качеству выполненного изделия. Перед выполнением задания нужно знакомить учащихся с требованием к качеству.

Например, при выполнении петельного стежка нужно обращать внимание на то, как проверить качество работы:

стежки без наклона;

стежки выполнены на одинаковом расстоянии друг от друга.

 

И когда учащиеся выполняют задание, они сравнивают свою работу с образцом или с теми требованиями к качеству, которые записаны на доске или читают в учебнике. Сами дают отчёт о том, как выполнена их работа, ставят себе оценку. Учителю остаётся только согласиться или не согласиться с оценкой.

 

Подведение итогов является последним этапом урока. Здесь отмечается, как работал весь класс, отмечаются хорошо работающие девочки, каких успехов достигли отдельные учащиеся, поощряются положительные результаты.

Опыт показывает, что когда девочки находятся в постоянном общении на каждом уроке труда, они пополняют свой словарный запас. Самостоятельно владеют устной связной речью с применением швейной терминологии.

Литература

Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.