12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Николаевна22
Россия
3

Использование игровых технологий в обучении детей с нарушением интеллекта

«Использование игровых технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»


Интеллектуальные нарушения являются стойкими, необратимыми нарушениями познавательной активности, причиной чего является органическое поражение головного мозга. Результат снижения когнитивной активности считается одной из основных причин неспособности этих детей к обучению. Проблема воспитания детей с ограниченными интеллектуальными возможностями становится актуальной, с одной стороны, из-за значительного увеличения численности этой группы в обществе, а с другой - из-за новых возможностей, которые открываются для их адаптации в обществе.

Таким образом, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для обучения.

С введением ФГОС обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями открываются большие возможности для поиска новых инструментов, форм и методов обучения и воспитания. Основной целью ФГОС является раскрытие личности ребенка, повышение его творческой активности, создание дружественной среды, способности к самообучению и командной работе.

Чтобы обучение было наиболее эффективным, требуется создать комфортную для усвоения знаний обстановку, положительный эмоциональный настрой, усилить познавательный интерес к материалам урока, активизировать деятельность детей с нарушением интеллекта.

Одним из средств активизации познавательных процессов обучающихся на занятиях является игра.

В словаре С.И. Ожегова: «Игра – создание похожих для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений». 

Игра для детей с нарушением интеллекта - это труд, который требует от обучающихся немалых усилий, проявления важных человеческих качеств. Именно в процессе игры развиваются разные стороны личности ребенка, совершенствуются высшие психические функции, удовлетворяются эмоциональные потребности. Игры воспитывают взаимопомощь и коллективизм. Игры с правилами, воспитывают честность, организованность и выдержку. Ребенок в этот момент чувствует себя самостоятельным. Игра есть практика развития. Когда ребенок играет, он развивается, и развивается, когда он играет.

Благодаря игровой деятельности дети с интеллектуальными нарушениями могут вжиться в любую роль. Познакомится с реальной взрослой жизнью. Это способствует развитию и использованию педагогических игр в образовательных учреждениях.

Многие педагоги и психологи, такие как А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. всегда по особому относились к играм, указывая на их положительное влияние на процесс обучения и выступали за методическую разработку игр для учащихся с ОВЗ. В их работах исследована и отражена роль игр в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в процессах социализации – усвоение и использование человеком социального опыта.

Педагогические игры отличаются от любых других игр тем, что имеют существенные признаки - четкую цель обучения, которые можно обосновать, выделять в наглядном виде, характеризовать учебную и познавательную направленность.

На основе педагогических игр разработана игровая технология. Они называются – игровые технологии.

Понятие «игровая технология» включает в себя широкий спектр приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр.

Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, основанная на социальном опыте. Помещая человека в определенные ситуации, в нем развиваются новые качества. Развивается контроль над своими действиями и поведением. Игровые технологии можно систематически применять на разных этапах урока.

Игровые технологии состоят из нескольких этапов. Это планирование целей, составление планов, а затем выполнение поставленных задач. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом становится разбор и анализ всего процесса.

Игровые технологии имеют особое место, и роль в образовательном процессе. Во многом это зависит от функций применяемых игр:

-   развлекательная  пробудить интерес к процессу, развлечь, вдохновить, доставить удовольствие;

-   коммуникативная   проводить разговор, приводящий к усвоению общечеловеческих ценностей;

-   самореализации  игра позволяет выявить недостатки опыта и построить ситуацию конкретных жизненных затруднений, с которыми сталкивается ребенка в практике;

-   игротерапевтическая  позволяет проецировать и преодолеть разные жизненные трудности, возникающие в разных сферах;

-   диагностическая  выявить отклонения от нормативного поведения, самоизучение в процессе игровой деятельности;

-   коррекция поиск различных вариантов развития событий, тем самым вносят положительные изменения личности;

-   межнациональной коммуникации позволяет  усвоить единые для всех людей социально-культурных ценности;

социализации  включить детей в систему общественных и общекультурных отношений для усвоения норм человеческих взаимоотношений.

На сегодняшний день игровые технологии можно разделить на следующие направления:

Дидактическое – направлена на расширение кругозора учащихся, применение полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных навыков, и повышение компетентности.

Воспитывающее – направлена на воспитание самостоятельности, развитие навыков работы в команде, общения со сверстниками и коммуникативности, воспитание сотрудничества, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.

3. Развивающее – направлена на развитие познавательных, психических процессов, а именно память, внимание, мышление, умение анализировать и др.

4. Социализирующее – направлена на приобщение к общекультурным нормам и ценностям общества в котором живет ребенок, саморегуляция, адаптация к условиям среды, обучение навыкам общения.

Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.

    Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

а)   постоянно поддерживать у учащихся желание учиться;

б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;

г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;

д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;

е) способствовать становлению личности воспитанника.

При использовании игровых технологий в обучении детей с ограниченными интеллектуальными возможностями необходимо соблюдать ряд требований при выборе игр:

Подобранные игры должны соответствовать поставленным учебно-воспитательным задачам, ЗУНам лиц с ОВЗ и требованиям образовательного стандарта.

Педагогические игры должны быть напрямую связаны с изучаемым на уроках материалом, а так же зависеть от уровня подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.

Игровой материал по мере овладения детьми необходимо постепенно усложнять.

Игры должны быть основаны на конкретном дидактическом материале и методике его использования.


Дети с нарушениями интеллекта проводят большое количество времени за партами на уроках, а это значит, учебную деятельность нужно правильно организовать с самых первых минут. Учителю необходимо мотивировать детей с ОВЗ к взаимодействию не только с педагогом, но и с другими учащимися. Необходимо создать комфортную и дружескую атмосферу на уроке, сделать учебный процесс для учащихся желанным.

Каждый день в начале занятий с детьми проводим игры, в музыкальном и стихотворном сопровождении, направленные на организацию их внимания, зарядить всех хорошим настроением, тем самым налаживаем положительный психологический контакт между педагогом и обучающимися. Благодаря правильно подобранным организационным моментам, учащиеся в простой и непринужденной форме запоминают стихи, тем самым мы активизируем память с лиц нарушением интеллекта.


Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!

***

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так целый день
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.

***

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

Для подведения учеников к теме урока организовываем игру, тем самым активизируем память, внимание и мышление детей. Подводя итоги данной игры, сообщаем тему урока. Задаем наводящие вопросы по теме для определения необходимости изучения данного материала в реальной жизни. Здесь актуально использовать: загадки, ребусы, просмотр небольших видеоматериалов.

Игровые технологии применяем на всех уроках.

Виды игр, используемые мной на уроке математики:

-игры – упражнения, провожу их 10 – 15 минут в виде карточек. Эти игры применяю для развития познавательных способностей учащихся с нарушением интеллекта. Тем самым у ребенка лучше осваиваются и закрепляются полученные знания.

«Составим букет»

Дети сортируют на своих рабочих местах геометрические фигуры по цвету, форме, размеру. В ходе сортирования, учащиеся подсчитывают количество цветов, сравнивают их по размеру, цвету, форме.

«Помоги числам занять свои места»

Учитель расставляет числа от 0 до 9 в беспорядке и обращается к учащимся: «Цифры заблудились, помогите им занять свои места». Учащиеся расставляют числа по порядку.

«Составим поезд»

Учащиеся составляют у себя на партах поезд из 10 вагончиков, располагая их по порядку от 1 до 10, сначала определяя номер вагона по количеству геометрических фигур, расположенных на вагончиках. Учащиеся «цепляя» вагончики, называют номера по порядку, составляют пример 1 + 1 = 2 и т.д. Затем учащиеся «отцепляют» вагончики и составляют примеры: 3 без 1 получится 2 и т.д.

-сюжетно- ролевые игры используются для создания и проигрывания воображаемой ситуации, где ученики играют определенные роли. Применяем игры при решении задач: «Магазин», «Парикмахерская», «Общественный транспорт», «Аптека» и т.д. в ходе этих игр ребенок решает математические задачи, тем самым лучше осваивает материал урока, также он получает определенный опыт, который может приманить уже в реальной ситуации.

-игры – соревнования могут в себе содержать и дидактические игры, и отдельные ее элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

В период обучения русскому языку и письму детей с нарушением интеллекта важно применять специальные приемы для формирования навыков осознанного чтения и грамматического письма. Игровые технологии на уроках русского языка способствуют совершенствованию процесса обучения и повышают таким образом его эффективность. Игры тренируют и развивают функции внимания и восприятия. Активизируется память, а это в свою очередь позволяет быстрее и лучше овладеть навыками письма. На уроках применяем следующие игры:


«Топни – хлопни».

Учащимся предлагают послушать гласные и согласные звуки и слоги. «Когда они услышат звук А – топните ногой, звук М – хлопните в ладоши». 

«Кто? Что?»

 Класс делится на две группы. Одна группа называет слова, которые начинаются на согласный звук, другая – слова на гласный звук. Побеждает та команда, которая назовет (запишет) больше слов.

« Загадки»

1.Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы)

3.Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

«Найди букву»

Ученикам предлагается карточка с буквами, в которой нужно найти и зачеркнуть букву Д, обвести в круг букву Ю, а букву В подчеркнуть снизу.

«Найди пару»

Каждому ученику предлагается соотнести печатные буквы с прописными.

«Магазин»

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]

«Лишнее слово»

Рубашка, брюки, майка, ботинки.

Тюльпан, роза, ландыш, ель.

Дуб, клен, береза, ромашка.

Муха, бабочка, стрекоза, енот.

Книга, журнал, газета, глаза.

Класс, доска, школа, имя.

Виноград, яблоко, груша, торт.

Иванов, Петров, Сидоров, Елена.

Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для общего психического развития. Речевое развитие учащихся является одной из важнейших задач, решаемых в процессе обучения чтению. Речь тесно связана с мыслительными процессами и служит формой существования мысли. Занятия чтением являются эффективным средством нравственно-эстетического воспитания учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Уроки чтения значительно улучшают общее развитие учащихся и расширяют их знания и понимание мира. Эффективность дальнейшего обучения детей с ОВЗ по всем остальным предметам напрямую зависит от того, как формируется у него понимание прочитанного и умение правильно излагать свои мысли. Поэтому особое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется артикуляционной гимнастике, скороговоркам и чистоговоркам. Важно, чтобы дети с ограниченными интеллектуальными возможностями понимали текст, могли отвечать на вопросы и пересказывать. На уроках чтения и развития речи пополняется и активизируется словарный запас, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования общих, конкретных понятий, например, «Назови одно слово» или «Назови три предмета». Поиск слов, противоположных по значению, слов, имеющих сходное значение, и слов, сходных по звучанию, является основной задачей многих словесных игр.

Подводя итоги, необходимо отметить, что применение игровых технологий при обучении детей имеющие особые образовательные потребности предполагает наличие дифференцированных заданий, тем самым, исключая одинаковый подход к разным ученикам. Таким образом, с помощью игры мы удовлетворяем образовательные потребности каждого ученика. Применение игр имеющие общеразвивающий и обучающий характер способствуют развитию познавательных процессов детей, позволяет лучше усвоить учебный материал, развитию личности, воспитывают самостоятельность и активность обучающихся. Игры вызывают у учеников положительные эмоции. В ходе игровой деятельности у детей формируется умение использовать полученные знания в новых ситуациях и самостоятельно добывать знания, что положительно сказывается на социализации в обществе.

Список используемых источников

1. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий формирования умственных действий –М.,1988.

2. Мастюкова, Е. М. Развивающие игры для младших школьников/ Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2011.– 95 с.

3. Петрова О.В. Применение игровых технологий на уроках, как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей. - г. Уфа

4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

6. Шайхетдинова, Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522077 , свободный.- Загл. с экрана.

7. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1979.- С.25.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.