Доклад «Создание в ДОУ оптимальных условий социализации ребенка – инвалида с нарушением функции ОДА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Дюймовочка»
Методическое объединение воспитателей средних групп
дошкольных образовательных учреждений Вязниковского района
Доклад
«Создание в ДОУ оптимальных условий
социализации ребенка – инвалида
с нарушением функции ОДА».
Подготовила воспитатель
Почетаева Оксана Николаевна
Март 2018
Слайд 2
Согласно «Конвенции о правах ребенка», дети с ограниченными возможностями здоровья, дети - инвалиды имеют право на всестороннее развитие, воспитание и образование с учетом их индивидуальных возможностей, как и нормально развивающиеся дети. Однако в современном мире многие дети с особенностями развития часто не находят своего места из-за психофизических ограничений. Раннее вовлечение таких детей в образовательный процесс позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции.
Обязательное условие развития детей - взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех сотрудников образовательной организации, куда попадают дети – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.
Слайд 3
В нашем детском саду создана такая атмосфера:
1. Хорошо подготовленная предметно – пространственная развивающая среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная
2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.
3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.
4. Досуговые мероприятия позволяют соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.
5. Высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.
В нашем дошкольном учреждении образование ребенка - инвалида организовано совместно с другими воспитанниками в группе общеразвивающей направленности – средняя группа № 6 «Капельки». Детский сад мальчик посещает в первой половине дня в сопровождении мамы (заключение ПМПК категория «ребенок - инвалид», нарушение функции ОДА, вызывающее необходимость использования кресла – коляски).
С учетом имеющихся возможностей детского сада определили основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов в оказании помощи ребенку данной категории и его родителям, разработали индивидуальный образовательный маршрут.
Слайд 4
Задачи индивидуального образовательного маршрута
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
- осуществление полноценной адаптации в социуме, развитие личностных качеств;
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;
- детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.
- подготовка к школьному обучению;
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Слайд 5
В маршруте определены основные направления коррекционно-педагогической работы:
- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- формирование математических представлений;
- развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;
- подготовка к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Слайд 6
Наш «особый» ребенок имеет ряд социально-педагогических проблем:
- ограниченные способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению;
- речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном объеме;
- излишняя впечатлительность, тревожность;
- уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.
Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество. Моя работа заключается в обеспечении оптимальных условий социализации ребенка - инвалида.
Организация работы с ребенком-инвалидом предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему.
Особое внимание уделяется возможности общения ребенка с другими детьми. Они с удовольствием общаются, играют, рисуют вместе. Все это позволяет с уверенностью сказать, что дети формируют в себе такие положительные черты, как: умение сопереживать другим, толерантность к окружающим, желание помогать ближним, а ребенок-инвалид учится непринужденности, востребованности, раскрывает свои возможности.
Социальная адаптация включает в себя умение общаться, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, поэтому большое внимание уделяем сюжетно-ролевым играм и специально организованным ситуациям. При первичном обучении игровым действиям познакомили нашего особого ребенка с сюжетными игрушками и показали элементарные игровые действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. В дальнейшем, по мере усвоения игровых умений, он уже самостоятельно включался с другими детьми в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Автобус».
Значительное место в коррекционно-педагогической работе отводится развитию (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитию речевого дыхания, голоса.
Музыкальная деятельность создает основу для эмоционального контакта и является прекрасным средством коррекционно-педагогического воздействия на психическое развитие. Из-за различных нарушений двигательной системы музыкально - ритмическая деятельность «особого ребенка» ограничена. Но, несмотря на это он охотно действует с музыкальными инструментами, играет в музыкально-дидактические игры, у ребенка формируются первичные навыки коммуникации. Эта же задача успешно решается и через театрализованные игры.
Слайд 7
Наш мальчик имеет возможность посещать и принимать участие в мероприятиях: праздниках развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. (обратить внимание на слайды, добавить Новый год- ветер)
Условием достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения ребенка является единство и интеграция предметно-развивающей, образовательно-воспитательной и социально-педагогической сред.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - это система условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Слайд 8
Интерьер групповой комнаты выдерживается в умеренной цветовой гамме, не перегружен отдельными деталями. При расстановке мебели и игрового оборудования мы учитывали недостаточную координированность и устойчивость Тихона. Пространство группы организовали, таким образом, чтобы стимулировать его познавательную и двигательную активность, формировать навыки предметно-практической деятельности. Мы постарались максимально насытить групповое пространство традиционным и нетрадиционным оборудованием для сенсомоторного развития. В свободном доступе расположены стеллажи для настольных и дидактических игр и упражнений, книжный уголок. Подобрали художественные произведения, которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных средств общения, развитие познавательных процессов.
Массажные атрибуты для рук и для ног позволяют развивать мелкую и общую моторики. Мышечной тренировке способствуют мячи разного размера и веса, большие мягкие, достаточно тяжелые.
Сухой бассейн предназначен для расслабления мышц рук и развитию тонко скоординированных движений пальцев.
В ходе работ складывается система обеспечения комплексной помощи ребенку и его семье, обеспечивающая формирование социально-адаптивного поведения.
Слайд 9
Мы активно сотрудничаем с родителями воспитанника, стараемся сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Основные направления сотрудничества с семьей:
1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.
3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах развитии (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).
В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.
Слайд 10
Отметим, что у нас совсем небольшой опыт работы. Несмотря на то, что мальчик не регулярно посещает детский сад можно наблюдать положительные результаты:
- Он стал раскрепощённым, у него развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
- У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности с взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.
- Улучшилась речевая и сенсомоторная функции.
В своей работе мы столкнулись и с определенными трудностями:
- Недостаточная материально-техническая база - отсутствие оборудованного в здание входа, специализированной мебели, литературы, необходимой для составления индивидуальной работы с такой категорией детей,
- Отсутствие специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога).
Слайд 11
Свое выступление я хочу закончить такими словами: «Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».
Желаю Вам успехов и творческого вдохновения!