Доклад «Социализация дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях группы детского сада комбинированного вида»
Хисраваширова Елена Владимировна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида»
Авиастроительного района, г. Казани, Россия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Socialization of preschoolers with severe speech impairment in the context of a kindergarten group of combined species
Аннотация. В этой статье рассматривается система взаимодействия специалистов, осуществляющих коррекционное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелым нарушением речи.
Annotation. The article discusses the system of interaction of specialists engaged in correctional support of the family raising f child with severe impairment.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, социализация, коррекционное сопровождение, взаимодействие специалистов.
Keywords: severe speech disorders, socialization, correction support, interaction of specialists.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это очень разнообразная и обширная группа, которая включает в себя речевые нарушения, обусловленные различными причинами. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это всегда дети с проблемами коммуникации и социализации.
Социализацию можно рассматривать как процесс адаптации ребенка к социальной среде. Прежде всего, социализация ребенка начинается с семьи, потому что семья является одним из важнейших социальных институтов общества, а также оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности.
В нашем детском саду на сегодняшний день нет отдельных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому дети с речевыми расстройствами посещают комбинированные группы дошкольного учреждения по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Главная цель учебно-воспитательного процесса в коррекционном обучении – адаптация и социализация детей с проблемами в развитии, подготовка ребенка к межличностному общению.
В нашем детском саду существует система педагогического сопровождения, которая заключается в том, что учитель-логопед, специалисты и воспитатели группы сопровождают дошкольников с нарушением речи в течение всего процесса обучения. Каждый из специалистов осуществляет коррекционно-развивающую деятельность в соответствии со своими профессиональными и должностными обязанностями, умениями, консультируя коллег по вопросам, которые возникают в педагогическом процессе.
Так, учитель-логопед занимается постановкой звуков и работой, направленной на развитие фонематического слуха и восприятия, грамматического, лексического, синтаксического строя речи, работает над связной речью, вводит основы грамоты, корректирует нарушения слоговой структуры слова, проводится работа по постановке голоса и развитию просодических компонентов речи. Ребята, посещающие логопедические занятия, участвуют в небольших театрализованных представлениях, в различных конкурсах литературного характера. Все это помогает не только автоматизировать звук в речи, но и в решении проблем коммуникативного характера.
Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является коррекционное сопровождение семьи. Для того чтобы работа по коррекции речи и развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи имела наибольший успех, для начала необходимо изменить поведение находящихся рядом взрослых, приобщить их к проблемам детей, помочь создать комфортную семейную среду.
Из опыта работы можно предложить следующие формы работы с семьей:
1.Наглядная информация: памятки, буклеты с полезной информацией.
2.Групповые собрания. Данные собрания можно провести в форме «Круглого стола», различные мастер-классы, родительские конференции. Проведение открытых занятий совместно с учителем-логопедом, детьми и родителями, во время которых родители находятся в качестве наблюдателя за всеми последовательными действиями логопеда, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Такая система – присутствие родителей на логопедических занятиях - способна воспитать не только детей, но и менее ответственных родителей. Ведь она заставляет обратить внимание на проблемы ребенка. В результате дети намного быстрее преодолевают трудности как речевого, так и коммуникативно-социального характера.
3.Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.
Воспитателю комбинированной группы нужно понимать, что дошкольникам трудно реализовать себя и почувствовать необходимым в различных сферах деятельности. Особое внимание необходимо уделять сюжетно-ролевым играм, театрализованной деятельности, так как такие виды деятельности являются прекрасным средством развития коммуникативных способностей детей с нарушением речи. Воспитатель развивает у детей способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения. Важно отметить, что речь воспитателя должна быть правильной, так как служит образцом для детей с речевыми расстройствами.
Музыкальный ритм, соединенный с разнообразными движениями и речью для детей является наилучшим способом коррекции речевого дефекта и придает занятиям яркую, жизнерадостную окраску, улучшая настроение ребят, вызывая желание активно работать на музыкальных занятиях, поэтому в коррекционной работе с детьми играет положительную роль совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.
Взаимодействуя с инструктором по физическому воспитанию, мы определили, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Инструктор по физическому воспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического речевого дыхания. Также педагог использует разнообразные упражнения и игры, установленные на развитие построения движений, умение управлять собой, на снятие скованности, напряжения.
Педагог-психолог применяет коррекционно-развивающую деятельность по формированию высших психических функций, работа с детьми, имеющими трудности в поведении, коррекция агрессивности, профилактическая работа по развитию эмоций.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов детского сада для детей тяжелыми речевыми нарушениями строится с учетом ведущих линий развития ребенка, и обеспечивает речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие ребенка.
Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Список использованной литературы:
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-624 с.
Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.