Доклад «Типология инноваторов»
Доклад:
ТИПОЛОГИЯ ИННОВАТОРОВ
Подготовила:
Учитель математики
МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
Давыдовская Анастасия Юрьевна
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Кто такой инноватор?……………………………………………………………3
Картина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола»…………………………….6
Типология инноваторов………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
Успешное новаторство – достижение не интеллекта, а воли.
Йозеф Шумпетер
В обществе всегда есть люди, которые рвутся вперед, в завтрашний день. Их не устраивает текущее положение дел, они выдвигают новые идеи, разрушая устои и прочные основы мироздания. Какие люди создают переворот в обществе, производят трансформации и изменения, развивая и внедряя новшества?
КТО ТАКОЙ ИННОВАТОР?
Этот вопрос интересовал и интересует философов, психологов, социологов, историков, культурологов, художников, политиков и многих исследователей. Инноватор — это центральная фигура всех преобразований в обществе. Он не дает людям покоя, является источником инновационных конфликтов и готов на многое ради воплощения идеи в жизнь. Известно, что практически любое новшество ведет к малым или большим изменениям в обществе, оно вынуждает прощаться с привычным укладом жизни, а также связано с риском, потерей спокойствия и преимуществ кого-либо.
Определений термина "инновация" много. Согласно англо-русскому словарю: "Инновация" - это нововведение, новшество, изменение.
Довольно емкое объяснение термина "инновация" дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко:
"Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч. - технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии".[6]
Определение термина «инноватор»:
Инноватор- автор новшества (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, ноу-хау, промышленного образца, рационализаторского предложения и т.п.), с которого начинается инновационный процесс и который одновременно является инициатором коммерческого использования новшества, предприниматель, увлеченный новой идеей и готовый рисковать ради превращения ее в инновацию. Толковый словарь «Инновационная деятельность».
Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию. После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом. Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: (1) после приобретения новшества и (2) при определенной работе с нововведением.
Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:
- осознал свою нужду в новшестве, поставил себе цель;
- выбрал для ее достижения инновационную стратегию, то есть конкретное новшество;
- искал и приобрел новшество (в основном через рынок, но может быть и через другой какой-либо распределительный механизм, например, внутрифирменный);
- адаптировался к нему – перестроил себя и свою организацию (всю свою систему) под новшество как под новую стратегию;
-рутинизировал его, то есть свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, поскольку он освоил новшество, включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру;
- использовал новшество и повысил свою компетенцию (получил новые знания, умения, навыки), получил выгоду в виде нового качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности. В широком смысле слова «новаторы» включаются в понятие «инноваторы». [3]
КАРТИНА АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА «ЧЕТЫРЕ АПОСТОЛА»
В начале XVI века художник Альбрехт Дюрер написал картину «Четыре апостола». Образы апостолов раскрывают особенности характера инноватора на разных этапах реализации идеи: от процесса зарождения до материального воплощения. В картине воплощены четыре характера-темперамента в лице святых — Иоанна, Петра, Павла и Марка, объединенных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Картина написана в период, когда христианская церковь переживала трудный период. На сцену вышел протестантизм (нововведение) и в короткое время завоевал огромную популярность. Таким образом Дюрер делает попытку посредством написания картины призвать людей послушать предостережение четырех людей и положить конец распрям, вернувшись к истокам христианской веры. По дюреровской картине можно проследить иерархию темпераментов, которые подчинялись влиянию небесных светил и означали склонность и способности человека к тем или иным занятиям. Первая фигура — духовный лидер, идейный вдохновитель. Идея связана с теми будущими благами, которые ожидает общество или даже человечество: счастье, благополучие, мир и т. д. Это привлекает или не привлекает людей. Появляются сторонники и противники. Некоторые говорят: «Да, эта идея хорошая, давайте объединимся». Лицо апостола Иоанна воодушевлено, он думает обо всем человечестве, исходит из самых лучших побуждений, борется со злом и недоволен тем, что творится вокруг, высказывает (излагает) свою идею, не думая ни о какой выгоде для себя. Молодой и спокойный Иоанн отображает темперамент сангвинический. Вторая фигура — методист. Он сравнивает, вычленяет плюсы и минусы новой идеи, выгоды и риски для конкретного человека, а может, для группы, организации, общества или человечества. Иногда новое — всего лишь иной взгляд на ситуацию. Функция Петра — выявить, действительно ли эта идея новая, а если да, то для кого? Что она может дать? Уровни нового разные: это может быть нечто новое для конкретного человека, группы, организации, региона, государства, человечества в целом. Методисту предстоит все сопоставить и рассчитать выгоду от идеи. Вероятно, именно поэтому Петр выглядит старым и усталым, суровым: он уже ощущает выгоду и подсчитывает еще не существующую прибыль. Третья фигура — сугубо прагматическая. Ее можно назвать управленцем (менеджером). Именно его олицетворяет апостол Павел. Функция менеджера заключается в том, чтобы найти средства, разработать технологию для реализации идеи и получения прибыли. Он подбирает специалистов, ищет финансы, готовит правовое обеспечение структуры, собирает людей и т. д. — делает все, что необходимо, для того чтобы запустить производственный процесс. Если методист в целом должен обладать аналитическим складом ума, то менеджер должен быть хорошим организатором и руководителем. Как только появляется реальный продукт, оцененный в обществе, его необходимо защищать, т. к. инновация — вещь хрупкая. Павел — настороженный и немного сомневающийся, поскольку понимает, что без защитника ему не реализовать идею и не «продвинуть» ее в обществе. На этом этапе инновации появляется четвертая фигура — это политик, вторичный идеолог, который защищает идею на уровне власти, которого символизирует апостол Марк. Власть присоединятся к инновационной идее. Она говорит об идее с трибун, оказывает влияние на формирование общественного мнения. Главное — защитить себя, не упустить собственной выгоды. И чем сильнее политик будет защищать инновацию, тем серьезнее он будет противостоять новым идеям, могущим пошатнуть его устойчивые позиции во власти, тем сложнее будет пробиться другим инновациям. Это связано с тем, что в борьбе за ту идею, на которой был сделан политический капитал, политик будет уничтожать другие, которые еще предстоит реализовывать. Марк будет ярым и жестким врагом другой инновации, т. к. для него это опосредованная борьба с будущим политиком, конкурентом в борьбе за власть. Самым интересным на этом этапе является то, что инновационный процесс превращается в рутинный и инновационность «умирает». А. Дюрер изобразил на картине своих современников — мятежников, мыслителей и борцов, осознающих свое высшее назначение. Такова диалектика инноваций на разных этапах развития. Вначале идея хороша сама по себе, но затем идет проверка ее жизнеспособности, обеспечивается ее постоянное присутствие в сознании людей, определяется сила ее воздействия — начинается игра, в которой у каждого есть своя роль. Хорошая идея, конечно, дороже золота, однако пользу она принесет только в том случае, если ее удастся реализовать. Иногда новые идеи превращаются в социальные мифы. Многие новые идеи могут восприниматься как ересь, грозящая перевернуть привычный уклад жизни с ног на голову, а потому вызывают яростное сопротивление общества. Только понимая весь трагизм обновления и стагнации механизма общественного развития, человек может подготовить себя к сложным и мучительным процессам преобразования. Сами же инноваторы являются конфликтогенным фактором, а потому отношение к ним неоднозначное, можно сказать даже неравнодушное: от восхищения до ненависти, если реализация предлагаемых идей может, с одной стороны, стать мощной конкурентоспособной организацией, с другой — поставить под угрозу спокойную жизнь коллектива. Необходимо отметить, что инноваторы наиболее уязвимы, поскольку, защищая идеи, они разрушают свое здоровье, теряют друзей, вносят сумятицу и раздражение, не дают спокойно жить ни себе, ни другим.[2]
ТИПОЛОГИЯ ИННОВАТОРОВ
В современном обществе представлена следующая типология инноваторов: (условные типы)
1 типология:
создатели новинок – креативщики, создатели
реализаторы – те, кто реализует
Бывает, что человек сам автор идеи и сам реализатор. Пример, С. Королев – ракеты; Эдисон и его команда.
2 типология:
профессионалы. Работники конструкторских бюро, НИИ и т.д.
самодеятельное творчество – непрофессионалы. Занимаются изобретениями для себя. Их можно разделить на изобретателей в рамках профессии (но не изобретательской) и кто изобретает вообще, из другой сферы. Примеры, хирург Попов из Молдовии, но ничего не внедрили – изобретения по профессии, в сфере своего труда. Многие любители остаются невостребованными, хотя это мощный источник.
3 типология (по предмету инновационной деятельности):
материальные средства. Станки, приборы, оборудование.
социальные отношения и структуры.
методы деятельности.
социальные нормы. Пример, партия могла вторгаться в семенные дела, официальная регистрация брака.
Мотивация инноваторов:
Океаническое чувство принадлежности себя к миру. Я – часть мира, я ему принадлежу, я изобретаю ради всего мира.
Честолюбие, тщеславие, стремление заработать престиж, прославиться.
Стремление к развитию индивидуальности. Стремление к самоутверждению.
Удовлетворение личных нужд. Изобретение для себя.
Экономическая мотивация. Больше для профессионалов. На изобретение зарабатывают деньги.
Коммерческий успех. Больше для любителей.
На почве негативного отношения к реальности. Стимул – негатив. Желание все переделать, вопреки всему.[4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инноватор – это человек, принявшее новшество к дальнейшему преобразованию и/ли использованию Инноваторы были, есть и будут двигателями прогресса. Именно они являются движущей силой любого общества.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.: Книжный мир, 2007
2. http://conflictmanagement.ru/kto-takoj-innovator
3. http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_acd737d2-f715-4747-9fa5-2ffb19ea9660.html
4. http://webkonspect.com/?room=profile&id=14887&labelid=148162
Презентация:
https://docs.google.com/presentation/d/1f9aAZwCj7f7p9g4J4prBtRM0_jyTBYjkdK3QUYR6ApM/edit?usp=sharing