Доклад на тему «Формирование культуры ЗОЖ при изучении дисциплин «Биология» и «Химия»

3
0
Материал опубликован 15 September 2020

Формирование культуры здорового образа при изучении дисциплин Биология и Химия

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» и требований ФГОС выполнение индивидуального проекта является обязательным и основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися. В своем обращении к федеральному собранию В.В. Путин отмечал особую важность проблему сохранения здоровья граждан. «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни это личный успех каждого». С позиции компетентностного подхода здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.В. Мосткова). Ценность такого подхода, прежде всего, в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней созидательной  активности, творчества в процессе жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Основные характеристики Здорового образа жизни отражены на слайде

Здоровый образ жизни:

-   благоприятное социальное окружение;

-   духовно-нравственное благополучие;

-   оптимальный двигательный режим (культура движений);

-   закаливание организма;

-   рациональное питание;

-   личная гигиена;

-   отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

-   положительные эмоции.

Защита проекта – важный навык, который развивает речь и мышление. Использование средств ИКТ позволяет подготовить красочные презентации, т .е проявить творчество и индивидуальность.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека.

Формирование культуры здорового образа жизни молодого поколения можно назвать приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения, поскольку лишь здоровая молодежь в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

В этой связи одна из главных задач образовательного учреждения – помочь подросткам осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни. Для этого учащиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ.

Для решения задачи формирования культуры ЗОЖ большую роль играют, дисциплины естественнонаучного цикла, преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения и здоровьесозидания в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одной из форм работы по формированию культуры ЗОЖ является выполнение индивидуальных проектов . В работе над проектом наблюдается переход студента из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности . Главное, чтобы работа соответствовала интересам студента, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. На мой взгляд, именно работа над проектом, позволяет превратить молодого человека в активного субъекта совместной деятельности. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю».

Задачи проекта:

Личностные: воспитывать умение работать самостоятельно.

Метапредметные:

- пропагандировать культуру ЗОЖ;

- воспитывать активную жизненную позицию;

- научиться интегрировать полученные знания, развивать навыки публичного выступления, умения вести дискуссию.

Предметные: используя ИКТ показать воздействие вредных привычек на организм человека.

Здоровьесозидающие: создать комфортные условия для учебной деятельности, для активизации мышления обучающихся, для положительного эмоционального настроя.

Система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на уроке) и использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными студентами , на мой взгляд неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если преподаватель сумеет заинтересовать темой проекта, если обучаемые осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. Также в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается преподавателем в ходе урока.

По числу участников проекта он может быть на отдельных уроках индивидуальным, а чаще - групповым. Доминирующие методы в проекте - это исследовательские, они предполагают обязательно основные этапы исследования: выдвижение гипотезы, отбор методов её проверки и проведения эксперимента. При групповой работе развиваются личностные качества человека, осуществляется активное общение самих учащихся. Такое общение приводит к сплочению коллектива, развитию нравственных качеств отдельной личности, ее творческой индивидуальности. 

В своей работе практикую выполнение проектов разной сложности. Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции - это требования к проекту, методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, подготовить защиту. Презентация – важный навык, который развивает речь и мышление. Использование средств ИКТ позволяет подготовить красочные презентации, т .е проявить творчество и индивидуальность

Например, при изучении дисциплины Биология тема Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов студенты выполняют проект «Влияние алкоголя на живые организмы», который включает в себя постановку эксперимента по изучению влияния алкоголя на растения ( изучение всхожести семян в воде и спирте), на животных( изучение поведения дождевого червя в воде и спирте ), действие этанола на куриный белок и на хлеб. Наблюдаемые явления, заставляют задуматься о вреде алкоголя, формируют ответственное отношение к собственному здоровью .

На уроках химии мы говорим не только о разрушителях здоровья, но и о его созидателях: При изучении темы «Жиры» студенты выполняют проект «Жиры как продукт питания и химическое сырье», на защите которого разбираем вопросы : чем обусловлена моющая способность мыла , а так же правила личной гигиены.

При изучении темы « Металлы» и «Неметаллы» учащиеся готовят проекты , содержащие информацию о биологической роли элементов для организма и их содержании в продуктах питания, т.е поднимаем вопросы культуры здорового питания.

Использование проектной деятельности во внеклассной работе в колледже переросло в традиционную научно-практическую конференции «Отказ от вредных привычек – путь к здоровому образу жизни», в которой принимают участие студенты 1-2 курсов.

«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность» отмечал Б.Шоу. п Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. Работа над проектами дает возможность учащимся понять свою значимость, у них появляется уверенность в себе, возникает чувство удовлетворения, поэтому работать по методу проектов интересно и студенту и мне, как преподавателю.

Литература


 

1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно–эпидемиологические правила. СанПиН 2.4.2.1178-02 – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2002.

2. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.

3. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.

4. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.

5. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.

6. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.

7. Маджуга, А.Г. Здоровьетворящее образование / А.Г. Маджуга. – Уфа: РИО РУМНЦ, 2008. – 389 с.

8.   Маджуга, А.Г. Концептуальное обоснование проблемы организации процесса здоровьетворящего образования в современной школе / А.Г. Маджуга // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж:  ВГПУ, 2008. –  Кн. 19. – С. 376–392.

9.   Маджуга, А.Г. Принципы здоровьетворящего образования и их классификация / А.Г. Маджуга // Педагогика: семья-школа-общество: монография; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – Кн. 15. – С. 51–76

10. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана». Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

11. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть» .Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

12. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под. Редакцией М.М Безруких, В.Д.Сонькина. – М.: Триада-фарм. –2002 г.

13.Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации