Доклад «Методический инструментарий для формирования / оценивания метапредметных компетенций обучающихся по предмету «Иностранный язык»

1
0
Материал опубликован 16 December 2020

МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»







ДОКЛАД





Тема: «Методический инструментарий для формирования / оценивания метапредметных компетенций обучающихся по предмету «Иностранный язык».






Выполнил: учитель

немецкого языка

Дядюшева Л.П.













Троицкое, 2020 год











Содержание

Вступление - 1

Метапредметные результаты на уроках иностранного языка - 2


Метапредметные технологии, приемы - 3


Методический инструментарий формирования метапредметных



УУД - 5


Методический инструментарий оценивания метапредметных



УУД - 10


Заключение - 14


Список литературы - 15



























Успешность современного человека согласно ФГОС нового поколения определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Обучение иностранному языку - одно из приоритетных направлений современного школьного образования. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. В связи с этим за последние несколько лет в школах были введены новые стандарты общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом, уровне их применения в жизни.


На уроках иностранного языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, сравнивают с понятиями и знаниями из уроков родного языка, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка. Это связано с уроками истории, географии, обществознания, информатики, мировой художественной культуры, а чтение художественных текстов на иностранном языке позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. Таким образом, специфика предмета «иностранный язык» способствует созданию условий овладения учащимися метапредметными умениями, которые обучающиеся могут применить и переосмыслить на других уроках. Результатом этого являются прочные межпредметные связи, помогающие выпускникам школы самостоятельно решать проблемы, которые встретятся в жизни.


Метапредметные УУД (а именно, познавательные, коммуникативные и регулятивные) – умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею:

Познавательные УУД - умения самостоятельно добывать новые знания.

Коммуникативные УУД - умения выстраивать взаимодействие с партнерами.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.



Основными составляющими метапредметных результатов на уроках иностранного языка являются следующие:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;

активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами,  соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

использование знаково–символических средств представления информации;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

При формировании УУД в образовательном процессе используем следующие образовательные технологии: технология проектной и исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, информационно - коммуникационные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.


Метапредметные технологии:


Проектная технология.

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях следующие: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей. 2. учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; 3. домашнее задание исследовательского характера.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? 1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). 2) Осмысление полученного опыта. 3) Обобщение (рефлексия). 4) Применение на практике. Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. 


Интегративная технология.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин.


Кейс технологии.

Их называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Один из самых мотивообразующих видов инновационной педагогической деятельности в системе ценностей и формирование основ мировоззрения в отношении мира, культуры, общества, в обучении и контроле по иностранным языкам является составление кейс-заданий.


Игровая технология.

Игры (лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие) способствуют выполнению следующих методических задач:

-  создание психологической готовности детей к речевому общению;

-  обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-  тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

       

Технология сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса. Эта технология предполагает распределение всех связанных с этим функций – организация класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим между учителем и учениками. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.


Технология проблемного обучения.

В основе проблемного обучения лежит разработанный в психологии деятельностный подход.

Проблемное обучение подразумевает 3 стадии: создание проблемной ситуации, выход из проблемной ситуации (т.е. формулирование темы урока или вопроса урока) и решение проблемы. При введении нового грамматического материала для создания проблемной ситуации можно использовать различные приемы: столкновение противоположных мнений учащихся, задание без правильного ответа (невыполнимое), задание на ошибку, т.е. когда учащиеся выполняют задание, схожее с предыдущими, но имеющее свои особенности, о которых учащиеся пока не знают. 


Формирование регулятивных УУД является одним из наиболее важных компонентов урока, так как они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала. На уроках я предлагаю следующие задания:

- прочитай начало рассказа и придумай продолжение и озаглавь; или прочитай середину рассказа и напиши возможные начало и его окончание;

- посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне;

- составить ментальные карты, схемы «фишбоун», кластеры;

- закончи предложения и проверь себя;

- вставь недостающие реплики;

- найди и исправь ошибку в предложении (тексте);

- придумай загадку, кроссворд, ребус, чайнворд;

- инсценировка сказок, разыгрывание диалогов;

-составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам;

- выполни тестовые задания для самоконтроля.

Приёмы, формирующие регулятивные УУД : «Перепутанные логические цепочки», «Светофор», «Лови ошибку», «Лист решения проблем», «Листы самооценки» и др.


Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают успешность обучения в школе. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества происходит более результативно формирование таких действий, как: исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Например:


- прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;

- озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант;

- какое слово лишнее;

- составь предложения из частей;

- сравни тексты (картинки) и укажи их различия;

- составь кроссворд с изучаемыми словами;

- отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;

- выбери задание себе сам и т. д.

Приёмы, формирующие познавательные УУД : «Ассоциация», «Мозговой штурм», «Фишбоун», «Кластер» и др.


Коммуникативная компетенция является целью и средством при изучении иностранных языков и предполагает: учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для достижения данных результатов привлекаю детей к ведению урока посредством таких заданий как:

 - подготовить диалог по теме как образец;

 - найти определённый материал в Интернете;

- составить рассказ-загадку;

 - составить коллаж по теме;

 - подготовить контрольные вопросы по теме;

 - провести анкетирование по заданной теме;

 - дать литературный перевод стихотворения или прозы;

 - нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту нарисован   рисунок.

Приёмы, формирующие коммуникативные УУД: ролевые игры, «Толстые и тонкие вопросы», «Доклад», «Опрос по цепочке», « Да - нет» и др.


Достижение метапредметных результатов также может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, устанавливаемые ФГОС, является развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Вот примеры некоторых техник, которые можно применять для достижения метапредметных результатов:

Ассоциация» - Используется при знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить тему. Может быть использован при изучении нового материала.

«Задай вопрос» - Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Используется при систематизации знаний обучающихся. Наиболее эффективен во время проведения повторительно – обобщающего урока.

«Только мои плюсы» - Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего. Прием используется на этапе рефлексии.

«Верю – не верю» - Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5-ти и более). Если ученик считает, что сказанное верно, он ставит знак «+», если нет - «–». По окончании работы открывается «ключ», проверку можно проводить коллективную, индивидуальную или осуществлять взаимопроверку. Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала.

«Маркировочная таблица» - В ходе урока ученик вносит полученную информацию в разные колонки таблицы: «знаю», «узнал новое», «хочу узнать подробнее». Данный прием позволяет учителю контролировать работу каждого ученика на уроке, степень его понимания и интереса к изучаемой теме. Используется на этапе изучения нового материала (первая колонка), на этапе закрепления изученного (вторая колонка), на этапе рефлексии (третья колонка).

Следует отметить, что использование данных техник на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Основу  обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету. Для того чтобы приобщить учащихся к изучению иностранного языка на уроках используется проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, то есть создаются такие условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя:

1. При чтении страноведческих текстов используется один из способов критического мышления fishbone. Так проблема обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают причины, на нижних – пути решения.

2. Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки.

Очень важную роль на уроке по иностранному языку играет продукт, сделанный самими обучающимися в ходе занятия. Например, на уроках я предлагаю ученикам объединиться в группы и выполнять задания: сделать агитационный плакат для выбранного героя, оформить статью в журнал, изготовить постер, используя материал, пройденный на уроке и др. Такой вид деятельности позволяет обучающимся выразить свою точку зрения, свое мнение, а также применить на практике новые знания, полученные в ходе урока и проявить свой творческий потенциал, свою фантазию.


Результативность достижения планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы в системе общего школьного образования во многом зависит от эффективности контрольно-оценочной деятельности успеваемости школьников.

Метапредметные результаты – как нововведение ФГОС – являются наиболее проблемным звеном в теории педагогических измерений, что обусловлено, с одной стороны, многочисленностью и бессистемностью применяющихся методик оценивания, а с другой стороны, недостаточной разработанностью концепций метапредметного обучения в целом. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Для реализации данных целей прежде всего  необходимо изменить инструментарий – формы и методы оценки.

Помимо привычных предметных контрольных работ необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Главное средство контроля – специальные диагностические работы: - задания по отдельным универсальным учебным действиям; - комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Оценка метапредметных результатов освоения ООП ООО – это оценка уровня сформированности у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Она предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся и осуществляется в ходе текущего контроля в рамках предметного обучения и посредством комплексных диагностических работ на межпредметной основе. В школах создается банк стандартизированных комплексных работ для обучающихся по ФГОС, разработаны диагностические карты (листы наблюдений) по оцениванию УУД.


Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям: 1.Содержание.

2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической и деление текста на абзацы).

3.Лексика.

4.Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций). 5.Орфография и пунктуация.


В процессе педагогических измерений метапредметных результатов обучающихся в школьной практике применяются как традиционные квалиметрические системы контрольно-оценочной деятельности, направленные на результат (балльная оценка, суммативное оценивание, шкалирование, отдельные виды тестирования), так и альтернативные системы диагностики и контроля, такие как накопительная (рейтинговая) оценка, портфельные методы оценки, адаптивное тестирование, критериальное оценивание, а также формирующее оценивание. 

В ходе формирующей оценки может использоваться не только оценивание достижений учащегося со стороны учителя, но также взаимооценивание, оценивание в группе, самооценивание. Последнее умение наиболее ценно с точки зрения формирования метапредметных результатов школьников. 

На уроках немецкого языка мною используются различные способы оценки: входящий, текущий и итоговый контроль, письменный или устный опрос, тестирование, анкетирование, целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам); мониторинг, результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников; результаты учебных проектов, аттестация, самооценка, взаимооценка, самоконтроль (формирующее оценивание).

Внедрение формирующего оценивания осуществляется через разработку, заполнение листов самооценки, ведение, регулярное пополнение ученического досье, портфолио.Листы самооценки раздаются мною в конце изучения раздела учебника, в конце четверти, учебного года. Например:


Leistungen

__________________________________________________________________

Schlecht, nicht besonders gut, gut , sehr gut

Ich kann___________ die Information über (Freundschaft) lesen und verstehen.

Ich kann _________ die Information über (Freundschaft) hören und verstehen.

Ich kann ________________________________ über (Freundschaft) schreiben.

Ich kann ________________________________ über (Freundschaft) erzählen.

Ich kann ________ über ( Freundschaft) fragen und auf die Fragen antworten.


Портфолио является очень хорошей мотивацией во время обучения иностранному языку. Как метод оценивания оно позволяет получить динамическую картину учебного и языкового развития обучаемых.

 

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Несомненно, ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.


 Для формирования адекватной самооценки младших школьников на уроках использую разнообразные приемы: «Говорящие рисунки», «Лесенка успеха», «Карточка сомнений», «Светофорик» и др., потому что младшие школьники в силу возрастных особенностей, очень часто боятся говорить о своем состоянии, а рисунки и игровая форма в этом очень помогает.


«Карточки сомнений» - использование листочков разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений.


В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свою траекторию индивидуального развития. Рефлексия – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. По цели выделяют:

Рефлексия эмоционального состояния и настроения.

Рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме: 1. Schüleraustausch 2. international, gemeinsam 3. teilnehmen, kennenlernen, organisieren 4. Schüleraustausch ist mein Traum. 5. Projekt 1. Musik 2. geistlich, atonal 3. hören, begeistern, musizieren 4. Andere Zeiten, andere Lieder. 5. Kunst.

Рефлексия деятельности: Die Stunde war sehr gut. Ich kann sehr viel. Die Stunde war gut. Ich kann viel. Die Stunde war nicht schlecht. Ich kann etwas.

Также эффективны, на мой взгляд, следующие методы и приемы организации рефлексии :

- «Рюкзак». Зафиксировать свои продвижения в учебе. Рюкзак перемещается от одного к другому. Каждый не только фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.

- «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока; написать пожелание своим товарищам или себе.

- «Чемодан». Каждый ученик комментирует то новое, что он «взял с собой» с урока.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработанный методический инструментарий позволяет осуществлять объективную оценку уровня сформированности метапредметных компетенций школьников. У обучающихся появляется возможность заранее проанализировать собственную учебную деятельность, осуществить самоконтроль своих действий, личностную самооценку, т. е. провести рефлексию. В свою очередь, педагоги на данном этапе также получают обратную связь со своевременным выявлением особенностей и дальнейшим внесением соответствующих поправок. 


Таким образом, формирование и оценивание метапредметных результатов на уроках иностранного языка позволяет достичь главной цели образования – подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.


























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.

6. Новое содержание образования. Примерная программа. Иностранные языки. Сборник нормативных документов. М.: Просвещение, 2005.

7. Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова – М., «Просвещение», 2008.

8Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

9. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г.

10. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2007.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.