Формирование общекультурных компетенций обучающихся
Формирование общекультурных компетенций обучающихся
Аннотация. Актуальность и модернизация механизмов оценки образовательной деятельности в формировании общекультурных компетенций, обучающихся по направлению подготовки «дизайн».
Ключевые слова: дизайнер, общекультурная компетенция, культурологическая ценность, профессиональная компетенция, культура, образовательное поле, конъюнктура.
На данный момент профессия «дизайнер» на рынке профессий выступает не только как узкопрофильная дизайнерская, но и всеобще культурологическая ценность. Возрастает также ее востребованность. Именно поэтому, современная дизайнерская деятельность обрастает новым смыслом и содержанием, которое требует наличия отражений культурологических процессов в предпрофессиональной и профессиональной подготовке специалистов по профилю «дизайн».
Согласно с возросшей востребованностью к профессии «дизайн» для подготовки универсального конкурентоспособного специалиста на рынке профессиональных услуг формируется специфическая иерархия профессиональных компетенций: общепрофессиональная, профессиональная, а также общекультурная компетенция. Наступает необходимость в переосмыслении результатов предпрофессиональной и профессиональной подготовки специалистов направления «дизайн», а также поиск механизмов оценивания полученных знаний. Оценка результата образовательной деятельности в дизайн-образовании становится ключевой проблемой в педагогике. Ее актуальность напрямую связана со сложностью и многогранностью объекта оценивания – ввиду того, что профессиональные компетенции дизайнеров имеют динамический (интегративный) характер.
На данный момент не существует унифицированных механизмов и средств оценки профессиональных компетенций дизайнеров, которые соответствовали бы всем требованиям заказчиков в виду разно уровневого качества дизайн –продукта, а также нужд потребительской корзины.
Именно поэтому ощутимым становится недостаток объединения внешних и внутренних усилий для организации качественного дизайн-образования. Также основываясь на анализе имеющихся моделей оценивания компетенций дизайнера очевидным становится, что в соответствии с современными условиями оценивания ощущается потребность в организации комплекса средств диагностики, с учетом интегрированной природы профессиональной компетенции дизайнеров.
Следовательно, ощущается необходимость сформулировать междисциплинарный комплекс диагностики, специализирующийся на организации универсального подхода ко всем проблемным вопросам оценивания профессиональной компетенции студентов направления «дизайн», а также осуществляющего комплекс мер управления формированием предпрофессиональной и профессиональной компетенции дизайнеров.
В настоящее время, среди методистов ведется ряд активных исследований области реализации комплексного компетентного решения подхода к оцениванию в образовательной деятельности.
В современной психолого-педагогической, а также методической литературе можно встретить общие положения по реализации оценки компетенций дизайнера в соответствии с современными требованиями в вузовском образовании, а также частные вопросы, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной подготовке специалистов дизайна. Тем не менее, достоверно не сформулирована проблема влияния оценивания на становление профессиональных компетенций дизайнера. Поэтому, актуальность вопроса поисков всех аспектов данного поля нуждается в дальнейшем научно-теоретическом и практическом осмыслении.
Раскрывая глубже данный вопрос, явными становятся комплексы противоречий:
Низкий уровень разработки теоретической и методологической базы диагностического комплекса противоречит с потребностью в образовательной практике создания на основании процесса оценивания педагогической конъюнктуры формирования профессиональной компетенции будущего дизайнера;
Методы оценивания образовательных результатов противоречат с традиционными формами, что значительно усложняет процесс полноценного решения проблем диагностики профессиональной компетенции, а также низкий уровень разработки новых моделей оценивания при условии их «внедрения» в образовательное поле профессиональной подготовки дизайнера;
Противоречие между возросшей потребностью в дизайнерах-универсалах, которые способны решать любые поставленные перед ними профессиональные задачи и слабым уровнем предпрофессиональной школы, не способной на подготовку такого уровня специалистов.
Перечисленные противоречия являются основными опорными точками, которые и обусловили выбор темы данной статьи. Следующая исследовательская работа направлена на попытку решения вопроса определения условий реализации междисциплинарного диагностического макета, способного оказать влияние на формирование предпрофессиональных (с точки зрения дополнительного предпрофессионального образования) и профессиональных (с точки зрения вузов) компетенций студентов направления «дизайн».
Теоретически, ценность данного исследования заключается в некотором вкладе, вносимом в теорию дизайн-образования, углублении представлений о междисциплинарном макете, как дидактической системе, которая состоит из методических и контрольно-измерительных материалов, а также отражает специфические аспекты деятельности профессионалов-дизайнеров. Данная дидактическая система дает возможность расширить понимание возможностей современного способа оценивания результативности предпрофессионального и профессионального образования как процесса само регулятивного формирования профессиональной компетенции дизайнеров, на базе углубления междисциплинарных интеграций - системотехники целей развития профессиональной компетенции студентов направления «дизайн», процесса оценочных мер учебного процесса.
На практике, данный подход заключается в разработке ряда теоретических и методических подходов для построения междисциплинарного комплекса диагностики, которые можно в будущем использовать для апробации в системе профессионального образования дизайнеров, а также в кадровых установках. Разработка методических материалов диагностического междисциплинарного комплекса дает возможность оптимизировать процесс диагностирования профессиональной компетенции дизайнеров. Результаты данного исследования могут способствовать осуществлению отбора критериев оценивания уровня подготовки дизайнера на основе таксономии целей дизайн-подготовки.
Теоретически, модель формирования профессиональной компетенции дизайнера может включать несколько блоков:
Концептуальный блок – это система методологических подходов (технология, компетентность, системность и др.,) и принципы (преемственности, научности, объективности и т.д.) моделирования макета формирования профессиональной компетенции дизайнера;
Структурно-содержательный блок - составляется в соответствии с нормативными, индивидуальными и личностными необходимостями или потребностями потребителя.
Целевой блок – это своего рода инфраструктура формирования профессиональной компетенции.
Организационный блок;
Блок критерий оценивания;
Результативность.
Эффективность формирования профессионально компетентных дизайнеров зависит от соблюдения определенных педагогико-методических условий: наличие определенной процедуры контрольно-оценочных условий, участие потенциальных работодателей в оценивании образовательных результатов дизайнеров на уровне партнерских взаимоотношений; междисциплинарная интеграция специализированных дисциплин для построения профессиональной диагностики компетенции дизайнера.
В заключении следует сказать, что, профессиональную компетентность художника-дизайнера можно трактовать как собирательный комплекс личностных характеристик состоящих из совокупности профессиональных компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, который характеризует соответствие субъекта занимаемой профессиональной среды, его способности проявлять адекватную реакцию на изменения в профессиональной конъюнктуре используя свой потенциал для успешного решения поставленных профессиональных задач. Данная профессиональная компетенция связана с оптимальностью и эффективностью профессиональной деятельности на базе развитой рефлексии и самореализации личности. Профессиональные компетенции отражают личностное развитие дизайнера и определяют его конкурентоспособность на рынке дизайнерских услуг. Профессиональные компетенции являются явлением многофакторным, которое дает возможности дизайнеру-студенту само реализоваться в профессиональном плане. Данные компетенции имеют внешнюю (соответствует основным видам профессиональной деятельности) и внутреннюю (личностные мотивации, креативность, рефлексия) структуры. Процесс формирования профессиональных компетенций дизайнера взаимосвязан с процессом оценивания.
Следовательно, при должном решении вопросов связанных с оценочным комплексом профессиональных компетенций можно решить ряд глобальных вопросов в образовательной структуре дизайн-учреждений: значительное сокращение степени несогласованности требований и качества подготовки дипломированных специалистов направления «дизайн» с точки зрения работодателя, создание единой компьютерной базы с учетом всех диагностических данных республики для учета всех компетентных дизайнеров с указанием целевого направления для привлечения к трудоустройству дизайнера-профессионала с соответствующей квалификацией и стилем.