Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся по профессии "Сварщик"»
Формирование ключевых компетенций обучающихся по профессии «Сварщик»
Михайленко А.А., мастер п/о
ГАПОУ РО «РКТМ»
Сварка металлов является одним из ключевых и наиболее ответственных технологических процессов изготовления продукции. За прошедшее десятилетие требования заказчиков (потребителей) на продукцию (изделия, технические устройства и пр.), полученную с ее использованием, значительно изменились. В связи с этим меняются и подходы к подготовке специалистов по сварке.
Профессия сварщика, как специальный вид трудовой деятельности требует наличия определенных знаний и умений и предъявляет специфические требования к его образованию и к индивидуальным способностям. Необходим не только определенный уровень обученности, подготовленности к выполнению требуемого вида деятельности по данной специальности, но и комплекс специфической технической компетенции, качеств организма и личности человека.
В зависимости от применяемой технологии и средств труда содержание деятельности разных сварщиков (электросварщиков, газосварщиков, электрогазосварщиков) серьезно отличается. Но общими являются универсальные действия сварщика. Например, выполнение работы по газопламенной обработке металлических деталей, узлов и конструкций, сборка металлических заготовки, наладка сварочного оборудования, выбор способ сварки, установка положения горелки и необходимой мощности горелки, подбор размера присадочной проволоки и т.д.
Таким образом, на первый план при подготовке квалифицированного выпускника выходит не только обучение его конкретным знаниям и умениям, но и формирование у него комплекса компетенций (профессиональных и общих). Формирование общих компетенций должно проходить системно. Все образовательные и воспитательные мероприятия должны ставить своей целью формирование той или иной общей компетенции. Только слаженные действия педагогов образовательной организации приведут, в конечном счете, к достижению поставленной цели и на выходе мы получим компетентного выпускника.
При обучении студентов немаловажно развивать у них устойчивый интерес к будущей профессии. А развитие этого интереса возможно через работу как в урочное, так и во внеурочное время. Наиболее яркий пример – развитие интереса через участие студентов в конкурсах профессионального мастерства и чемпионат «Молодые профессионалы».
Опыт участия в данных мероприятиях позволяет формировать компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Подготовка специалиста в соответствии с требованиями ФГОС невозможна без организации самостоятельной работы студентов. На ее долю стандартом предусмотрено до 50 % учебного времени.
Учитывая активное непрерывное развитие сварочного производства, сформированные ОК 2 и ОК 3 должны помочь студенту научиться учиться самостоятельно. В процессе самостоятельной профессиональной деятельности выпускник профессиональной образовательной организации должен быть готов к непрерывному повышению квалификации, в том числе, и в части самостоятельного освоения новых технологий и образцов оборудования.
В структуру самостоятельной работы необходимо включать три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру студенты должны знать и уметь применять на практике. Не все профессиональные действия сварщика могут выполняться по определенному алгоритму. Формирование ОК 2 и ОК 3 позволяет сформировать у студентов способность выполнять работу, используя технологические карты, и в то же время, при необходимости, проявлять творческий подход к выполнению задания, с осуществлением проверки и самостоятельной оценки результатов своей деятельности.
Но для успешного участия в конкурсах и соревнованиях должны быть сформированы и ключевые профессиональные навыки. Для чего студенты проходят не только учебную, но и производственную практику, где работают в условиях максимально приближенных к реальному производственному процессу.
Если говорить о перспективах, открывающихся перед выпускниками, то можно двигаться по двум линиям:
1. Оттачивание профессионализма − выполнять все более сложные и ответственные задачи, повышать свой разряд, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, осваивать все новые специальности в рамках профессии. Например, при наличии художественного вкуса и выраженного эстетического интереса можно заняться художественной ковкой. Если выражен интерес к инновационным технологиям, можно освоить трехмерную лазерную сварку.
2. Сварщик может заняться наставничеством, преподаванием. В таком случае рекомендуется развивать педагогические навыки, осваивать профессии учителя, мастера производственного обучения.
Со временем, имея стаж и опыт работы, достигнув высшей квалификации и повышая сложность работы, сварщик может претендовать на должность бригадира, техника. При выборе варианта административного роста рекомендуется развивать управленческие навыки, осваивать профессии менеджера, менеджера проекта.
Подводя итоги вышесказанному.
В сварочном производстве существует устойчивый дефицит квалифицированных кадров. В нелегких условиях социально-политической и экономической трансформации общества необходимо разработать и внедрять новые методики с учетом факторов производственной среды, технологичности изделий (элементов), психофизиологического состояния и индивидуальной одаренности обучаемого.