Методические рекомендации «Организация внеурочной работы по предмету как средство формирования проектно-исследовательской компетенции школьников»

3
1
Материал опубликован 28 March 2022

Организация внеурочной работы по предмету как средство формирования

проектно-исследовательской компетенции школьников

В условиях современного взгляда на образование наряду со знаниями и умениями все более значимым результатом обучения и развития становятся компетенции. Мы считаем, что в качестве ключевых следует обращать особое внимание на информационную, коммуникативную и общекультурную компетенции. Кроме того, необходимо формировать у современного школьника проектно-исследовательскую компетенцию.

Проектно-исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, при необходимости выполнять эксперимент, представлять результаты исследования); наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Каким же образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания и сформировать у них навыки работы над проектом и исследованием, но решить более глубокую задачу формирования проектно-исследовательской компетенции, наличие которой необходимо для продолжения образования и успешной деятельности в будущей профессии. Очевидно, что некоторые предметы школьной программы (например, физика, химия, биология) подразумевают исследование, которое может быть организовано на уроке через систему лабораторных работ или практикумов, или проектирование (например, на уроке технологии), которое реализуется через создание изделий.

Как же учителю иностранного языка формировать проектно-исследовательскую компетенцию? Урочные занятия предполагают создание мини-проектов (они отражены в календарно-тематическом планировании и присутствуют в УМК по предмету). Но этого недостаточно для полноценной проектно-исследовательской деятельности. Поэтому работа в данном направлении выводится в систему внеурочных занятий. Организации внеурочной деятельности с целью формирования проектно-исследовательской компетенции школьников и посвящена данная методическая разработка.

1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности в школе

1.1. Классификация компетенций

Существуют различные классификации компетенций. Так, П.И. Третьяков [8] выделяет следующие ключевые компетенции, которыми должен обладать школьник: самообразовательные и исследовательские, организационно-коммуникативные, конструктивно-проектировочные, социально-личностные, адаптивные.

И.М. Осмоловская выделяет четыре ключевые компетенции:

познавательно-информационную (способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности);

социально-трудовую (присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, и способность действовать в процессе трудовой деятельности);

коммуникативную (формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействия с людьми);

в сфере личностного самоопределения (формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выборе ценностных установок для своих действий).

Кроме того, как одну из ключевых компетенций И.М. Осмоловская рассматривает способность решать проблемы.

А.В. Хуторской [9] предлагает перечень ключевых образовательных компетенций, определенных на основе главных целей общего образования:

ценностно-смысловая компетенция (компетенция, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);

общекультурная компетенция (круг вопросов, в которых ученик хорошо осведомлен);

учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности);

информационная компетенция (умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и передавать ее);

коммуникативная компетенция (знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе);

социально-трудовая компетенция (владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в профессиональном самоопределении);

компетенция личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).

Так или иначе, проектно-исследовательскую компетенцию выделяют все ученые и считают её одной из ключевых. Все выше перечисленные компетенции формируются в школе через использование современных образовательных технологий, одной из которых является проектно-исследовательская. Основное назначение данной технологии состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, интегрировать знания из различных предметных областей. Нужно отметить, что в школьной практике внутри проектно-исследовательской технологии используются метод исследования (чаще в области предметов естественно-научного цикла) и метод проектов (чаще в гуманитарной и творческой областях).

1.2. Теоретические основы проектного метода

Остановимся на некоторых теоретических аспектах проектного метода. Возьмём за основу работы профессора Е.С. Полат. По её словам [5], метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Это совокупность действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность овладения обучающимися коммуникативной компетенцией. А согласно документу «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [8], цель изучения иностранных языков — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Метод проектов даёт прекрасную возможность реализовать всё вышесказанное. Кроме того, проектное обучение способствует повышению уверенности обучающихся, развивает умение сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы, развивает у обучающихся исследовательские умения.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат [5] предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:

по доминирующему методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролево-игровые, информационные;

по признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные;

по характеру контактов: внутренние, региональные, международные;

по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые;

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по результатам: доклад, сборник, фильм, альбом, альманах, макет, выставка и др.

Организаторы «Кружкового движения» МФТИ предлагают иную классификацию:

исследовательский (ведущая деятельность - исследование, порождение нового знания);

инженерно-конструкторский (ведущая деятельность – конструирование, создание нового инженерного продукта или технологии);

технолого-предпринимательский (ведущая деятельность – проектирование, создание нового бизнеса под задачу);

художественный (ведущая деятельность – воображение и выражение, воздействие нового образа на восприятие людей);

стратегический (ведущая деятельность - стратегирование, создание новых программ и областей).

Авторы методических рекомендаций КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» «Оценка проектной деятельности обучающихся при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» [4] классифицируют проектно-исследовательские работы следующим образом:

информационные проекты (проекты, целью которых является сбор, анализ и представление информации);

игровые проекты (направлены на создание, конструирование или модернизацию игр (настольных, подвижных) на основе предметного содержания;

ролевые проекты (это реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения);

прикладные проекты (проекты, имеющие на выходе конкретный продукт; проекты, направленные на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи);

социальные проекты (проекты, которые направлены на повышение гражданской активности обучающихся и населения);

учебно-исследовательские проекты (представляют собой определение, изучение или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением в рамках предмета);

творческие проекты (проекты, направленные на создание какого-то творческого продукта и предполагающие свободный подход к оформлению результатов работы);

инженерные проекты (создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств).

Педагог (куратор проекта, тьютор) может придерживаться любой классификации, при этом аргументированно предложить выбранную классификацию школьникам, занимающимся проектированием.

К организации проектов предъявляют следующие требования [5]:

проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания;

ученики должны решать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;

деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;

работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;

обучающиеся должны уметь формулировать свои мысли в письменном виде,

анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

конечный вид проекта должен иметь теоретическую часть.

Особенностью проектов является совместная творческая работа учителя и обучающегося. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению занятий ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Выделяют следующие этапы работы над проектом [5]:

постановка цели;

выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

самообразование при помощи учителя;

продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

исследование: решение отдельных задач, компоновка;

обобщение результатов, выводы;

анализ успехов и ошибок, коррекция.

Самым сложным этапом работы является выбор темы. Как найти интересную тему? От чего оттолкнуться в ее поиске? Эти вопросы задает себе каждый педагог-куратор. Что можно сделать первым шагом? Можно предложить школьнику, ищущему тему проекта, записать всё, что он любит делать. Затем предложить записать всё, что он умеет делать. Третьим шагом можно предложить записать несколько проблем, которые волнуют ребенка на сегодняшний день. Таким образом, получаются три столбика: «мне интересно», «я умею» и «меня волнует». Затем необходимо отобрать 2-3 пункта в каждом столбике и ранжировать их по значимости. Далее можно попробовать объединить то, что осталось в таблице, с помощью первоначальной формулировки темы. Ключевое слово может выбрать руководитель или школьник. Имея сформулированную тему, можно сформулировать предварительную цель и определить задачи, т.е. представить план будущей работы. Если школьников несколько (т.е. работает проектная команда), целесообразно распределить задачи в соответствии с интересами и ресурсами участников команды. Из отдельно решенной задачи каждого в итоге сложится групповой проект.

t1648477507ab.jpg 

2. Организация проектно-исследовательской деятельности в школе

2.1. Организация работы с педагогами

В лицее разработана и реализуется целостная система работы по формированию проектно-исследовательских компетентностей школьников. В основе данной системы лежит повышение квалификации педагогов, которая осуществляется через курсовую подготовку, систему тематических методических планерок, работу проблемно-творческих групп. Нами разработаны и систематически обновляются программы и документы по организации проектно-исследовательской деятельности.

Кроме того, создан авторский онлайн-курс [1] для обучения школьников проектно-исследовательской деятельности.

t1648477507af.png

Курс состоит из 18 занятий с интерактивными упражнениями. Тематика занятий следующая:

Виды творческих работ.

Методы исследования.

Структура исследовательской работы.

Структура проектной работы.

Типология проектов.

Выбор темы исследования или проекта.

Система оценивания исследования и проекта.

Презентация творческой работы.

Конкурсные площадки для представления работ.

Для работы с проблемно-творческой группой созданы материалы к лекционным и практическим занятиям, а именно: мультимедийные презентации; рабочие листы для занятий; рекомендации по содержанию и оформлению творческих работ.t1648477507aj.jpg

В качестве консультаций для педагогов проводятся мастер-классы и тематические методические планерки, на которых рассматриваются теоретические основы проектно-исследовательской деятельности и ведется практическая работа по поиску тем, оцениванию творческих работ и т.п. 

Отдельное внимание уделяется проектно-исследовательским работам по английскому языку, учитывается специфика предмета, его исследовательские и проектные возможности. Автор ведет каталог и создает библиотеку проектно-исследовательских работ по предмету «Иностранный язык» с 2010 года по сегодняшний день. Некоторые работы полностью написаны на английском языке (сформулированы задачи, цель, гипотеза и т.д.), что значительно расширяет словарный запас обучающихся научной терминологией и учит школьников строить текст официального стиля.

2.2. Система работы с обучающимися

Организация проектно-исследовательской деятельности реализуется в основном через внеурочное направление. Это прежде всего работа в научных кружках и собственно написание проектно-исследовательских работ.

Педагог-куратор в течение учебного года ведет работу с группой лицеистов, которые разрабатывают и реализуют проекты или работают над исследованиями. Педагогом составляется индивидуальный маршрут деятельности каждого ученика, проводятся групповые и индивидуальные консультации.

Вторым организатором деятельности является классный руководитель, который координирует деятельность обучающихся и их взаимодействие с кураторами. Классный руководитель проводит тематические классные часы и тематические родительские собрания. На старшей ступени проектно-исследовательская деятельность организуется и через учебный предмет «Индивидуальный проект», на который отводится 1 учебный час еженедельно.

На средней и старшей ступени работа над проектами и исследованиями проходит несколько этапов. В мае на ежегодной ярмарке тем курсовых работ школьник выбирает заинтересовавшую его тему или направление работы, в котором он хотел бы работать. Определяется куратор работы. Все темы анализируются, сводятся в единый документ, по которому педагоги могут проследить фамилии детей, выбравших предложенные ими темы, и начать работу.

Ярмарка тем проектно-исследовательских работ представляет собой стенды, на которых крепятся заполненные педагогами бланки по типу: 

ФИО куратора.

Предмет(ы).

Тип работы.

Предварительная формулировка темы (предполагаемый продукт).

Основополагающий вопрос.

Проблемные вопросы.

t1648477507ak.png

В мае-июне куратор совместно с автором будущей работы определяют тему более точно, оценивают свои ресурсы (информационные и материальные), составляют примерный план и график работы. Планирование работы может быть организованно дистанционно, например, с помощью ресурсов One Note Microsoft Office 365.

В течение летних месяцев лицеист собирает информацию, анализирует информационные источники, определяет благополучателей проекта или формулирует гипотезу исследования, т.е. накапливает ресурсы.

Приведем пример пошаговой работы над проектом по английскому языку. Вся информация фиксируется в «блокноте» One Note Microsoft Office 365.

Microsoft One Note — это программа для создания быстрых заметок и организации информации, он может служить аналогом обычного канцелярского блокнота. Входит в состав пакета Microsoft Office, который используется многими образовательными организациями на бесплатной основе. Вот что можно делать в OneNote: создавать обычные или звуковые заметки, делать наброски или записывать идеи, добавлять фотографии, мгновенно находить заметки, свободно перемещать заметки по странице, упорядочивать страницы по разделам, хранить разделы в одной или нескольких записных книжках, открывать записные книжки на другом устройстве и продолжать работу оттуда, где вы остановились, делиться записными книжками с другими пользователями, чтобы просматривать и изменять заметки одновременно с ними. Данный ресурс мы считаем очень удобным для организации совместной работы на расстоянии (учащийся и педагог-куратор могут вносить изменения одновременно каждый со своего рабочего места).

Итак, прежде всего мы определяем проблему (что волнует ребенка, что не получается, какой вопрос он однажды задал себе на уроке и пр.). Например, девушка во время участия в муниципальном этапе ВСОШ понимает, что плохо разбирается в достопримечательностях англоговорящих стран и желает решить эту проблему с помощью будущего продукта проекта.

Далее мы должны выяснить, кого ещё волнует эта проблема, т.е. найти интересантов или определить заказчиков (для кого ещё автор проекта будет разрешать обозначенную проблему). Для этого девушка проводит мини-исследование актуальности разработки проекта (через анкетирование и анализ его результатов). Она делает вывод, что будущими благополучателями являются обучающиеся лицея и педагоги, работающие с данными обучающимися.

Из проблемы логично вытекает предположение «Если…, то…», т.е. формулируется гипотеза. Формулируем гипотезу нашего проекта: «Если мы создадим некоторый ресурс для запоминания достопримечательностей и апробируем его на уроках и во неурочное время, то сможем легко ориентироваться в культурных реалиях англоговорящих стран». В ходе работы над проектом гипотеза будет доказана или опровергнута. Отметим, что формулировка гипотезы необходима, если проект планируется как исследовательский.

На следующем этапе мы должны подумать, какими методами будем разрешать противоречие и рассматривать гипотезу. Автор проекта предлагает метод анализа и синтеза информации, метод эксперимента для апробации продукта проекта.

Понимая проблему, предположив некое её решение и определив методы научного познания, мы можем предварительно сформулировать тему работы. Например, «Создание ресурса для запоминания достопримечательностей англоговорящих стран».

Тема напрямую взаимосвязана с целью. Формулируем цель (уже более конкретно): создать некоторый ресурс для запоминания достопримечательностей.

Цель дает возможность определить тип проекта и описать предполагаемый продукт. Поставив цель, нам нужно оценить свои ресурсы (информационные, финансовые, технические). Автор проекта предлагает использовать свои художественные возможности (умение рисовать на графическом планшете). Отсюда вытекает первоначальное описание предполагаемого продукта проекта: некий нарисованный ресурс для запоминания достопримечательностей. Постепенно появляется образ продукта: карточки (нарисованные вручную или с помощью электронных ресурсов) для запоминания страноведческих реалий.

На основе вышесказанного мы можем сформулировать задачи:

собрать информацию (т.е. удовлетворить дефицит информационного ресурса);

создать продукт (карточки-игру для запоминания достопримечательностей);

оценить продукт проекта (осмыслить результат – проанализировать ошибки – оценить перспективы). t1648477507am.png

Каждая задача соответствует отдельному этапу проекта: теоретическому, практическому и оценочному. Т.о., учащийся осознает логику проектирования: удовлетворение дефицита ресурсов на теоретическом этапе – собственно создание продукта проекта на практическом этапе – апробация и оценка продукта на оценочном этапе.

Поставленные задачи логично становятся планом работы, на основе которого можно выстроить график работы над проектно-исследовательской работой.

Всё вышесказанное фиксируется в «блокноте», куда автор проекта может вносить изменения (во вкладке соответствующего этапа), добавляя и перерабатывая информацию. Здесь же накапливаются информационные источники (вкладка со ссылками на ресурсы), иллюстрации (вкладка – приложения), заметки (вкладка – заметки).

После качественного этапа планирования работы обучающийся занимается сбором информации, её переработкой, созданием продукта и его апробацией. На третьем этапе проектирования автор оценивает свою работу и предлагает продукт проекта для внешней оценки (прежде всего заказчикам или благополучателям). Корректная оценка должна проводиться по заранее продуманным критериям.

Для более успешного создания творческой работы школьникам предлагается основа-клише содержания, паспорта проекта, правила оформления работы по ГОСТ и т.д. 

Итак, в течение сентября-января происходит собственно работа над исследованием или разработкой и реализацией проекта. Работа оформляется в соответствии с требованиями к её формату. Готовится презентация продукта проекта или подробное описание хода исследования и создания продукта.

В феврале (в рамках ежегодной Недели науки) организуются научно-практические конференции лицеистов, где они представляют результаты своей работы. В течение февраля-мая работы представляются на конкурсных площадках различного уровня: муниципального, регионального, межрегионального и всероссийского. Работа над проектом или исследованием может продолжена в следующем учебном году, если этого позволяет глубина темы.

Такая система организации проектно-исследовательской деятельности позволяет успешно организовывать работу со школьниками в данном направлении. Приведем примеры проектно-исследовательских работ предметной и межпредметной направленности, созданные обучающимися 8-11 классов в 2021-2022 учебном году:

Создание материалов для изучения английского языка на основе творчества рок-групп.

Создание коллекции тренировочных заданий по говорению в формате ОГЭ на основе УМК «Spotlight» для 9 класса.

«Честная шпаргалка» или создание флеш-карт для изучения грамматики английского языка.

Создание настольной игры-мемо с электронным сопровождением «Достопримечательности Лондона». 

Создание лэпбука для изучения слов английского языка в 5 классе.

Создание карточек для изучения лексики английского языка «Блюда британской кухни». 

Создание настольной игры для изучения лексики по теме «Мода» на английском языке. 

Создание сайта для абитуриентов «Программы международного обмена».

Все представленные проекты являются результатом решения реальной проблемы автора (незнание грамматики английского языка, недостаток лексических знаний и т.п.) или реализацией его (её) способностей (рисовать, программировать, сочинять музыку и т.п.).

Итак, использование проектной деятельности в современной школе становится все более актуальным. С помощью проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Проектная деятельность в любом её виде даёт обучающемуся возможность самому добывать информацию и проявлять творчество. Ученик получает опыт социализации, достигая результата работы и определенного успеха. У него формируется мотивация к обучению и познанию. Ученик самостоятельно планирует и осуществляет свою учебную деятельность. Формируется научный тип мышления, формируются такие метапредметные понятия, как «цель и задача», «определение и понятие», «знание и информация», «модель и способ» и другие, формируется проектно-исследовательская компетентность.

Информационные источники

Корзунина А.С. Авторский on-line курс «Пишем проектно-исследовательскую работу по английскому языку». - Портал онлайн-курсов для изучения иностранного языка. - Режим доступа: https://inlnk.ru/1PNLBn – Доступ свободный. Загл. с экрана.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / под ред. Е.С.Полат – М. 2000.

Осмоловская И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе // Народное образование. - 2006. - № 5.

Оценка проектной деятельности обучающихся при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования [Текст]: методические рекомендации / Авт.-сост. Е.В. Измайлова, И.С. Даровских, Е.В. Себельдина, Н.И. Санникова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров: 2019.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе, 2000. -№№ 2, 3.

Проекты и исследования. Материалы для проектно-исследовательской деятельности в школе. – Режим доступа: https://vk.com/club209126187 – Доступ свободный. Загл. с экрана.

Технология организации проектной и исследовательской деятельности. - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. М. 2002.

Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенция педагогов-руководителей как показатели качества образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 2.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru – Доступ свободный. Загл. с экрана.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу!

29 March 2022

Похожие публикации