12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Краснова Ирина Сергеевна107
Россия, Вологодская обл., Череповец

Сценарий вводного урока по роману

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сегодня на уроке мы начинаем работу над романом Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Вы, конечно, уже знаете, что каждое литературное произведение является законченным целостным единством, где всё подчинено воле автора. Нам, читателям, нужно обращаться с текстом бережно, чтобы постигнуть авторский замысел, ведь даже если произведение зашифровано, писатель даёт нам ключики к его открытию, пониманию. Одна из наших задач сегодня и будет заключаться в том, чтобы отыскать авторские ключики к пониманию произведения.

Скажите, пожалуйста, на что мы прежде всего обращаем внимание при выборе книги?

Правильно, на название.

Давайте прочитаем ещё раз название романа, который нам предстоит изучить. «Капитанская дочка». Летом вы познакомились с этим произведением. О каком историческом событии идёт в нем речь?

(О восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.)

Так почему же произведение, посвящённое, прежде всего, пугачёвскому восстанию, носит такое название?

Знаете, Марина Ивановна Цветаева, известная русская поэтесса 20-го века, в своей работе «Мой Пушкин» пишет о том, что для неё название «Капитанская дочка» равно понятию «Пугачёв», потому что, читая «Капитанскую дочку», она думает только о Пугачёве и представляет себе только его.

Согласны ли вы с решением этого вопроса?

Я думаю, что получить более обстоятельный ответ мы сможем в ходе дальнейшей работы с текстом на ближайших уроках.

Итак, первый ключик к пониманию текста – его название. Переходим ко второму. Отличительной особенностью романа «Капитанская дочка» является наличие эпиграфов к каждой главе и ко всему произведению в целом. Эпиграф – это второй авторский ключик для внимательного читателя. Мы будем разбирать эпиграфы к повести последовательно, знакомясь с текстом.

Назовите мне ещё одну сильную позицию текста.

Совершенно верно. Несомненно, сильной позицией текста являются его первое и последнее предложения. Давайте зачитаем их.

«Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17…году.»

«Мы решились, с разрешения родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.

Издатель»

Как видим, заключительные строки, как и весь последний абзац, написаны от лица издателя. Это объясняет особенность повествования в «Капитанской дочке». Если вы ещё раз перечитаете первое предложение, то без труда определите, какая это особенность. (Повествование от 1-го лица.)

Выбор именно этой формы повествования объясняется желанием Пушкина указать на подлинность произведения. Перед нами не просто историческая повесть, а прежде всего семейная хроника. Сам Гринёв подчёркивает, что он создаёт «семейственные записки». Причём записки эти создаются спустя тридцать лет после произошедших событий и поэтому осмысливаются уже взрослым человеком.

В первой главе перед нами предстаёт семья. Семья Гринёвых. Старшее и младшее поколения. Следовательно, самым острым в этой семье оказывается вопрос воспитания.

Исходя из всего выше сказанного, как мы могли бы определить тему сегодняшнего урока?

Запишем тему: «Воспитание Петруши Гринёва».

Воспитанием как таковым в принципе не занимались вплоть до 18-го века. Ребёнок и взрослый были поставлены на одну ступеньку. Я предлагаю вам рассмотреть репродукцию картины испанского художника Диего Веласкеса «Фрейлины» (1656 год), где на первом плане изображена инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов. Обратите внимание на одежду инфанты. Отличается ли она чем-либо от одежды взрослых фрейлин?

В средние века считалось, что ребёнок – это взрослый в миниатюре, поэтому к детям предъявлялись те же требования, что и ко взрослым.. Это касалось и внешнего вида, и моральных устоев, и правил этикета. Отношение к воспитанию изменилось позже.

Давайте посмотрим, как осуществлялось воспитание Петруши Гринёва. Найдём в тексте: «В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан был я на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписал из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава Богу,- ворчал он про себя,- кажется, дитя умыт, причёсан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало».

Такое воспитание в домашних условиях с приглашением учителя-гувернёра было обычным явлением в русском дворянском обществе. Особо ценились учителя-французы. Правда, абсолютное большинство таких гувернёров никогда не собиралось стать педагогами, поэтому они были непригодны к педагогической деятельности. По роду своих занятий в отечестве своём эти люди были портными, шорниками. А помните ли вы, кем по профессии был мосье Бопре? (Парикмахером.)

Тема воспитания гувернерами была близка Пушкину, ведь в детстве у него было несколько гувернеров. Именно поэтому так часты иностранные учителя в его произведениях. Вспомним гувернера Дубровских.

«Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское во время происшествий, нами описываемых».

А вот Пушкин описывает учителя в романе в стихах «Евгений Онегин». Это произведение вы будете изучать в 9-м классе. Прочитаем отрывок и постараемся найти общее между гувернером Онегина и мосье Бопре.

Мосье Аббе, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

(Работа по нахождению общего между двумя гувернерами.)

А как вы думает, серьезно ли сам Петруша Гринев относится к своему воспитанию? А может быть, насмешливо? Как называется такой прием в литературном произведении? Можете ли вы объяснить, почему появляется авторская ирония? (Это взгляд человека пожилого, умудренного опытом. Он пересматривает свою жизнь и рассказывает о ней, ничего не приукрашивая.)

Давайте найдем другие примеры авторской иронии. (Работа с текстом.)
Каким же вырос Петруша Гринев? Пушкин определяет это очень метким и емким словом – недоросль.
Как вы понимаете значение слова «недоросль» ?
В России 19- го века недорослями называли сыновей дворянства и боярских детей, не достигших шестнадцатилетия, а потому не призванных еще на военную службу. До этого возраста они обучались дома, а в определенный срок должны были явиться для проверки знаний и определения на службу.
Итак, мы назвали Петрушу Гринева недорослем. Можем ли мы сказать, что к своему шестнадцатилетию он был образованным человеком, знающим науки, иностранные языки?
Но ведь наряду с низким уровнем образования Петруша обладает и определенными человеческими качествами, которые раскрываются шире в последующих главах. Перечислите эти качества. ( Смелость, честность , прямолинейность.) Одним словом, это человек с высокими моральными принципами. Но как же так получилось, если воспитание Петруши гувернёром оставляло желать лучшего? Только ли от влияния учителя зависело то, каким Петруша стал в жизни?

Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к эпиграфу к первой главе.

«Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Того не надобно; пусть в армии послужит.

Изрядно сказано! пускай его потужит…

…………..

Да кто его отец?

Княжнин»

На формирование любого ребёнка очень сильное влияние оказывают те, кто живёт рядом, самые близкие люди. Что мы знаем об Андрее Петровиче, отце Петруши?

«Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17…году».

Военный человек. Вышел в отставку в чине премьер-майора. Это офицерский чин. В отсутствие командира полка премьер-майор командовал вверенными ему войсками. Этот чин занимает 8-й ранг в Табели о рангах, принятом при Петре первом. Помните ли вы, сколько всего рангов было выделено в этом документе? (14)

Значит, это не очень высокое положение, где-то серединка. Почему же не дослужился Андрей Петрович до более высокого чина? Помните ли вы, о чём он читает в Придворном календаре?

«Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!..Он у меня в роте сержантом был… Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы…» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго».

Мы видим, что подчинённые Андрея Петровича смогли дослужиться до более высоких чинов, добиться более высокого положения. Почему? Отгадка кроется в первом предложении повести. Отец Петруши Гринёва служил при графе Минихе, который был полководцем и политическим деятелем. На службу он был принят ещё при Петре первом. Он попал в немилость Екатерины второй, поскольку оказался противником её воцарения. Помните, при каких условиях она заняла трон? При дворцовом перевороте 1762 года, пользуясь поддержкой части дворянства и военных сил. Её воцарение было незаконным. Тогда был убит её муж, Пётр третий, и многие историки считают, что Екатерина самолично принимала участие в этом убийстве. Престол должен был наследовать её сын, Павел первый, но на трон взошла Екатерина. Часть родовитого дворянства не приняла этого. Среди таких людей был и граф Миних. По тексту мы догадываемся, что и отставка Андрея Петровича не была случайной. Приняв однажды присягу, Миних и подчинённый ему Гринёв своему слову не изменили.

А кто из вас может рассказать об отношении Андрея Петровича к крестьянам? Как он обращается с Савельичем? Упоминается ли где-нибудь в тексте о насилии, применяемом к крестьянам?

В пропущенной главе Пушкин рассказывает нам о крестьянском бунте, после которого крепостные наказаны. Там же устами героя автор объясняет нам отношение крестьян к барину: «батюшка, несмотря на свою строгость, был также любим, ибо был справедлив и знал истинные нужды подвластных ему людей. Бунт их был заблуждение, мгновенное пьянство, а не изъявление их негодования».

О каких же качествах, присущих Андрею Петровичу Гринёву, мы можем говорить? (Честность, строгость, суровость, отсутствие подхалимства.)

А сейчас ещё раз обратимся к эпиграфу: «Береги честь смолоду» В этих словах сконцентрировано отношение Гринёва-старшего к тому, как должен служить его сын.

Вспомним, какая военная служба была изначально уготована для Петруши? (Записан в Семёновский полк сержантом.)

Какое отношение к этому факту прослеживается в тексте? (Ирония.) Да и в самом названии 1-й главы мы тоже можем почувствовать иронию: неродившийся мальчик уже является сержантом гвардии. Служа в таких привилегированных войсках, через год можно было получить офицерский чин. Но, как мы видим, Андрей Петрович выбирает другой путь для сына. Какой? Найдём в тексте.

«Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт! Подай его сюда!.. Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

А почему отец настроен столь решительно? (Он хочет, чтобы сын стал настоящим человеком, достойным звания дворянина.)

Прочитаем наставление отца: «Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Немногословно, правда? Но в этих словах – кодекс поведения, достойного дворянина.

Какие слова из только что прочитанных нам уже встречались в тексте ранее? (Береги честь смолоду.) Эти слова являются эпиграфом ко всему произведению. Какой смысл вкладывает отец в эту пословицу? (Военная честь.)

Нам предстоит ещё очень глубокая работа с текстом повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», ведь на сегодняшнем уроке мы только начали размышлять о ней. А помогали нам, конечно, ключики, оставленные автором. Постараемся и в дальнейшей работе с текстом опираться на авторские подсказки.

Спасибо за урок.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.