12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения32
Преподаватель эстрадного вокала
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
0

Научно-исследовательская работа «Педагогические аспекты преодоления сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы»

Педагогические аспекты преодоления сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы.

Проблема подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве.

Факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не достаточно готов к исполнению.

Успешность выступления на сцене зависит не только от уровня подготовки исполнителя, его опыта и мастерства, но и от того, что происходит с ним до начала выступления, от его способа реагирования на сценическую ситуацию.

Оптимальное концертное состояние зависит от уровня психологической подготовки музыканта и его способности к самоконтролю во время выступления.

Как правильно настроить учащегося перед выступлением, чтобы тот донес до слушателя лучшее, на что способен, и как воспитать в нем любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют сегодня множество педагогов-музыкантов.

Комплекс педагогических методов и приемов, представленных в данной статье, способствует формированию оптимального концертного состояния и положительно сказывается на исполнительской деятельности учащегося.

1.1.Виды и формы сценического волнения.

Исполнительская деятельность, является важнейшим элементом учебного процесса, готовящего музыкантов к будущей профессиональной деятельности. Каждому учащемуся, приходится постоянно сталкиваться публичными выступлениями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, конкурсов.

По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся к стрессовым ситуациям. Главным стрессором для них является зрительный зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми.

Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства.

Подготовка будущего музыканта – исполнителя к сцене должна вестись уже в начальный период обучения, в стенах детской музыкальной школы.

Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательностью и настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технических умений и навыков.

1.2. Основные причины сценического волнения

Музыканты-исполнители, располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения – боязнь забыть текст.

Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности произведения. Тем ни менее, ученик должен знать его не на 100, а на 150%; само ощущение «чистой совести» исполнителя придаст уверенность в себе и наоборот.

На волнении сказывается и то, как построена программа выступления, каковы особенности времяпрепровождения в преддверии концерта.

Научно доказано, что преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя.

Безусловно, когда волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на сцене. Но отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерно гипертрофированных формах.

Частой причиной синдрома сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление артистом характера деятельности, и как результат – растерянность. Молодому музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

3. Основные педагогические методы и приемы подготовки учащегося к публичному выступлению на начальном этапе.

1. Метод привыкания к условиям публичного выступления. За несколько дней до выступления педагогу нужно помочь юному музыканту представить место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев, посажены куклы и игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторение этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение. В этом приеме музыкант постепенно приближается к ситуации концерта, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно чаще.

2. Приём, способствующий концентрации внимания. У произведения есть своя логика, форма, характер, образ. Артист обязан с максимальной убедительностью и достоверностью раскрыть все составляющие компоненты произведения.

3. Метод возбуждения творческого воображения. Воображение в момент исполнения должно быть ясным, рельефным. Важно учить ребёнка детально представлять себе все части целого произведения. Только подробности воображаемой картины могут вызвать настоящую эмоцию (путём сопоставления и сравнения).

4. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта и начинает действовать как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Однако, в силу недостаточного сценического опыта, молодые исполнители не всегда могут использовать данный прием.

5. Метод аутосуггестии. Необходимо внушить учащемуся неистовое желание выступать перед публикой. Он должен повторять: «Я хочу выступать, потому что моё выступление будет интересно окружающим …Мне есть что сказать зрителю!».

6. Метод аутотренинга (самовнушения). Следует объяснить детям, что внушение и самовнушение сильнейшим образом влияет на наше подсознание. Необходимо оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную сферы организма. Освоение и своевременное применение метода аутотренинга может помочь ученикам в преодолении неконтролируемого эстрадного волнения.

7. Метод мышечного расслабления («мышечный контроллёр»). Временно, перед учащимся ставится задача следить в процессе исполнения за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения. При появлении зажимов «контроллёр» должен их устранять. Важно постоянно добиваться свободы в деятельности, подавлять зажатость и напряжение. Этот процесс самопроверки (при многократном повторении) должен быть доведён до механической бессознательной заученности.

8. Метод формирования эстетической манеры поведения. Выход и уход со сцены, походка, движения, поклоны, обращение к залу – должны быть хорошо отработаны заранее. Даже если у исполнителя волнение и напряжение достигли уровня паники, он должен, обязан перешагнуть через себя и выйти к зрителю в приподнятом, доброжелательном настроении.

9. Метод взаимоотношения музыканта со слушателем. Артистизм – это способность общаться со слушателями. Личность способна проявляться только в общении с другими людьми. Высшая цель педагога – добиться от учащегося желания общаться с публикой, раскрыть им свои чувства, переживания.

4. Доминантный этап подготовки к публичному выступлению.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.

Очень важен процесс общения педагога с юным музыкантом в преддверии выступления. Необходимо внушать ученику уверенность в своих силах. Важнейшим условием педагогического воздействия являются доверительные отношения между учителем и учеником. Только в том случае, если последние будут чувствовать поддержку и неравнодушие к своей проблеме все усилия могут быть не напрасными.

Помимо творческого наставничества, педагог должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры.

В день выступления:

В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в тот момент, конечно, большое, оно повышается от сознания ответственности. Чтобы волнение не перешло в панику, полезно несколько отрешиться от излишнего ощущения ответственности.

Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену.

При недостаточной уверенности музыканта, при подстерегании мысли о провале, можно воспользоваться маской уверенности; на первых порах искусственная и наигранная, она со временем становится частью характера. Хотя конечно, настроение – категория подсознательная, но сознательно «играя» определенное состояние духа, можно вызвать его к жизни. Простой совет: если волнуешься – очень помогает просто притвориться спокойным.

Обуреваемый волнением исполнитель даже самому близкому человеку (учителю) не должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться, в этом и самому себе. Следует повторять: «Я с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.

За полчаса до выхода на сцену можно проделать несколько дыхательных и тонизирующих упражнений:

«Пальма» – руки вверх, медленное потягивание к потолку, пятки на полу – сброс всего тела, расслабление (повторить 3-5 раз);

«Дробь» – отбивка ногами чечётку, колени согнуты, движения направлены в пол – хорошее упражнение для снятия стресса;

«Шар» – медленный глубокий вдох через нос (легкие расширены, реберные мышцы полностью расправлены, плечи опущены), задержка на пике вдоха (5-7 сек), медленный выдох через рот (губы трубочкой). Задача упражнения – не торопиться: чем продолжительнее вдох и выдох, тем быстрее восстановится дыхание (повторить 3-5 раз);

«Змея» – громкий звук «Ш-ш-ш» на протяжении 30 секунд. Выполнение этого упражнения гарантирует избавление от страха и тревоги как минимум на ближайшие полчаса.

Преподавателю не стоит непосредственно перед выходом учащегося на сцену давать последние наставления, касающиеся его интерпретации произведения. Наоборот, необходимо помочь ученику психологически настроиться на максимальную отдачу. Позволить лучше внутренне собраться, представить себе характер произведения, два-три раза глубоко вздохнуть, и смело выходить на сцену – побеждать.

Выступление:

Концерт. Слушатели сидят в зале, они в ожидании предстоящего события. С появлением на сцене исполнителя на него устремляются все взоры, и сам выход может или настроить публику на нужный лад, или несколько расслабить. Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту. Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители. Хорошая осанка означает нечто большее, чем достойный вид: это одновременно и более глубокое дыхание и лучшее самочувствие, а следовательно и уверенность в себе.

Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта. Вести себя необходимо естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно. Манерность производит отталкивающее впечатление.

Вывод

Подготовка к публичному выступлению – наиважнейший этап формирования педагогом музыканта-исполнителя. Успешность выступления учащегося на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической адаптации к общению с публикой.

Специальные методы и приемы воздействия на учащихся способствуют раскрытию их потенциальных артистических возможностей, раскрепощению эмоциональной сферы и развитию волевых качеств личности. Применение их на практике позволяет повысить уровень психологической устойчивости ученика к негативным влияниям сценического волнения – развивается способность всецело сосредотачиваться на музыкально-исполнительском процессе, на выполнении того, что было предварительно задумано, на решении тех или иных конкретных профессиональных задач.

Поиск путей преодоления сценического волнения и выработка комплекса педагогических методов и приемов по формированию оптимального концертного состояния учащегося должны вестись исключительно с учетом индивидуальных особенностей исполнителя.

В режиме индивидуального обучения в детской музыкальной школе у преподавателя появляется возможность развития эмоционально-волевой сферы учащегося в результате сбалансированных и целенаправленных занятий по формированию оптимального концертного состояния.

Нейтрализовать эмоционально стрессовое состояние ученика при публичном выступлении, в «уходе» от сценического волнения – не главная задача педагога. Сделать волнение управляемым, контролируемым состоянием, научить самоконтролю в стрессовых ситуациях – важнейшая задача педагога в период подготовки молодого музыканта к концертному выступлению.

 

Список используемой литературы

 

Баренбойм Л.А., Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М. : Сов. композитор, 1990 244 с.

Гинзбург Г.Р. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. композитор, 1984 246 с.

Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006 156 с.

Земцова Т.Н. Влияние эстрадного волнения на качество публичных выступлений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 63-65.

Зуев Д.В. Периодизация этапов психофизеологической подготовки музыканта исполнителя к концертному выступлению. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kref.ru/infokulturaliteratura/130031/3.html.

Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Исслед. Л.: Музыка, 1985 160 с.

Коган К. У врат мастерства. М.: Музыка, 1969.

Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1978 430 с.

Литвиненко  Ю.А. Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыке // Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 1, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2010.htm.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999 228 с.

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989 213 с.

Пауэлл Д. Как победить стресс // Наука и жизнь. 1992, № 4, С. 4-5.

Петрушин В. Артистизм – это и тренировка. О психологической подготовке музыканта-исполнителя к выступлению // Советская музыка, 1971, № 2, С. 14-16.

Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы психологии. 1978, № 2, С. 11-13.

Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя // Вопросы психология, 1983, № 3, С. 17-18.

Христозов К. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения // Вопросы психологии. 1962, № 1, С. 16-17.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.