12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина43

Тема «Формирование у учащихся начальной школы умения выдвигать гипотезы»

 «Мысль должна возвыситься

над точкой зрения удивления,

дабы действительно осознать свой объект»

Гегель Г.В.

Введение

Все образовательные учреждения перешли на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), что обусловлено необходимостью привести образование в соответствие с потребностями времени современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Учеными доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей.

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений, что можно увидеть в ФГОС второго поколения(ООП НОО).Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.

К общим учебным умениям относятся исследовательские умения:

видеть проблемы;

выдвигать гипотезы;

задавать вопросы;

давать определения понятиям;

классифицировать;

экспериментировать.

В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Гипотеза как возможный вариант решения проблемы

1.1 Определение понятия

Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

Приёмы построения гипотез различаются по:

форме («если…,  то…», «если…, то…, так как...»);

уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);

характеру (модификационная, революционизирующая);

механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);

логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));

функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).

 

Основные этапы разработки гипотезы

Выдвижение гипотезы. Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением.

Развитие гипотезы. Развитие гипотезы связано с выведением гипотезы из нее логических следствий. Предполагая выдвинутое положение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Проверка гипотезы идет всегда посредством практики. Гипотеза порождается практикой, и только практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна.

Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берётся проблема? В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Об этом говорили ещё древние греки.

1.2 Условия, которые должны быть соблюдены для выдвижения обоснованной и состоятельной гипотезы.

Гипотеза - научное допущение или предположение истинное значение которого не определено. Однако не всякое предположение в науке является гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований, главные из которых:

1) соответствие фактам , которые эта гипотеза собирается объяснить;

2) внутренняя непротиворечивость;

3) проверяемость;

4) соответствие ранее накопленному, объективно истинному теоретическому знанию;

5) простота.

1.2.1Условие непротиворечивости, т.е. соответствие научным фактам, законам, теориям.

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Наиболее важным (первым) способом обоснования Г. является ее согласование с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; Г. должна соответствовать также установившимся в науке законам, теориям и т.п. Это т.н. условие непротиворечивости.

Различают гипотезы - как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений и как структурный элемент научной теории. Соответствие фактам - главное условие состоятельности научной гипотезы. Другое требование -- внутренней непротиворечивости -- это требование последовательности, логической безупречности гипотезы вытекает из того, что внутренне противоречивая гипотеза практически бесполезна, так как из нее, как было доказано еще в Средние века Д. Скоттом, можно вывести все, что угодно.

1.2.2 Проверяемость гипотезы (должна допускать возможность опровержения и возможность подтверждения).

Важнейшим требованием к научной гипотезе является ее проверяемость. Если гипотеза не допускает принципиальной проверки, то она становится недоказуемой и неопровержимой, превращается в догму. Важным требованием к научной гипотезе является ее принципиальная опровержимость. Если гипотеза в принципе не может быть опровергнута, не допускается даже возможность существования фактов, противоречащих гипотез не является научной.

1.2.3 Приложимость ко всему классу исследуемых объектов.

Третьим способом теоретического обоснования Г. является проверка ее на принципиальную приложимость к широкому классу исследуемых объектов: она должна охватывать не только явления, для объяснения которых специально предложена, но и возможно более обширный круг родственных им явлений.  Если Г., выдвинутая для одной области, ведет к новым результатам не только в исходной, но и в смежных областях, ее объективная значимость существенно возрастает.

Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно

1.3 Способы проверки гипотезы.

1.      На основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации.

2.      На основе наблюдений, опытов, экспериментов.

3. Следующий этап работы - наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

1.4 Гипотеза и объективная истина

Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Одно из главных очевидных требований к гипотезе – её согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые «очень серьёзные» исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличии от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.

2 Практическая часть

2.1 Анализ состояния проблемы сформированности умения выдвигать гипотезы.

Название исследовательской работы

Гипотеза в работе

1

Почему нужно любить чтение?

4 класс

Нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.

2

Может ли магнит потерять свою силу? 4 класс

предположим, сила магнита зависит от воздействия окружающей его среды.

3

Почему в хлебе столько дырочек?

3 класс

Гипотезы нет

4

Почему Мировой океан называют «лёгкими» планеты? 3 класс

Возможно, образовавшийся кислород не только растворяется в воде и используется жителями океана, но и в огромном количестве поступает в атмосферу.

5

Что такое подвиг? (история одного подвига). 4 класс

Подвиг - это поступок ради себя.

Подвиг - это поступок ради других.

Подвиг - это обдуманный поступок

Подвиг - это спонтанный поступок.

6

Как повысить скорость чтения? (техника быстрого чтения). 4 класс

Систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 3 недели примерно на 30-40 слов.

7

Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека? 4 класс

Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни. Они содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности.

8

Причины плоскостопия и его профилактика. 4 класс

Предполагаю, что информированность людей и упражнения по профилактике плоскостопия позволят снизить процент заболеваемости

плоскостопием.

9

Как воздействует музыка на поведение инфузории? 4 класс

Если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на поведение инфузории.

10

Влияние солнечного излучения на здоровье человека. 4 класс

Если следовать теории ученого гелиобиолога А. Л. Чижевского о влиянии магнитных бурь на биосферу Земли, тогда это же влияние должно распространяться и на организм человека, изменяя состояние здоровья и самочувствия не в лучшую сторону.

Мною были проанализировано 10 исследовательских работ учащихся начальных классов. В девяти работах имеется гипотеза, в одной гипотеза отсутствует. Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательское умение- выдвигать гипотезы, у младших школьников под руководством педагога сформировано.

2.2 Упражнения для формирования умения выдвигать гипотезы.

В умении вырабатывать гипотезы у А.И.Савенкова можно найти различные упражнения.

В этом году у меня второклассники. На уроках и в жизни мы используем проблемные ситуации, мы уже умеем ставить цели, составлять план действия. Но что такое гипотеза, только узнали.

Используя занятия внеурочной деятельности, проводила у ребят упражнения для формирования умения выдвигать гипотезы. Эти упражнения на детей оказали позитивное влияние на развитие познавательной активности. В приобщении детей к исследовательской деятельности пока стараюсь нацеливаться не на результат, а на процесс. Приоритетной задачей является заинтересованность ребенка, вовлечение его в атмосферу исследовательской деятельности.

Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

Медведь зимой не заснул, а бродил.

Варианты ответов:

Возможно он не наелся, и во сне ему приснилась еда. Он проснулся. 18%

Может у него бессонница

Возможно его разбудили18%

А может это полярный медведь 18%

Может он не хотел спать или забыл, что нужно лечь в спячку 18%

А может он не мог найти берлогу

Допустим, ему стало интересно, что происходит зимой?

Вывод: Из 11 ребят, которые выдвигали предположение, считаю, что двое ребят выдвинули гипотезы, которые можно обосновать.

Задания на объяснение явления

Птицы низко летают над землёй…

Варианты ответов: Может на земле птицы нашли что-то интересное

Возможно, испортилась погода, и они искали укрытие 18%

А может наверху стало холодно, а ближе к земле теплее 27%

Может ищут корм

Они захотели так летать 27%

Возможно, у них устали крылья

Вывод: Из 11 ребят, которые выдвигали предположение, считаю, что двое ребят выдвинули гипотезы, которые можно обосновать.

 

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее какой либо повод.

Почему Луна не падает на Землю?

Варианты ответов: может быть на Земле для неё жарко

Если это спутник Земли , то он летает вокруг планеты 18%

Может быть ей не нужен воздух

Может ей хочется висеть

Возможно её отталкивает гравитация 27%

Она не хочет падать

Может она не хочет, чтобы Солнце осталось одно на небе

Возможно. Если не будет Луны, не будет ночи

Вывод: Из 11 ребят, которые выдвигали предположение, считаю, что пятеро ребят выдвинули гипотезы, которые можно обосновать.

Я думаю, если продолжить эту работу, можно многих научить выдвигать гипотезы к концу 2 класса.

Вывод

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

Перед современной начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьёзные задачи осмысления и перехода на второе поколение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, где в содержании включена учебно-исследовательская и проектная деятельность как важный инструмент развития познавательной сферы .

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, любознательность. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Апробация проведенных мною упражнений по развитию умения выдвигать гипотезы показала увеличение числа гипотез среди различных высказываний, если упражнения станут систематическими.

Литература

1.Ивин И.И. Искусство правильно мыслить[интернет ресурс]

2.Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.

3.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [интернет ресурс] ;

4.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

5.Шумаков, Н. Б. Развитие исследовательских умений личности [Текст]/ Н. Б. Шумаков. — М.: Просвещение, 2011. — 157 с.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 13.04.18 в 04:53 0Ответить Пожаловаться
Эта работа уже была опубликована здесь: https://znanio.ru/media/metodicheskaya_razrabotka_formirovanie_gipotezy-174686/199392
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.