Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск
Номинация:
«Социально значимая и общественная деятельность обучающихся»
Долгосрочный воспитательный проект по патриотическому воспитанию
«Патриотизм в действии»
Автор:
Детина Екатерина Юрьевна
2020 год
Содержание
Введение
Актуальность проекта
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Аннотация проекта
Этапы реализации проекта программы
План мероприятий
Ресурсы
Риски и пути преодоления рисков
Выводы
Литература
Введение
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - недостаточное развитие патриотизма в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остро стоит в воспитании ДЕТЕЙ с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций (в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.).
Для детей с ОВЗ контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.
В связи с этим необходимы долгосрочные воспитательские проекты для детей с ОВЗ по военно-патриотическому воспитанию через развитие детско-юношеского движения «Юнармия».
Проект разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Актуальность создания проекта
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, считается особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Приоритетной задачей, определенной «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданской идентичности, создание условий для проявления детьми и молодежью качеств гражданина, воспитание патриотического сознания, чувства верности своей большой и малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
В связи с этим, в 2017 году воспитанники ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск вступили в ряды Всероссийского детско-юношеское военно-патриотическое общественного движение «ЮНАРМИЯ».
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ», является общественным объединением организаций, созданным на основе совместной деятельности для достижения уставных целей.
В настоящее время отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения.Именно поэтому актуально становится разработка и реализация проекта по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ.
Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей - приоритетная, наиглавнейшая задача педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности - патриоты своей Родины.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми ОВЗ.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий и возможностей для совершенствования системы патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ и формирование социально-активной личности гражданина - патриота, готового к защите Родины и выполнению конституционных обязанностей, обладающей основами знаний по начальной военной подготовке
Задачи
1. Формировать систему нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию России.
2. Развивать военно-патриотического воспитания обучающихся, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
3. Создать условия для расширения военно-патриотического движения «Юнармия»
4. Создавать условия для спортивно-патриотической работы;
5. Развивать активное взаимодействие и сотрудничество в сфере патриотического воспитания гражданских и военных, а также ветеранских организаций: ДОСАФ военный комиссариат г.о.Чапаевск, ВПК «Тайфун» СамГТУ;
6. Развивать волонтерское движение, являющееся эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
7. Привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей своей большой и малой Родины, накопленных поколениями
Ожидаемые результаты
Сформированность у учащихся патриотического сознания, чувств национальной гордости
Сформированность активной жизненной позиции воспитанника, способность делать правильный нравственный, социальный выбор
Сформированность гражданско-правовой компетентности школьника, способствующей снижению уровня правонарушений обучающихся
Создание банка инновационных форм работы по патриотическому воспитанию
Совместная деятельность участников образовательного процесса в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию
Создание интернет сайта для распространения опыта.
Создание условий для творческой самореализации педагога.
Открытость и преемственность программы по военно-патриотическому воспитанию для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Создание комнаты юнармейца
Создание школьной газеты юнармейского движения
Вступление в ряды Юнармии 75 % всех учащихся ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск.
Аннотация проекта
Проект разработан для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств детей через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику образовательного учреждения.
В основу данного проекта положены следующие принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей с ОВЗ;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 3 года ( с ноября 2016 май 2020 года).
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию; проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направления проекта; | Ноябрь 2016- Февраль 2018 |
2. | Практический этап | проводить мониторинг реализации проекта; отработать содержание деятельности, опробировать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; вовлекать в юнармейское движение детей с ОВЗ; создать банк инновационных форм работы по военно-патриотическому воспитанию для детей с ОВЗ; разработать план-сетку мероприятий; создать актив по военно-патриотическому воспитанию среди юнармейцев; разработать методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию для детей с ОВЗ; принимать участие в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию (разного уровня); | Март 2018–декабрь 2019 |
3. | Обобщающе - результативный этап | подготовить аналитические материалы по реализации проекта патриотического воспитания на основе анализа и оценки результатов работы школы, выпустить методическое пособие по данной проблеме; провести коррекцию затруднений в реализации проекта; создать летопись мероприятий по реализации проекта; определить перспективы, пути и способы дальнейшего развития патриотического воспитания в ГКОУ для детей-сирот г.о.Чапаевск | Январь 2020–май 2020 |
4. | Презентация проекта | изготовление папки с деятельностью юнармейского отряда «Гардемарины» | Май 2020 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Название мероприятия | Дата |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Вступление в ряды всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» | Ноябрь 2016 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Парад Памяти 7 ноября в г. Самара | Ноябрь 2016 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | День неизвестного солдата( торжественное мероприятие) | Декабрь 2016 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Участие в международном кинофестивале «Перерыв на войну» | Январь 2017 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Торжественное мероприятие «День Защитника Отечества» | Февраль 2017 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Урок мужества | Апрель 2017 года |
| Физическое и спортивное | Участие в военно-спортивной игре «День моряка-подводника» | Апрель 2017 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Участие в Параде Победы в г. Самара | Май 2017 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | «День мира» в ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск | Октябрь 2017 года |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Фестиваль военно-патриотической песни и поэзии «Белый журавлик» в г.о. Тольятти | Октябрь 2017 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Областная гражданско-патриотическая акция «День призывника» | Октябрь 2017 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Парад Памяти 7 ноября в г. Самара | Ноябрь 2017 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | День морской пехоты в г.о. Тольятти и вступление в ряды Юнармии | Ноябрь 2017 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Торжественное мероприятие «День неизвестного солдата» | Декабрь 2017 |
| Социальное развитие | Учавстие в городском конкурсе «Ведущий за собой» | Декабрь 2017 |
| Физическое и спортивное | «Юнармейская елка» (совместно с САМГТУ ВПК «Тайфун») | Декабрь 2017 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Урок мужества «Блокада Ленинграда» | Январь 2018 |
| Социальное развитие | Акция «Письмо и посылка солдату» | Январь 2018 |
| Физическое и спортивное | Областные военно-спортивные соревнования, посвященные 100-летию военного комиссариата Самарской области | Апрель 2018 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Всероссийский военно-патриотический фестиваль «Майский ветер» | Апрель 2018 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Участие в окружном конкурсе музеев «Лучший музей»( 3 место) | Апрель 2018 |
| Социальное развитие | Акция «Нет брошенных могил» | Май 2018 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Участие в международном кинофестивале «Перерыв на войну» | Май 2018 |
| Социальное развитие | Участие в проекте «Связь поколений» | Май 2018 |
| Физическое и спортивное | Праздник футбола в ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск | Сентябрь 2018 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Парад Памяти 7 ноября в г. Самара | Ноябрь 2018 |
| Физическое и спортивное | Областные спортивные соревнования «Малые Паралимпийские игры – 2018» | Ноябрь 2018 |
| Социальное развитие | Городской конкурс «Доброволец года»(победитель ) | Декабрь 2018 |
| | День неизвестного солдата( торжественное мероприятие) | Декабрь 2018 года |
| Социальное развитие | Патриотическая акция «Согреем сердце ветерана» | Декабрь 2018 |
| | «Юнармейская елка» (совместно с САМГТУ и ВПК «Тайфун») | Декабрь 2018 |
| Социальное развитие | Участие в проекте «Связь поколений» | Декабрь 2018 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | День памяти «Блокада Ленинграда» (радиолинейка, квест, виртуальная экскурсия, «Перерыв на войну») | Январь 2019 |
| | Городской слет ВПК в г.о. Чапаевск | Февраль 2019 |
| Социальное развитие | Городской митинг, посвященный 30-летию со дня вывода советских войск из Афганистана | Февраль 2019 |
| Социальное развитие | Участие в демонстрации в г.о. Чапаевск, посвященной 1 мая | Май 2019 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | II Всероссийский военно-патриотический фестиваль «Майский ветер» | Апрель 2019 |
| Социальное развитие | Акция «Нет брошенных могил» | Май 2019 |
| Социальное развитие | Городская акция в г.о. Чапаевск «Свеча памяти», посвященная борьбе с терроризмом. | Сентябрь 2019 |
| Физическое и спортивное | Праздник футбола в ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск | Сентябрь 2019 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Всероссийский творческий конкурс «Символы моей Родины» | Сентябрь 2019 |
| Социальное развитие | Посещение мультимедийного парка в г.о. Самара «Россия - моя история» | Октябрь 2019 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Проведение мини-парадов | Ноябрь 2019 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Парад Памяти 7 ноября в г. Самара | Ноябрь 2019 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Областная гражданско-патриотическая акция «День призывника» | Октябрь 2019 |
| Духовно-нравственное и патриотическое | Вступление учащихся ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск в ряды Юнармии | Ноябрь 2019 |
| Социальное развитие | Посещение музея в канун Дня неизвестного солдата | Декабрь 2019 |
| Социальное развитие | Участие в проекте «Связь поколений» | Декабрь 2019 |
| Социальное развитие | Городское мероприятие в г.о. Чапаевск «День героев Отечества» | Декабрь 2019 |
| Социальное развитие | Первый слет юнармейцев Самарской области | Декабрь 2019 |
| Физическое и спортивное | «Юнармейская елка» (совместно с САМГТУ и ВПК «Тайфун») | Декабрь 2019 |
| Социальное развитие | Участие в городском конкурсе «Доброволец года» | Декабрь 2019 |
| | День памяти «Блокада Ленинграда» (квест-игра) | Январь 2020 |
| Физическое и спортивное | Городской слет ВПК в г.о. Чапаевск | Февраль 2020 |
| Физическое и спортивное | День защитника Отечества (показ строя и песни) | Февраль 2020 |
| Социальное развитие | Участие в областном конкурсе «Мы из Поволжья» (1 место) | Февраль 2020 |
| Социальное развитие | Участие в областном конкурсе музеев | Март 2020 |
| Социальное развитие | Участие в акции «Окно Победы» | Май 2020 |
| Социальное развитие | Участие в акции «Бессмертный полк» | Май 2020 |
| Социальное развитие | Участие в акции «Читаем, помним, гордимся» | Май 2020 |
Формы работы, используемые при реализации проекта:
внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
коллективные творческие дела.
возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
спортивные состязания.
автопробеги по местам боевой славы.
акции
уроки мужества.
посещение музея боевой и трудовой славы.
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с детьми войны.
Экскурсии, парады
изучение истории и культуры родного края.
Информационные ресурсы.
Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение школы. А конкретно в школе имеется:
Кабинет истории, где есть возможность сохранять необходимые исторические материалы, проводить заседания, работать над проектом, музейная комната.
Мультимедийное оборудование.
Фотоаппарат
Музыкальный центр, ДВД.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
4. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию
5.Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
675% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх
Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Для этого предоставлен кабинет истории школы, в котором имеются определенные условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой и музеем.
Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Оценка эффективности реализации проекта.
Эффективность участия учащихся в социальных и гражданских акциях, патриотических мероприятиях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, соревнованиях разного уровня.
Увеличение количества учащихся, входящих в состав Юнармии
Увеличение педагогов работающих по проблеме патриотического воспитания.
Регулярное обсуждение хода реализации проекта в методическом объединении классных руководителей школы, на совещаниях;
Занятость учащихся в патриотических мероприятиях.
Заключение
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ,ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена.
Самое главное приобретение человека в период ученичества - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребёнка.
Говоря о результатах деятельности Юнармейского отряда «Гардемарины» хочется отметить, что данное направление нами было выбрано не случайно, ведь мы понимаем, что занимаясь сегодня простыми, на первый взгляд, делами, мы формируем в наших детях правильные жизненные взгляды, приобщаем их к истории Отечества, учим быть ответственными и соучастными к жизни ближнего.
Сегодня парни не горят желанием служить в армии, а для наших мальчишек тема военной службы имеет важное значение. Их не пугает сам факт службы, они говорят о том, что хотели бы служить в тех или иных войсках, а те, кто побывал в армии, с гордостью рассказывают о своей армейской жизни.
В ноябре 2019 года 75% учащихся ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск были приняты в ряды юнармейского движения.
Литература
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
4. . Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
6. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
7. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
8. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.
9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
10. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
11. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
12. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
13. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
14. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
15. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
16. https://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf