Грицышена Ирина Михайловна
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа № 126 г.о. Донецк» ДНР
Урок математики
в 3 –А классе
Тема: Доли. Образование и сравнение долей.
Цель: познакомить с понятием «доля числа»
Задачи:
Обучающие: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Развивающие: развить познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор.
Воспитывающие: ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 2
Здравствуйте ребята! Мы начинаем урок, девизом которого будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И всё будет у нас - замечательно!
Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Подняли глазки на меня. Начинаем наш урок.
2. Постановка проблемной ситуации.
– Ой, кто это?! Попугай! Как он сюда попал?
(щелчок по попугаю)
«Помогите отыскать клад! Выполните все задания, и вы раскроете величайшую тайну о несметных сокровищах.
Обещаю поделить найденные сокровища поровну! Честное пиратское! Мой верный друг – попугай Каррудо Вам в этом поможет! Капитан Флинт»
- Ребята! Хотите отправиться в путешествие за сокровищами?
Добраться до острова сокровищ не так уж легко, в пути нас будут ждать трудности, которые мы должны преодолеть.
Слайд 3
На корабле принято вести «судовой журнал», куда записывают всё, что происходит в пути. Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».
Слайд 4
А отправимся мы с вами на этом чудесном фрегате. Чтобы поднять паруса, запишите примеры в тетрадь и решить их.
28 : 7 | 4 | а |
9 • 6 | 54 | п |
56 : 8 | 7 | е |
8 • 9 | 72 | л |
36 : 4 | 9 | ь |
3 • 8 | 24 | с |
18 : 6 | 3 | и |
4 • 7 | 28 | н |
Проверим ответы. А поможет вам в этом необычный калькулятор. Каждая буква соответствует ответу решённого примера. (Щелчок по парусам)
– Какое слово составили из данных букв? (апельсин)
Слайд 5
3. Самоопределение к деятельности
Бухта «Неизвестности»
Наш фрегат домчал нас до таинственного острова. Мы вошли с вами в «Бухту Неизвестности». Готовы. Тогда смотрим в оба глаза.
Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»
– Почему рассердился волк?
– В чём была его ошибка?
– Почему только с волком не поделились?
– А какие нужно соблюдать правила дружбы?
– Скажите, как в песенке животные называли части апельсина?
– Сколько было долек в апельсине? (5)
– Скажите, животные поровну разделили апельсин или кто-то из них взял большую часть?
Так вот, ребята, в апельсине дольки, а в математике эти равные части называют «Доли».
– Как вы думаете, чему мы должны научиться во время путешествия?
– Что должны узнать? (что такое доли, как они образуются, как называются, как записываются, как их сравнивать)
Слайд 6
Река «Исследований»
4. Открытие детьми нового знания.
А перед нами новое испытание. Наш дальнейший путь по реке «Исследований»
а) Что такое доли
– Продолжите моё высказывание: «До того, как животные делили апельсин, он был …(целый). Животные его разделили на …. (части)
– На сколько частей разделили целый апельсин? (5)
– Какими были части между собой? (одинаковые, равные)
– Сколько частей досталось каждому животному? (по одной)
– Так что же такое доля? (равная часть целого числа)
(Щелчок по попугаю)
Запомните 1: Доля – это часть от целого
Слайд 7
б) Как образуются, записываются и читаются доли
Практическая работа (у детей на партах лежит круги)
Задача перед нами сложная стоит. Как пиццу на доли поделить.
– У капитана Флинта День рождения. К нему пришёл Джек Воробей. На сколько частей нам нужно поделить первую пиццу? (на 2 равные части или пополам).
– Как это сделать? Разрезать нашу пиццу пополам. (согнуть наши кружки пополам)
Возьмите круг и согните его пополам.
– Сколько получили частей? (2)
– Линия сгиба поделила наш круг на две равные части. Записывают это так: 1/2.
2 – потому, что получили две равные части, а 1 – потому что взяли одну такую долю. Нижняя цифра показывает, на сколько частей разделили целое, а верхняя– сколько таких долей взяли.
Все названия долей имеют числовое обозначение. В нём всегда пишется два числа: одно под другим и отделяются они друг от друга чертой. 1/2 - и называются такие числа дробными.
– Как по –другому называют одну вторую долю круга? (Половина) Мы получили 1/2 от целого. Записывается это так: 1/2 (щелчок по бесцветной дольке пиццы )
– Делим пиццу дальше, ведь капитан Флинт ожидает много гостей. Согнём наш круг ещё раз пополам.
– На сколько частей поделили? (поделили на 4 части)
– Какую долю пиццы мы получили? (1/4)
– Как мы получили одну четвёртую долю? (Разрезали пиццу на 4 равные части и взяли одну из них)
– А теперь представим, что гостей придёт в 2 раза больше.
– На сколько частей нам надо разделить пиццу? (на 8) Согнём наш круг ещё раз пополам.
– Как будет называться каждая из частей пиццы? (1/8)
– Сделайте вывод: как же получить долю числа? (Разделить целое на части)
(Щелчок на попугая)
Запомните 2: Чтобы получить долю, надо целое разделить на равные части.
– Как вы думаете, от чего зависит название доли?
Слайд 8
Рассмотрите картинки и названия долей. Подумаете, от чего зависит название доли?
Запомните 3: Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое.
Слайд 9
в) Как сравнивать доли. Работа в группах
А сейчас соберитесь командами и обсудите вопрос: Если бы кто-то из гостей решил взять самый большой кусок пиццы, то от какой пиццы он должен взять кусок?
А от какой самый маленький? В этом вам помогут рисунки. Сравните доли. Запишите свои выводы и наблюдения.
Рассмотрите рисунки и дайте ответы на вопросы: 1. Если бы кто-то из гостей решил взять самый большой кусок пиццы, то от какой пиццы он должен взять кусок? ……………………..(От первой) 2. А самый маленький? ……………………………… (От третьей) 3. Сравните доли, поставьте нужный знак. 1/2 и 1/4 1/4 и 1/8 1/2 и 1/8 Сделайте вывод: Чем больше частей, тем сама доля …………. (больше, меньше). Чем меньше частей, тем сама доля …………. (больше, меньше). |
Проверка работы
(Щелчок на попугая)
Запомните 4: Чем больше частей, тем сама доля меньше.
Чем меньше частей, тем сама доля больше
Слайд 10
5. Физминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
Слайд 11
6. Закрепление изученного
Мы уже почти у цели, но нас ждёт ещё одно испытание. Нам нужно преодолеть лабиринты «Пещеры сокровищ».
а) Работа по учебнику стр. 92 № 2
Фронтальная работа с классом. Работа у доски.
– Рассмотрите прямоугольники. Назовите доли прямоугольников. (1/2, 1/3, 1/4, 1/6)
– Запишите в тетради доли, начиная с наименьшей. (1/6, 1/4, 1/3, 1/2)
–Запишите и сравните, какая доля больше, какая меньше:
1/3 или 1/6 | 1/3 или 1/2 | 1/6 или 1/4 |
– А дальше, каждый сам за себя. Выполните задания на индивидуальных листах – контроля.
Слайды 12 – 14
7. Работа по листу - контролю
Проверка работы. За каждый правильный ответ дети выставляют по баллу
Слайды 15
8. Рефлексия.
Мы преодолели все трудности и испытания, которые встретились на нашем пути. Путешествие подходит к концу. Мы отыскали сундук с сокровищами. Остаётся его открыть и посмотреть, что там внутри.
Назовите закрашенные доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим запишите буквы. Вы получите зашифрованное слово. Впишите его на свой лист самоконтроля.
Какое слово у вас получилось
ЗНАНИЯ
Знания – это сокровище, которое следует за тем, кто им обладает.
– Так что же является настоящим сокровищем для каждого человека?
Я желаю, чтобы каждый из Вас был владельцем несметных сокровищ.
9. Подведение итогов урока
– Вернемся к теме и целям, которые мы определили вначале нашего урока. Все цели выполнены?
– О чём узнали на уроке?
– Что такое доля? (Доля – это часть от целого)
– Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли? (доли должны быть равными)
– Что обозначают числа в записи дробей?
– Продолжите высказывания: чем больше частей, тем сама доля (меньше).
Чем меньше частей, тем сама доля (больше).
– От чего зависит название доли? (зависит от того, на сколько частей разделили целое).
10. Оценивание.
Посчитайте свои баллы. На партах у вас лежат смайлы. Если у вас
15 – 13 баллов, - то поставьте «5» и поднимите зелёный смайл;
12 – 10 баллов – то «4» (жёлтый смайл)
9 – 7 баллов – то «3» (красный смайл)
Слайд 16
11. Домашнее задание
Это интересно!
В первых учебниках математики (в XVII веке) доли так и назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии.
Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в доли», что означает «попасть в трудное положение»
8