Доли. Образование и сравнение долей.

1
0
Материал опубликован 9 October в группе

Грицышена Ирина Михайловна

учитель начальных классов

ГБОУ «Школа № 126 г.о. Донецк» ДНР

Урок математики

в 3 –А классе

Тема: Доли. Образование и сравнение долей.

Цель: познакомить с понятием «доля числа»

Задачи:

Обучающие: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

Развивающие: развить познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор.

Воспитывающие: ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 2

Здравствуйте ребята! Мы начинаем урок, девизом которого будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

И всё будет у нас - замечательно!

Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Подняли глазки на меня. Начинаем наш урок.

2. Постановка проблемной ситуации.

Ой, кто это?! Попугай! Как он сюда попал?

(щелчок по попугаю)

«Помогите отыскать клад! Выполните все задания, и вы раскроете величайшую тайну о несметных сокровищах.

Обещаю поделить найденные сокровища поровну! Честное пиратское! Мой верный друг – попугай Каррудо Вам в этом поможет! Капитан Флинт»

- Ребята! Хотите отправиться в путешествие за сокровищами?

Добраться до острова сокровищ не так уж легко, в пути нас будут ждать трудности, которые мы должны преодолеть.

Слайд 3

На корабле принято вести «судовой журнал», куда записывают всё, что происходит в пути. Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

Слайд 4

А отправимся мы с вами на этом чудесном фрегате. Чтобы поднять паруса, запишите примеры в тетрадь и решить их.

28 : 7

4

а

9 • 6

54

п

56 : 8

7

е

8 • 9

72

л

36 : 4

9

ь

3 • 8

24

с

18 : 6

3

и

4 • 7

28

н

Проверим ответы. А поможет вам в этом необычный калькулятор. Каждая буква соответствует ответу решённого примера. (Щелчок по парусам)

Какое слово составили из данных букв? (апельсин)

Слайд 5

3. Самоопределение к деятельности

Бухта «Неизвестности»

Наш фрегат домчал нас до таинственного острова. Мы вошли с вами в «Бухту Неизвестности». Готовы. Тогда смотрим в оба глаза.

Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин»

Почему рассердился волк?

В чём была его ошибка?

Почему только с волком не поделились?

А какие нужно соблюдать правила дружбы?

Скажите, как в песенке животные называли части апельсина?

Сколько было долек в апельсине? (5)

Скажите, животные поровну разделили апельсин или кто-то из них взял большую часть?

Так вот, ребята, в апельсине дольки, а в математике эти равные части называют «Доли».

Как вы думаете, чему мы должны научиться во время путешествия?

Что должны узнать? (что такое доли, как они образуются, как называются, как записываются, как их сравнивать)

Слайд 6

Река «Исследований»

4. Открытие детьми нового знания.

А перед нами новое испытание. Наш дальнейший путь по реке «Исследований»

а) Что такое доли

Продолжите моё высказывание: «До того, как животные делили апельсин, он был …(целый). Животные его разделили на …. (части)

На сколько частей разделили целый апельсин? (5)

Какими были части между собой? (одинаковые, равные)

Сколько частей досталось каждому животному? (по одной)

Так что же такое доля? (равная часть целого числа)

(Щелчок по попугаю)

Запомните 1: Доля – это часть от целого

Слайд 7

б) Как образуются, записываются и читаются доли

t1728504411aa.gifПрактическая работа (у детей на партах лежит круги)

Задача перед нами сложная стоит. Как пиццу на доли поделить.

У капитана Флинта День рождения. К нему пришёл Джек Воробей. На сколько частей нам нужно поделить первую пиццу? (на 2 равные части или пополам).

Как это сделать? Разрезать нашу пиццу пополам. (согнуть наши кружки пополам)

Возьмите круг и согните его пополам.

Сколько получили частей? (2)

Линия сгиба поделила наш круг на две равные части. Записывают это так: 1/2.

2 – потому, что получили две равные части, а 1 – потому что взяли одну такую долю. Нижняя цифра показывает, на сколько частей разделили целое, а верхняя– сколько таких долей взяли.

Все названия долей имеют числовое обозначение. В нём всегда пишется два числа: одно под другим и отделяются они друг от друга чертой. 1/2 - и называются такие числа дробными.

Как по –другому называют одну вторую долю круга? (Половина) Мы получили 1/2 от целого. Записывается это так: 1/2 (щелчок по бесцветной дольке пиццы )

t1728504411ab.gifДелим пиццу дальше, ведь капитан Флинт ожидает много гостей. Согнём наш круг ещё раз пополам.

На сколько частей поделили? (поделили на 4 части)

Какую долю пиццы мы получили? (1/4)

Как мы получили одну четвёртую долю? (Разрезали пиццу на 4 равные части и взяли одну из них)

t1728504411ac.gifА теперь представим, что гостей придёт в 2 раза больше.

На сколько частей нам надо разделить пиццу? (на 8) Согнём наш круг ещё раз пополам.

Как будет называться каждая из частей пиццы? (1/8)

Сделайте вывод: как же получить долю числа? (Разделить целое на части)

(Щелчок на попугая)

Запомните 2: Чтобы получить долю, надо целое разделить на равные части.

Как вы думаете, от чего зависит название доли?

Слайд 8

Рассмотрите картинки и названия долей. Подумаете, от чего зависит название доли?

Запомните 3: Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое.

Слайд 9

в) Как сравнивать доли. Работа в группах

А сейчас соберитесь командами и обсудите вопрос: Если бы кто-то из гостей решил взять самый большой кусок пиццы, то от какой пиццы он должен взять кусок?

А от какой самый маленький? В этом вам помогут рисунки. Сравните доли. Запишите свои выводы и наблюдения.

Рассмотрите рисунки и дайте ответы на вопросы:

t1728504411ad.gif


1. Если бы кто-то из гостей решил взять самый большой кусок пиццы, то от какой пиццы он должен взять кусок? ……………………..(От первой)

2. А самый маленький? ……………………………… (От третьей)

3. Сравните доли, поставьте нужный знак. 1/2 и 1/4 1/4 и 1/8 1/2 и 1/8

Сделайте вывод: Чем больше частей, тем сама доля …………. (больше, меньше).

Чем меньше частей, тем сама доля …………. (больше, меньше).

Проверка работы

(Щелчок на попугая)

Запомните 4: Чем больше частей, тем сама доля меньше.

Чем меньше частей, тем сама доля больше

Слайд 10

5. Физминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

Слайд 11

6. Закрепление изученного

Мы уже почти у цели, но нас ждёт ещё одно испытание. Нам нужно преодолеть лабиринты «Пещеры сокровищ».

а) Работа по учебнику стр. 92 № 2

Фронтальная работа с классом. Работа у доски.

Рассмотрите прямоугольники. Назовите доли прямоугольников. (1/2, 1/3, 1/4, 1/6)

Запишите в тетради доли, начиная с наименьшей. (1/6, 1/4, 1/3, 1/2)

Запишите и сравните, какая доля больше, какая меньше:

1/3 или 1/6

1/3 или 1/2

1/6 или 1/4

А дальше, каждый сам за себя. Выполните задания на индивидуальных листах – контроля.

Слайды 12 – 14

7. Работа по листу - контролю

Проверка работы. За каждый правильный ответ дети выставляют по баллу


​​​​​​​Слайды 15

8. Рефлексия.

Мы преодолели все трудности и испытания, которые встретились на нашем пути. Путешествие подходит к концу. Мы отыскали сундук с сокровищами. Остаётся его открыть и посмотреть, что там внутри.

Назовите закрашенные доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим запишите буквы. Вы получите зашифрованное слово. Впишите его на свой лист самоконтроля.

Какое слово у вас получилось

ЗНАНИЯ

Знания – это сокровище, которое следует за тем, кто им обладает.

Так что же является настоящим сокровищем для каждого человека?

Я желаю, чтобы каждый из Вас был владельцем несметных сокровищ.

9. Подведение итогов урока

Вернемся к теме и целям, которые мы определили вначале нашего урока. Все цели выполнены?

О чём узнали на уроке?

Что такое доля? (Доля – это часть от целого)

Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли? (доли должны быть равными)

Что обозначают числа в записи дробей?

Продолжите высказывания: чем больше частей, тем сама доля (меньше).

Чем меньше частей, тем сама доля (больше).

От чего зависит название доли? (зависит от того, на сколько частей разделили целое).

10. Оценивание.

Посчитайте свои баллы. На партах у вас лежат смайлы. Если у вас

15 – 13 баллов, - то поставьте «5» и поднимите зелёный смайл;

12 – 10 баллов – то «4» (жёлтый смайл)

9 – 7 баллов – то «3» (красный смайл)

Слайд 16

11. Домашнее задание

t1728504411ak.jpgЭто интересно!

В первых учебниках математики (в XVII веке) доли так и назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии.

Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в доли», что означает «попасть в трудное положение»



8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.