Урок по математике по теме «Сравнение чисел. Правила сравнения чисел» (1 класс)
Технологическая карта урока математики
Предмет: математика, Рудницкая В.М.
Класс: 1 «А»
Учитель: Демидова Анастасия Александровна, МОУ гимназия № 18 имени В.Г. Соколова г. Рыбинска
Тема: Сравнение чисел. Правила сравнения чисел.
Цель: создание условий для сравнения чисел, используя правила сравнения чисел
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки (левее, правее, позже, раньше, больше, меньше);
- сравнивают два числа по шкале линейки, на основе счета;
- записывают результаты сравнения чисел словами «больше», «меньше», «равно»;
- применяют правила сравнения чисел.
Метапредметные:
- умеют слушать собеседника и учителя;
- контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
- проговаривать последовательность действий при сравнении чисел с помощью линейки, на основе счета;
- проводить сравнение чисел с целью выделения их различий;
- умеют работать в паре.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Форма контроля и оценки |
I. Мотивация к учебной деятельности
2. Устный счёт
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
4.Постановка задач урока
5. Решение логических задач, нацеленных на формирование умений, необходимых для работы с правилами сравнения чисел.
6.Физминутка
7. Решение задач на применение различных способ проверки правил сравнения чисел.
8.Рефлексия. Подведение итогов.
|
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. - Ребята, повернитесь, пожалуйста, подарите улыбку мне, друг другу. - Посмотрите на слайд, выберите установку на урок, поднимите вверх № карточки своей установки. 1. Узнать то, что не знаю. 2. Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы. 3. Ничего не изучать нового, решить только то, что умею. 4. Найти самому (в паре) новый способ. Самостоятельная работа в парах: - Предлагаю поработать в парах, повторить таблицу сложения и вычитания, и решить задание «Бомбочка». Необходимо записывать только ответы, пока не взорвалась бомбочка. https://uchi.ru/teachers/groups/6295810/subjects/1/course_programs/1/cards/462 - Вспомните правила работы в паре. - Приступаем к работе. Рефлексия работы в паре: - С кем было приятно работать? Почему? - Кто помог вам? Кому помогли вы? Кому и за что хотите сказать спасибо? Расскажите свое предположение по образцу: Я хочу сказать спасибо … за … - При каком условии работа может быть правильна? - Какие ошибки можно допустить при выполнении. Сличение вариантов ответов в паре с учителем: - Сравните свои варианты ответов с моим рядом ответов. - Оцените свои работы на листочке, где работали по линейке успеха с критерием «правильность». Использование приема «Яркое пятно». На доске представлено 3 числа и ряд слов. - Посмотрите внимательно на доску и попробуйте определить тему нашего урока. - Обсудите данный вопрос в паре. 8 17 2 Считать Сравнивать Думать Делить Решать Умножать - Будем сравнивать числа. - А что ещё можно сравнивать в жизни? Формулирование задач: - Если тема есть, значит, сможем сказать, какие задачи урока сегодня перед нами стоят. - Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока. Работа учащихся в паре. - Перед вами записан ряд слов, проговорите в паре каждую задачу: Научиться … Узнать … Быть … Разобраться … Выяснить … Выслушивает мнения учащихся: - Кто готов озвучить? Фиксация темы и задач на доску. - Тема определена, задачи поставлены.
1. Подготовка к открытию правил: - Мы сегодня попробуем найти способы сравнения чисел и сформулировать правила сравнения чисел.
- А откуда берутся правила, кто их составляет? (Ученые, исследователи) - Значит, мы будем - учеными – исследователями. 2. Первое правило сравнения чисел: - Какие слова мы используем, сравнивая количество предметов? Больше меньше - Теперь сравним с помощью карточек, где больше, а где меньше предметов. https://uchi.ru/teachers/groups/6295810/subjects/1/course_programs/1/cards/485 - А теперь посмотрите на диаграмму нашего класса. | | | | | | | | | | Д М - Догадайтесь, что я показала на схеме? - Что обозначают буквы Д (девочки), М (мальчики)? - Можете ли вы по схеме сказать кого в классе больше, кого меньше? - Ребята, а как я узнала, что девочек больше и сделала в схеме этот участок больше?
3. Практическое (наглядное) сравнение чисел: - Давайте проверим, посчитаем девочек. Выходите девочки. - Девочек 13. - Выходят мальчики. Мальчиков 7. На доске числа: 13 7
- А каким способом еще можно сравнить, кого в классе больше? (построиться парами). Из кого у нас будут состоять пары? (д. м.)
4. Фиксация слов «раньше», «меньше»: -Вернёмся к числам. - Какое из этих чисел при счёте мы называем раньше? (7) - Как вы думаете больше оно или меньше 13? (Меньше) - Добавим это в схему на доске: Меньше Раньше 5. Фиксация слов «Больше», «позже»: - Используя слова «Больше» « позже», сформулируйте, где стоит число 13? - Значит, больше оно или меньше 7? Сравнение чисел Меньше Больше Раньше Позже - Закрепляем слова раньше и позже с помощью карточек учи.ру. 6. Работа учащихся в парах. - А теперь, пользуясь схемой (СЛОВАМИ-ПОМОЩНИКАМИ), попробуем сформулировать правило сравнения чисел.
- Какая группа готова озвучить правило? - Выходите к доске. - Где можно проверить нашу работу? - Как вы думаете, совпадают ли наши выводы с мнением авторов учебника? - Давайте проверим. - Откройте учебник на с. 84, прочитайте. -Меньше то число, которое при счёте называют раньше, больше то число, которое при счёте называют позже. - Совпал ли наш ПРОГНОЗ?
7. Использование слов – помощников № 1 с. 84. - Какого цвета держит девочка шарики? - Посчитайте внимательно, сколько синих шаров, красных? - Используя числа 3, 4 и слова-помощники, построим математическое высказывание. (3 меньше 4…, 4 больше 3…).
Несколько учеников вызываются к доске. Остальные в роли жури.
- Давайте повторим хором.
8. Закрепление первого правила сравнение чисел: - Проверим наше правило на практике, выполнив № 3 на с. 84. - Кто готов ответить, доказывая словами из правила №1. - Какое число больше 13 или 19? - 20 больше 15? - 8 больше 5? - Прочитайте второе предложение. - 11 или 14? - 13 или 9? (9 меньше 13…) - 17 или 20? (17 меньше …) 9 - Ребята, а знаете ли вы самое большое число? Назовите! - А самое маленькое? - Самого большого числа нет, какое бы вы число ни назвали, к нему можно прибавить 1 и получите большее число. Второе правило 10. Сравнение чисел 13, 7 с помощью линейки (+РТ с.58 № 3): - А теперь положите перед собой линейку, найдите числа 13, 7.
- Какое из этих чисел находится на шкале левее? (13)
- Оно меньше или больше? (меньше) - Какой вывод сделаем? (То число, которое левее, оно меньше). - Добавим в нашу схему: Левее Меньше 11.- Где находится на числовой прямой число 7 правее, или левее? (Правее) - Какой вывод? (То число, которое правее, оно больше) - Добавим в схему: Правее Больше - Давайте попробуем сформулировать вторую часть правила. - Число, которое написано левее - меньше, а то, которое на шкале правее - больше. Получилась схема Левее Правее Меньше Больше 12. Формулирование 2 правила сравнения чисел: - Попробуем сформулировать второе правило сравнения чисел. ОБСУДИТЕ В паре. - Кто готов озвучить правило?
- Меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, больше то число, которое написано правее. - Где можно проверить нашу работу? (Спросить у учителя, в интернете, у родителей, в энциклопедии, в учебнике)
- Страница 85, прочитайте второе правило.
Нарядили ножки В новые сапожки. (поочередно выставлять ноги вперед) Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. (Шаги на месте) Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. (Прыжки на месте) В грязь не заходите, Сапожки не порвите. (Шаги на месте) 1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Закройте учебники, откройте рабочую тетрадь на с. 58, №1. - Спрогнозируйте: справитесь ли вы с этим заданием: - полностью - частично - не справитесь
- Поставьте то слово, которое считаете нужным.
- Приступаем к работе. К доске пойдут работать 2 человека (с обратной стороны).
- Проверяем по образцу. - Оправдался ли ваш прогноз после проверки?
- Поднимите руку те, у кого результат и прогноз совпали? - Поднимите руку те, кто сомневался, а выполнил верно?
2. Рабочая тетрадь с.58, №2 - Запишите пропущенные числа. - Числа в ряду, которые больше 14, закрасьте красным цветом. - Числа, которые меньше 12, закрасьте синим цветом. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте, начертите шкалу «правильности» и оцените своего соседа.
3. Самостоятельная работа в парах. - Найдите № 4 на с. 58 рабочей тетради. - Выполните задание в паре. - Давайте проверим вашу работу. - Те пары, которые сумели договориться и записали одно и то же число, покажите сигналом светофора (на парте лежат 3 круга: красный, желтый, зеленый).
- Какие задачи ставили ранее, все ли выполнили? - Какие выводы для себя сделали? - Вспомните, каждый из вас ставил в начале урока себе цель (установку), каждый ли смог ее достичь? - Что в этом помогло? - Оцените свой уровень по теме сравнения чисел по «дорожке успеха»: - Не понимаю - Знаю и понимаю - Понимаю и могу применить - Могу научить другого |
Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на работу. Учащиеся поднимают карточку с номером своей цели на сегодняшний урок. Вспоминают правила работы в паре. Решают выражения на сложения и вычитания, помогают друг другу. Высказывают благодарность соседу по парте по предложенному образцу.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают в паре свои варианты в выборе темы урока. Формулируют различные варианты темы урока. Научиться сравнивать числа.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Работают в паре, высказывают свои мнения, пытаются прийти к единым высказываниям. Высказывают свое мнение по каждой строке, предложенных учителем, пытаясь сформулировать задачи урока. Учащиеся предлагают фронтально свои варианты, проводится коррекция ответов и согласованный вариант фиксируется на доске. Создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают с помощью карточек учи.ру, где больше, а где меньше нарисовано предметов с помощью подсчет предметов.
Делают вывод, кого в классе больше, сравнивая столбы по высоте. Визуально сравнивают числа 13 и 7, доказывая самостоятельно, что девочек больше. По очереди выходят девочки (13), затем мальчики (7). Предлагают свои способы сравнения чисел. Высказывают свое мнение, какое из чисел называется раньше и больше оно или нет. Добавляют своим мнением слова в схему: меньше, раньше.
Используют слова больше и позже, сравнивая число 13 с числом 7. Добавляют своим мнением слова в схему: больше, позже.
Решают карточки со словами раньше и позже, используя картинки. Обсуждение в паре первого правила сравнения чисел. Выходят к доске по желанию, произносят несколько вариантов. Сравнивают полученные варианты по учебнику, открывают с. 84.
Делают выводы о сравнении вариантов с учебником. Выполняют № 1 с. 84, отвечая на вопросы учителя. Пытают построить математическое высказывание, используя слова помощники. Несколько учеников отвечают у доски, затем остальные ученики анализируют успехи в освоении первого правила сравнения чисел. Для закрепления правила, произносят хором верное высказывание. По очереди выполняют № 3 на с. 84, используя слова из правила № 1. Анализируют свои успехи по таблице. Выполняют № 3 с. 84, закрепляют первое правило сравнения чисел. Отвечают на вопросы учителя.
Работают с линейкой. Находят на линейке числа 13, 7. Сравнивают эти числа, с помощью наводящих вопросов учителя. Делают вывод, где стоит каждое из чисел. Добавляют в схему дополнительные слова «левее», «меньше», «правее», «больше».
Формулируют 2 часть правила.
Работают в парах. Высказывают свои мнения, формулируют 2 правило сравнения чисел в единое целое. Сравнивают свои варианты с ответами одноклассников. Отвечают на вопрос, где можно найти ответ. Обращаются к учебнику на с. 85. Читают правило, сравнивая вариант ответа с общим. Фиксируют свои высказывания по правилу № 2 в таблице требований. Делают вывод, какое правило легче запомнить, лучше применить и т.д. Встают и выполняют физкультминутку под контролем учителя.
Открывают рабочую тетрадь на с.58 № 1. Прогнозируют свои действия: отмечают в таблице предполагаемый уровень выполнения задания. Каждый работает самостоятельно у себя в тетради, 2 человека выходят к доске. Сверяют свои варианты ответов с доской, делают самооценку своих работ. Фиксируют в таблице реальный уровень владения способом сравнения чисел. Поднимают руки те, у кого в таблице результаты совпали. Работают в рабочей тетради, выполняют № 2 вместе с учителем.
Обмениваются тетрадями, чертят шкалу «правильности» и оценивают результаты. Выполняют работу в паре № 4 с.58.
Оценивают свои результаты работы в паре с помощью «сигнала» светофора. Формулируют связное высказывание, делают выводы.
Оценивают свои знания на уроке по теме «Сравнения чисел».
|
Фиксация цели (установки) своей работы на уроке.
Осуществление взаимного контроля и оказывание взаимопомощи.
Словесная оценка работы товарища за работу в паре.
Самооценка работы в паре по линейке успеха с критерием «правильность» на основе сличения с вариантом учителя.
Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.
Словесное сравнение вариантов, коррекция, фиксация согласованного варианта на доске.
Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.
Самооценка на основе сравнения с ответом в учебнике.
Самооценка своих высказываний по таблице требований.
Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.
Самооценка на основе сравнения с ответом в учебнике.
Самооценка своих высказываний по таблице требований.
Прогностическая оценка.
Ретроспективная оценка.
Взаимопроверка по шкале «правильности».
Оценка работы в парах показ «сигналом» светофора.
Фиксируют на «Дорожке успеха» уровень своих знаний. |
Демидова Анастасия Александровна, учитель начальных классов, гимназия № 18