Материал на проверке

«ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ».

1
1
Материал опубликован Вчера в 20:33 в группе

Родительское собрание

«ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ».

Слайд 1

Добрый день. Я рада приветствовать вас . Тема моего выступления «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ». Оно адресовано и взрослым, и детям, и посвящено тому, что объединяет нас друг с другом – семье, ее взаимоотношениям и, конечно, проблемам.

Слайд 2

Какое место самое главное и безопасное для ребенка на земле? (ПАУЗА!) Наверняка, мы ответим ответят: родительский дом. Соглашусь, что семья – самое теплое и гостеприимное место на земле. Но так ли это?

Слайд 3

Неумолимая статистика утверждает: около 2,5 млн. детей в России ежегодно подвергается избиению в семье. Две тысячи детей, ставших жертвами семейного насилия, ежегодно заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч несовершеннолетних, спасаясь от родителей, уходят из дома, пополняя ряды социальных сирот, наркоманов, преступников. Согласитесь: эти данные страшны сами по себе. Но можно ли ситуацию изменить?

Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют основные принципы организации собственной жизни. Какими будут эти принципы, зависит во многом от тех знаний, которые ребенок вычленил из окружающего его взрослого мира, усвоил в процессе социализации, проверил практически на собственном опыте и - как результат - закрепил в строгие формы определенных стереотипов. Но почему дети в некоторых семьях проявляют агрессию? Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения ребенка. На агрессивное поведение детей существенное влияние оказывает и система наказания, применяемая в семье.  Дети, выросшие в жесткой и неблагоприятной семейной обстановке, чаще оценивались сверстниками и воспитателями как враждебные, и чаще проявляли свою агрессию в дальнейшей, особенно семейной, жизни. Почти половина родителей (около 45%) наказывают своих детей, свыше 30% применяют телесные наказания, причем большинство используют достаточно жестокие меры: порку ремнем, избиение. Тех, кто воздействует на ребенка только вербальными способами, оказалось всего 14% . При этом не следует забывать о том, что способы воспитания устойчиво транслируются из поколения в поколение. Усвоенные в детстве образцы родительского поведения в большинстве воспроизводятся по отношению к собственным детям. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра.

Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Слайд 4

Термин «Домашнее насилие в семье» означает жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях; это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего.

     Насилие применяется с целью контроля, запугивания и внушения чувства страха родным и проявляется в семьях с самым разным социальным статусом. Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако человеческое терпение не бесконечно, и, порой, спокойная, милая женщина, уставшая от мужа - тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами. Тому доказательством служит громкое убийство сестрами Хачатурян своего отца.

Слайд 5.

Причины возникновения насилия лежат в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство членов семьи; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.  Взрослые могут даже не подозревать, какому тотальному насилию подвергают детей, называя его воспитанием, развитием, просвещением, заботой о будущем ребенка. Именно за этими красивыми словами часто кроются многие виды насилия над детьми.

Слайд 6

Существует несколько форм домашнего насилия: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное), отсутствие заботы (пренебрежение основным нуждам ребенка) - причем подросток здесь не только наблюдатель, но и жертва, и впоследствии - активный участник.

Слайд 7

Физическое насилие выражается в побоях, щипках, пощечинах и т.д. Побои могут наноситься как рукой, так и с использованием предметов. Этот вид насилия легче всего определить, так как после него у пострадавшего могут быть синяки и кровоподтеки на лице, туловище, ожоги, переломы или растяжения, порезы, участки без волос на голове. Иногда может случиться так, что после физического насилия не остается «следов», след от пощечины, щипка, шлепка и легкого удушения быстро проходит, а некоторые удары могут не оставить синяков, но при этом могут пострадать внутренние органы. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить.

Дети в результате таких воспитательных мер получают целый комплекс психотравм,

часто жалуются на головные боли, боли в желудке, приступы удушья (астму), чувствуют себя всегда усталыми, вялыми, часто болеют простудой, гриппом, не заботятся о личной гигиене, временами не реагируют на физическую боль, имеют вредные привычки: сосут пальцы, накручивают волосы на пальцы.

Слайд 8

Психологическое (Эмоциональное, словесное) насилие - это форма морального или эмоционального воздействия на субъект, вызывающая ощущение тревожности, депрессии и посттравматического стрессового расстройства. Многие даже не воспринимают его как насилие. Оно выражается в бранных словах, словах, унижающих личность и достоинство другого человека (например, « Ах ты, дрянь такая, иди сюда, кому сказала!», «Я сказала, одевай эти чертовы штаны, ослица упрямая!»), крике, угрозах («Если еще раз такое сделаешь – я тебя изобью!», «Только скажи кому- нибудь, и я тебя убью!»), повышении голоса. Разве вам не приходилось быть свидетелем того, как модная мамаша зло отчитывает свою маленькую дочь, за то, что та нечаянно ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает обнову и ведет девочку через лужи босиком. А на замечания сердобольных старушек грубо парирует: "Моя дочь, как хочу, так и воспитываю. В следующий раз будет думать". Этот вид насилия оставляют следы, отображающиеся на дальнейшей жизнедеятельности подростка. Они страдают: постоянным чувством вины, стыда, тревожностью, нервным тиком, угнетенностью, нарушением сна, страхом одиночества или социального отвержения, вспышками агрессии, резкой сменой настроения, низкой самооценкой.

СЛАЙД 9

Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. К нему относятся нежелательные поцелуи, нежелательные прикосновения к определенным частям тела, насильственный половой акт, а также вовлечение детей в занятия порнографией и проституцией.

Стоит отметить, что сейчас такая форма насилия проявляется значительно чаще, чем раньше. Определить данную форму насилия очень сложно, т.к. ребенка одолевает стыд или страх, а часто всё вместе, поэтому он не решается рассказать об этом. Сексуальное насилие бывает нескольких видов: внутрисемейное, внесемейное, уличное. Объектом может стать ребенок любого пола с ранних лет жизни. Особенность данного насилия в том, что является самым опасным. Оно серьезно травмирует психику ребенка. У жертв подобных действий падает успеваемость, они становятся замкнутыми, у них случаются беспричинные истерики. Пережитый в детстве стресс влияет на всю дальнейшую жизнь. Жертвы насилия живут меньше остальных людей, они больше подвержены психическим и физическим болезням, у них есть проблемы с социализацией.

СЛАЙД 10

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА ИЛИ ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОЙ ЗАБОТЫ  - тоже немаловажно рассмотреть.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой.

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования (в том числе и дошкольного)– это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями.

К признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение учеником школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды.

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра.

Вот один из кайских примеров. Вечером, молодая мамочка, находясь в нетрезвом состоянии, закрыла все двери на засовы, не убедившись, что ее старший сын, 5 летний ребенок, отсутствует, легла спать. Ребенок, вернувшись домой с прогулки, не смог достучаться, и, после того как вмешались взрослые, дверь открыла заспанная мамаша и стала кричать на ребенка, зачем он ушел без разрешения. Что мама очень беспокоится за него????……….

Нередко это случается в семьях,  ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Там роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Так, в одной семье 5-летняя девочка кормила свою младшую 8-месячную сестру, поскольку мать беспробудно пила и уходила из дома. Соседка научила девочку варить кашу, но девочка не могла знать, что нельзя самой есть и тем более кормить маленького ребенка немытыми незрелыми яблоками. В результате оба ребенка были госпитализированы с тяжелой формой кишечного заболевания.

 Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

СЛАЙД 11

Напомню Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

недостаточный возрасту вес и рост;

санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность;

попрошайничество;

воровство пищи;

непосещение школы, плохая успеваемость;

повышенная утомляемость, апатичность;

беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

Сегодня домашнее насилие является не таким, уж редким явлением. Случаи домашнего насилия встречаются все чаще и чаще, и оно может совершаться над детьми любого возраста. Но мы должны это предотвратить!

СЛАЙД 12

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Профилактическая работа по предупреждению насилия и жестокости в семье сложна и требует высокого профессионализма.

Профилактика – это комплекс мероприятий, направленный на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, путем повышения общего уровня психологической культуры родителей и формирование социальных установок неприемлемости насильственных форм воспитания детей в семье.

Перед вами основные способы профилактики насилия над детьми в семье:

- информирование населения относительно правильного воспитания детей, об административной и уголовной ответственности, которую родители могут нести за причинение вреда ребенку;

- оперативное реагирование на поступающую информацию о семейном насилии;

- психологическая помощь детям, подвергшимся насилию, с целью коррекции их дальнейшего поведения;

- организация реабилитационных центров для проблемных семей;

- своевременно оказанная помощь жертвам подобных действий.

Важно внимательно относиться к окружающим людям. Дети наиболее беспомощны перед взрослыми, потому при первых подозрениях о домашнем насилии над ребенком необходимо срочно принимать меры, а именно обращаться в государственные органы. Равнодушие окружающих может стоить ребенку не только здоровья, но и жизни. Очень важно вовремя фиксировать факты издевательств над ребенком и предотвращать их, используя социальные, административные и уголовные инструменты.

СЛАЙД 13

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы — индивидуальный подход и соблюдение закона.

Известно всем о существовании Детского телефона доверия 8–800–2000–122, который создан для оказания психологической помощи детям и их родителям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  По этому телефону может обратиться как пострадавший ребёнок, так и любой неравнодушный человек. Вам обязательно подскажут, как поступить правильно в той или иной ситуации.


 СЛАЙД 14

Всегда есть способ бороться с насилием. Главное, заметить его, не прятать голову в песок. Ведь мы — люди, а не страусы, и должны помогать тем, кто не в состоянии решать проблему сам. Хотя бы детям. Уверена, что насилие проявляют только слабые люди, и никакой закон не поможет исправить ситуацию, если не придет осознание и понимание каждого взрослого, что только я умею безусловно любить своего сына и дочь, могу понять их, искренне простить, помочь и показать ребенку культуру своего поведения.

СЛАЙД 15

И тогда в глазах наших детей будут искриться лучики счастья, приступы агрессии потухнут и у ребенка, и у взрослого, мир мир станет красочнее и добрее, а значит, не будет места домашнему насилию. Мне так хочется в это верить. Да и вам, наверно, тоже!

СЛАЙД 16

И в заключении проведем «Психологическую зарядку».

Уважаемые коллеги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” – поднимите вверх руки.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете, - похлопайте в ладоши. Если вы считаете себя хорошим родителем – изобразите сердечко.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - поморгайте глазами.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка, – топните ногой

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых, - улыбнитесь.

Спасибо!

СЛАЙД 17

Так пусть нашим методом воспитания станут любовь, беседа, понимание.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отсутствуют слайды, на которые есть многочисленные отсылки в публикации

0
Сегодня в 08:58