12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лезговко Людмила Алексеевна88
Работаю педагогом-психологом в коррекционной школе. Сертифицированный мастер НЛП в образовании;
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

Тренинг «Формирование истинных ценностей у девиантных подростков»


Пояснительная записка

Данное тренинговое занятие направленно на коррекцию девиантного поведения подростков. Это явление в настоящее время находится в центре внимания педагогов, психологов, воспитателей, социальных педагогов, медиков и правоохранительных органов. Искаженная система ценностей диктует подросткам формы поведения, которые чаще всего противоречат их истинным намерениям и самости самого подростка. Агрессивное, нарочито хамское поведение, чаще всего носит форму психологических защит, под которыми подросток скрывает свои истинные ценности и желания. А желание самоутвердиться, заявить о себе, самоуважение и защита своих собственных границ, желание быть понятыми и принятыми, чаще толкает их вести себя демонстративно–вызывающе.

Возможность осознания и выражения своего мнения, основанные на самоуважении и чувстве собственного достоинства, помогают подростку легче сбросить свои психологические защиты и утвердиться в социуме, как самодостаточная личность.

​​​​​​​Тренинг рассчитан на подростков 12-13 лет.

Группа: 6-10 человек

Время: 1 -2 часа.


Цель: Построение собственной системы жизненных ценностей у подростков.

Задачи:

Знакомство с базовыми жизненными ценностями.

Изучение правил построения иерархии ценностей.

Выявление своих глубинных базовых ценностей.

Коррекция девиантного поведения подростков через осознание и принятия своих истинных ценностей.

Формирование навыков выражения своих истинных потребностей

Закрепление эффективных форм поведения подростков через призму своих ценностей.

Снятие психологических защит. Мешающих подростку ставить и достигать цели, соответствующие своим ценностям и убеждениям

Формирование навыков эффективного общения в группе, основанное на уважаем ценности других.

Прогнозируемый результат

Подростки осознают и примут свою систему ценностей, выберут для себя эффективный способ общения с учителями родителями, сверстниками. Новая, закрепленная форма поведения позволит снизить уровень, тревожности, агрессивности. Повысит самооценку подростка.

В силу остроты и социальной значимости проблемы данная программа направлена на развитие личности ребенка, его успешной адаптации в обществе. Программа направлена на коррекцию девиантного поведения подростков за счет выявления собственной системы ценностей, на базе которых строятся цели и формируются убеждения. Поведение подростков диктуется их убеждениями и системой ценностей. А если становление подростка не находит правильного понимания и деликатной помощи, и поддержки со стороны взрослых, то возникает отрицательный резонанс и подросток становится на путь антилидера. Повторяющиеся формы поведения являются «слабыми местами».

Н. Пезешкиан определяет их как актуальные способности и делит их н две группы:

1. Эмоционально- ориентированные категории – первичные способности.

2. Ориентированные на психосоциальные нормы поведения- вторичные способности.

На основе содержания актуальных способностей строится Я-образ взрослого ребенка и формируется в процессе воспитания и взаимодействия в социуме. Образ становится неотъемлемой частью структуры личности, по которым человек воспринимает себя и окружающий мир и справляется с решением проблем.

Актуальные способности, это те, закрытые ресурсы, которые начинают раскрываться в процессе тренинга. Для создания личностного баланса учитываются наиболее актуальные сферы воздействия: на тело, сознание, взаимодействие, интуиция. Сферы взаимодействия нося сугубо личностный и индивидуальный характер. И у каждого субъекта они могут быть разные. Но телесные ощущения и осознанность действий и поступков - неотъемлемый компонент в создании своего «кольца баланса».


Методы использованные в реализации программы направлены на целостное воздействие через осознанность к телесным ощущениям и наоборот.

Арт-терапия, сказкотерапия, гештальт-терапия. Интегративный метод. телесно-ориентированная терапия.

Организация занятия


Оборудование:

Доска

Средства для трансляции музыки

Ватманы, карандаши, маркеры, фломастеры


При проведении тренинга необходимо учитывать, что дети знают друг друга и взаимодействуют между собой и в посттренинговом пространстве. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание соблюдение конфеденциальности. Для психолога является очень важным создание и поддержание такого личного пространства для обучения взаимодействия с другими участниками, при котором будут строго соблюдены и его собственные границы.

Включение заинтересованного воспитателя может принести положительный результат при поддержании новых навыков, приобретенных во время тренинга. Необходимо учитывать, что если взрослый не готов к изменениям, то его лучше не включать в работу.

Не следует ограничивать временем, так как запущенные процессы должны пройти все этапы и закончиться рефлексией.

Место проведения - кабинет психолога или другое помещение, где вам не будут мешать и где есть пространство для перемещения при выполнении подвижных упражнений. Стулья лучше располагать по кругу, чтобы участники видели друг друга в лицо и находились в равных правах относительно собственных границ.

Тайдт – менеджмент распределяет время тренинга на этапы, с соблюдением временных интервалов.

Содержание тренинга

Вводное слово психолога:

- о целях и задачах тренинга, перспективах, прогнозируемых результатах, которые участники должны получить в результате тренинга;

- разработка правил группы;

- диагностика и учет состояния детей на данный момент времени.

Если дети хорошо знают друг друга, то можно сделать акцент на следующих вопросах:

Хорошо ли вы знаете друг друга?

Давайте узнаем что-то новое друг о друге.

Создавая правила группы каждый участник по желанию предлагает свой вариант, предварительно подняв руку. Группа обсуждает и решает включать или не включать его в правила. Психолог может предлагать пункты, соответствующие психологическим требованиям тренинга.

Примерный план правил.

1. Соблюдение конфиденциальности (все, что говорилось на тренинге остается здесь).

2. Не осуждать, не критиковать, не оскорблять.

3. Высказывания своей точки зрения только по желанию.

4. Давать возможность высказаться, не перебивать.

5. Хочешь высказать свое мнение подними руку.

6. Не показывай свое превосходство, равноправие всех участников. говорить по кругу.

7. Говорить только от своего имени.

Вы можете добавлять свои правила можно нарисовать в виде символов и повесить на видное место. Каждое последующее занятие начинается с них.


Вводная часть.

Разминка направленна на сплочение и настрой группы.

Упражнение «Сигнал»

Цель: создать атмосферу доверия и настроиться на работу.

Содержание упражнения

Участники стоят по кругу, близко друг к другу и держаться за руки. Кто-то сжимает руку, посылает сигнал в виде быстрых, более длительных и последовательных сжатий. Сигнал передается по кругу пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны одновременно.

Упражнение «Снежный ком».

Цель упражнения: знакомство с именами участников.

Содержание упражнения:

Участники стоят по кругу, каждый называет свое имя, и бросает мяч другому участнику. Имя может быть вымышленное, псевдоним, то есть оно должно отражать то чувство, которое участник испытывает, когда к нему обращаются. Оно должно резонировать с его внутренними ощущениями себя. Бросая мяч, участник должен назвать имя предыдущего участника. Упражнение можно усложнить, добавляя к своему имени свою характеристику, черту характера или достижения, то есть то, чем вы можете гордиться и что делает вас исключительным и индивидуальным.


Основная часть

Мини- лекция. Что же такое жизненные ценности? Цели и ценности в жизни каждый человек формирует самостоятельно – сознательно или нет. Поэтому определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни очень важно. Они формируют наши убеждения, которые транслируются через поведение, коммуникацию, выставление приоритетов и построения целей. Именно в основе каждой цели лежит ценность. И оттого, какая она истинная или в ложная, своя или навязанная, зависит чьи цели и задачи мы реализуем по жизни, чьими решениями живем. Человек самоценен и сам должен для себя определить, что же для него является ценным в этой жизни? В чем смысл жизни? Что я хочу от этой жизни? К чему мне надо стремиться, чтобы этого достичь? Чтобы ответить на все волнующие вопросы, каждый должен для себя определить, что же действительно для вас важно в жизни. В зависимости от своих актуальных способностей и системы воспитания в семье, у каждого формируется своя система ценностей, то есть он будет разной. Для кого-то это деньги, жилье, одежда и еда. А для других существуют только духовные ценности. Но есть ценности, которые важны всем, без исключения. Невозможно развития, не имея в своей системе эту ценность. Невозможно любить, дружить, уважать других, если у вас другие приоритетные ценности. Это может быть карьера, деньги, успех, здоровье, семья и многое другое. Для каждого важно только то, что важно для него самого. Но необходимо отметить, что перекос в ценностях, неправильная иерархия приводит к дисбалансу к психологическому дискомфорту. Для гармоничной жизни нужен баланс между духовными и материальными. И цель каждого из вас найти его и строить цели, руководствуясь исключительно своей системой.

Упражнение «Мой любимый герой»

Цель: Определить свой ценностный актив. Выявить деструктивные стратегии поведения. Наметить пути решения.

Содержание упражнения

Я предлагаю вам вспомнить персонаж, который вы любите. Это может быть сказочный, мультипликационный герой, персонаж из книги или любимого фильма, или даже игры. Нарисуйте его. так как можете и хотите. Не обязательно создавать точную копию, погрузитесь в процесс и получите удовольствие от творчества. Используйте те цвета. которые вам нравятся. (После того как дети нарисуют психолог предлагает им взять свои рисунки и сесть в круг для обсуждения).

Посмотрите внимательно на свой рисунок и ответьте себе на вопросы. Нравиться ли вам герой? Что вам в нем нравиться? Какие черты характера вас привлекают в нем больше всего? Какие поступки он совершает? Что лежит в основе его действий, намерений. поступков и поведения? Что вам не очень нравиться в нем? Что хотелось бы вам ему добавить? дети описывают своего Каждый по очереди рассказывает про свой персонаж, показывая свой рисунок участникам.

Затем переходим ко второй части. Напишите какими ценностями ваш герой руководствуется, когда совершает поступки? В чем вы схожи? Какие его ценности вам близки? В чем вы отличаетесь от него? Какие антиценности вам в нем не нравятся? Над чем надо работать, чтобы стать лучшей версией себя?

Выберите из написанных ценностей, те что имеют отклик в вашем теле. Составьте свою систему ценностей. Для этого давайте напишем на доске общую систему, состоящую из всех озвученных ребятами при описании своих героев. Давайте вспомним и назовем все известные жизненные ценности? (Участники должны вспомнить все значимые для их героев ценности, которые записываются на интерактивной доске (любовь, здоровье, карьера, учеба, дружба, семье, верность, надежда, деньги, свой дом, хобби, самореализация, порядочность, жизнь, родители, друзья, честь).

Посмотрите, как много жизненных ценностей мы назвали.


Рефлексия

Упражнение «Рисуем ценности»

Цель упражнения: эмоциональная разрядка после упражнения, сплочение коллектива, закрепление навыков работы в группе при тесном взаимодействии.

Описание упражнения: ученики стараются изобразить самые главные ценности жизни, значимые для них. На 2-х листах ватмана, скрепленных между собой в единое полотно, ребята рисуют ценности.

Работа проводится одновременно всеми учениками.

Упражнение «Ладошка»

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций, рефлексия.

Описание упражнения: каждый участник тренинга обводит на листе бумаги контур своей ладони. В центре ладони пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем, по команде ведущего, листочки с ладошками передаются по кругу. Очередной лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладошки) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладошки или хорошие пожелания на будущее. Так пройдя через весь круг, листок возвращается хозяину.


Психолог: Наше занятие подходит к концу. Ребята, поделитесь своими впечатлениями о нем. Что вам понравилось, что не понравилось? Изменилось ли ваше отношение к жизни? Что вы узнали нового для себя и, будете ли использовать эти новые знания в своей жизни? (ребята высказываются по кругу).

Всем спасибо за активную работу, искренность.

Желаем вам успехов и удачи в жизни. Надеемся, что наше занятие было полезным для вас.

До свидания!



Опубликовано в группе «Дети с ОВЗ в школе. Работа педагога-психолога с особыми детьми.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.