Формирование гражданской идентичности у подростков как базового личностного УУД

5
0
Материал опубликован 8 February 2020

Актуальность темы. Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. В этих условиях Александр Григорьевич Асмолов выделяет семь основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, (не буду все их перечислять, они доступны в Интернете)  Одной из этих задач является  целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

В своем выступлении я попытаюсь ответить на четыре вопроса:

1. Что такое гражданская идентичность?

2. Какова структура гражданской идентичности?

3. Гражданская идентичность как предполагаемый результат личностного развития в Федеральных государственных образовательных стандартах.

4. Как формируется гражданская идентичность у подростков? (направления, формы).

Чаще всего гражданская идентичность в педагогической науке понимается так: 

- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта; 

- тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства; 

- является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел).

 Сегодня в основе стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений

В материалах Всероссийского семинара «Актуальные проблемы введения и реализация ФГОС общего среднего образования» обозначены функции гражданской идентичности: интеграция в единую общность; самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; функция, реализующая аффилиативную потребность в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью, позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество, которое проявляется в политической и гражданской активности личности. Таким образом, гражданская идентичность выполняет защитную функцию и функцию самореализации и самоактуализации. 

Понятие «гражданская идентичность», по мнению ряда исследователей, в частности Александра Григорьевича Асмолова, включает в себя четыре основных элемента:

  • когнитивный (познавательный);
  • аксиологический (ценностно-ориентировочный); 
  • коннотативный (эмоционально-оценочный);
  • поведенческий (деятельностный).

Когнитивный компонент образует знания о том, кто такой гражданин, о гражданской общности, о государственной символике; знания и представления по истории Отечества и его культурных традициях, о политических событиях, происходящих в государстве, о партиях и общественных движениях в стране, о законах и другое. Я согласна с А А Логиновой, что именно когнитивный компонент является базой для развития мотивов действий и поступков, содержание которых составляют отношения, адекватные явлению гражданской идентичности. 

Ценностно-ориентировочный компонент – это наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности к социальной, этнической группе, это   отношение к Родине, Отечеству, к человеку как гражданину; воспитание любви к Родине, Отечеству, уважения к истории Отечества, к своей и иной культуре, к другим народам).  Содержание ценностного отношения гражданской идентичности как личностного образования школьника образуют такие ценности, как: «родина», «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «человек как гражданин», «гордость», «справедливость», «любовь к Отечеству, к гражданскому сообществу», «привязанность к малой родине», «правопорядок», «законопослушание», «преданность». 

Эмоционально-оценочный компонент гражданской идентичности личности – это принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства; он отражает рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения. 

Деятельностный компонент – это реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность; участие в социально значимой деятельности. Содержание деятельностного компонента образуют действия и поступки гражданского содержания: участие в гражданских акциях, митингах, социальных проектах, в субботниках по благоустройству города, соблюдение общественного порядка и другое.

Федеральные Государственные Образовательные стандарты направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

В результате внедрения федерального государственного образовательного стандарта  учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:  сформированность гражданской позиции,  патриотизма и любви к своей стране, уважения к Родине, знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности, знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества. У учеников должно быть сформированно  уважительное, осознанное и доброжелательного отношения не только к другому гражданину своей страны, но и к любому другому индивиду, к его жизненной позиции, мировоззрению, ценностям, культуре,  вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми, уметь выслушать мнения другого человека и сформулировать свою обоснованную точку зрения.

Выпускники образовательных учреждений, обучающиеся по новым стандартам, должны выступать как сознательные, активные и ответственные члены российского общества, осознающие и принимающие свою ответственность за благосостояние своей страны уважающего законы и правопорядок, обладающие чувством ответственности и собственного достоинства, и ориентированы на усовершенствование и модернизацию российского гражданского общества в контексте развивающихся мировых процессов, способных противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни и готовых защищать и отстаивать интересы своей страны.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Однако, нестабильная социальная ситуация, часто возникающие этнические и межнациональные конфликты в отдельных регионах, преобладание «знаниевой» парадигмы в отечественной системе образования на протяжении нескольких десятилетий, возрастные особенности подростков (юношеский максимализм, неадекватность восприятия, нетерпимость чужого мнения и тому подобное, проявления детской жестокости) приводят к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому проблема гражданской идентичности как основного элемента укрепления государственности и патриотизма, как никогда, актуальна.

Но «изобретать велосипед» нет необходимости. Формирование гражданской идентичности неразрывно связано с традиционными направлениями воспитания. Предлагаю ознакомиться с опытом воспитания подростков на примере объединения флотской направленности «Рулевые-мотористы».

Кружок «Рулевые-мотористы» существует с 1971 года, с момента основания Клуба юных моряков (ныне Детско-юношеский центр «Каскад»). Юные моряки и речники изучают историю речного и морского флота нашей страны, классификацию, назначение и устройство судов, овладевают основами теории по специальности. Весной занятия переносятся на учебное судно «Юнга Камы», где в процессе судоремонтной практики юнги готовят теплоход и шлюпки к навигации. В летний период под руководством опытного экипажа курсанты проходят судоводительскую практику – управляют двухпалубным пассажирским теплоходом, несут ходовые и стояночные вахты, участвуют в длительных походах на учебном судне.

1. Мы пытаемся решать проблему гражданской инициативы и активности, формирования гражданской идентичности личности обучающихся, поддерживая детское самоуправление, используя возможности профильных (судоводительских, судоремонтных, шлюпочных) и трудовых лагерей. В отделе уже в течение четырнадцати лет действует орган ученического самоуправления – Совет старшин. В него входят старшины групп 1-4 курса, избранные собранием группы и педагоги отдела. Совет старшин планирует и координирует организационно-массовую деятельность отдела, анализирует деятельность курсов, групп и каждого курсанта в отдельности, координирует и контролирует работу старшин курсов, ходатайствует перед педагогическим советом ДМЦ о поощрении отличившихся курсантов. В условиях судоводительской и судоремонтной практики в компетенции Совета входит составление расписания стояночных и ходовых вахт, распределение экипажей по определенным видам работ, назначение старшин временных трудовых формирований (вахтенная служба, камбузный наряд, трудовая или строительная бригада, шлюпочный экипаж).  Здесь каждому курсанту предоставляется возможность проявить свои лидерские, организаторские качества. Ведь любой старшина группы или председатель Совета старшин время от времени становится простым членом камбузного наряда или ремонтной бригады шлюпок, а любой из курсантов – старшиной трудовой бригады, вахты или наряда. Для них это уже не игра – это жизнь. Они остро осознают ответственность за порученное дело, за результат работы всего экипажа. В этих условиях проявляются лучшие качества курсантов: точность, аккуратность, деловитость, собранность, исполнительность в содружестве с инициативностью.

2. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание обучающихся – формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности; чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права. «Кодекс морского офицера», «Законы морского братства» – основа формирования ценностно-смысловых установок у наших курсантов. Воспитываясь на примерах отечественной и мировой истории флота, лучших примерах поддержки и взаимовыручки современных моряков, подростки приобретают позитивный опыт,  делают важные для себя шаги в ситуациях морального выбора.

3. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, его героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов; формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве;  знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город, край – происходит как в ходе изучения раздела «История флота» моей авторской образовательной программы «Рулевые-мотористы», так и во внеурочной деятельности – через общение с ветеранами войны и флота; создания учебно-исследовательских, научно-исследовательских и проектных работ по темам краеведения, истории флота, истории семьи, школы, улицы, города; посещения исторических мест, памятников истории и культуры; организация «трудовых десантов» в памятных местах, уход за могилами ветеранов и др.

4. Политико-правовое воспитание – предполагает осведомленность и ориентацию обучающихся в политических событиях, происходящих в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга, правовая компетентность в соответствии с возрастом. Изучая историю флота, проводя аналогии исторических событий и современности, курсанты учатся адекватно оценивать происходящее, понимать и толерантно относится к шагам правительства и ВС по укреплению мира во всем мире. Выпускники объединения «Рулевые-мотористы» получают рекомендации в военкомат для прохождения службы в ВМФ.

5. Трудовое (профессионально-деятельностное) воспитание – формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека; формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

Для воспитанников кружка в весенний и осенний период организуется судоремонтная практика, а в летний период судоводительская практика на двухпалубном пассажирском учебном судне «Юнга Камы». Цель профильного лагеря состоит в развитии предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, необходимых в любой профессиональной деятельности. Форма, в которую облекается жизнь подростка в профильной лагере, отвечает его потребностям в общении со сверстниками и взрослыми, в увлекательном труде и деятельном насыщенном досуге, в ощущении своей успешности и значимости. Для курсантов третьего и четвертого курса практика проходит в форме трудового отряда (в рамках муниципального проекта организации временной трудовой занятости подростков «Трудовое лето»). При прохождении практики курсанты применяют знания, полученные на теоретических занятиях в зимний период, приобретают практические навыки по профессии рулевого-моториста (подготовка судна, судовых двигателей и систем к навигации, управление судном на ходу, ходовые и стояночные вахты, ежедневные общесудовые приборки, обслуживание судовых силовых установок, отработка судовых тревог, шлюпочно-такелажная практика матроса, несение вахт в составе камбузного наряда). Но с педагогической точки зрения особо важно то, что выполняемые ими работы по техническому обслуживанию теплохода и обеспечению безопасности пассажиров-детей во время прогулочных рейсов теплохода носят общественно значимый характер, создают условия для определенной социальной и коммуникативной практики подростков. У курсантов формируется мотивация к трудовой деятельности, проявляются комбинаторные и конструктивные способности в технике. 

Для большинства наших курсантов не стоит вопрос «Кем быть?». Основное направление выбрано – «флот» или «техника».  Именно здесь начинается новый этап работы по коррекции их стремлений в профессию в соответствии со способностями и склонностями, которые они проявили в каком-либо виде деятельности. Поэтому профориентационная работа начинается с первого курса. Курсанты знакомятся с судовыми профессиями, условиями труда и быта моряков и речников, постигают все не только в теории, но и на практике, приобретают знания и умения по родственным или смежным дисциплинам. С третьего курса воспитанникам предлагается сквозной курс «Уроки выбора профессии», они ежегодно проходят психологическое тестирование и медицинский осмотр. В итоге к выпуску курсанты определяются с профессией. Это подтверждается и данными диагностики (опросник проф. В.Б Успенского, опрос выпускников-студентов ССУЗов и ВУЗов): 95-97% выпускников ДМЦ к моменту завершения обучения четко определились в выборе профессии.

Если же случилось так, что курсант не годен по состоянию здоровья на флот (речной, морской, военный), то за счет расширение рамок содержания образования он может быть сориентирован на получение родственных специальностей. Курсанты-юноши (при желании) по договору с Горвоенкоматом  обучаются в автошколе РОСТО и получают водительские права категории «С». Это позволяет им призываться на службу всё же в ВМФ (в береговые части, автоводителем-автомехаником). По возвращении им, имея дополнительную специальность, проще трудоустроиться, получить водительские права категории «В» или «Д». 

Девушки, изучив на 3 курсе основы первой доврачебной помощи и «Школы судового кока», могут применить полученные знания в первом случае – для помощи себе и близким в экстремальных ситуациях, во втором – совершенствовать умения по приготовлению пищи в отличных от домашней кухни условиях (на костре, в условиях судового камбуза и в том числе для большого числа человек). Иногда для них это становится первой «профессиональной пробой» и может повлиять на выбор будущей профессии.

6. Физкультурно-спортивное воспитание (в том числе, допризывная подготовка к выполнению конституционного воинского долга) – знание и соблюдение правил личной безопасности, соблюдение норм ЗОЖ, позитивная мотивация к поддержанию и укреплению здоровья, физической формы, понимание необходимости хорошего физического состояния для служения Отечеству, регулярные физические занятия. Юнги ежегодно участвуют в городских соревнованиях по морскому и спасательному многоборью, военно-спортивных играх «Зарница» и «День разведчика».

7. Экологическое воспитание. Связь задач экологического воспитания обучающихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование осознания высокой ценности жизни, потребности обучающихся сохранять и улучшать окружающую природную среду своей малой родины, обучение экологически сообразному поведению. Наши юнги принимают деятельное участие в санитарных субботниках по очистке улиц города, берегов рек Кама, Зырянка, Яйва в  местах традиционного отдыха горожан, пляжей, через разработку и распространение информационно-агитационных материалов экологического содержания, участие в озеленении территории учреждения и базы стоянки теплохода.

Конечно, существуют и другие способы, пути формирования у детей и подростков патриотизма и гражданской идентичности. В каждом конкретном случае могут применяться те или иные средства и методы, однако, в любом случае, цель одна – чтобы наш выпускник не был «Иваном, не помнящим родства», не проявлял потребительского отношения к Родине, воспитавшей его, а был достойным гражданином, крепко и уверенно стоял на своем корабле – Корабле Жизни.




Список литературы.

  1. Антуфьева, О. А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. 5-11 классы: Метод. пособие / О. А. Антуфьева, Т. А. Фалькович, Л. А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2006. – 166 с.
  2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
  3. Воронова Е. Патриотическое воспитание в современной школе: Программы, мероприятия, игры / Е.Воронова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -  288 с. – (Сердце отдаю детям).
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год от 10 июля 1992 года № 3266-1
  5. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.
  6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. – 992с.
  7. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
  8. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / [авт.-сост. А. Н. Вырщиков и др.]. – М.: Глобус, [2007]. - 330 с. - (Серия «Воспитательная работа»).
  9. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
  10. Симонян Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию. // Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. В.Я. Ядова. М., 1994, с. 68-79.
  11. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование — М.:ЦСО РАО, 1997.
  12. Федеральный  государственный образовательный стандарт для основной школы.




Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации