Профилактика суицидальных наклонностей среди подростков
Методическая разработка по теме «Профилактика суицидальных наклонностей среди подростков»
Автор разработки:
Селивёрстова Мария Сергеевна,
методист, педагог дополнительного образования
Подростки 14-18 лет | |
Период проведения комплекса мероприятий | Сентябрь-май |
Цель комплекса мероприятий, сформулированная по технологии SMART | Создание системного подхода для профилактики распространения суицидальных наклонностей среди подростков , посредствам комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. |
Задачи комплекса мероприятий, вытекающие из обозначенной цели и направленные на её достижение | -выявление детей «группы риска», - обучение подростков методам релаксации и саморегуляции. - установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком: достижение способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний друг друга. - формирование у учащихся позитивного образа «Я» |
Ожидаемые результаты комплекса мероприятий (не менее трёх, в соответствии с целью и задачами программы) | -составление базы данных подростков «группы риска» -снижение количества подростков с суицидальными наклонностями - оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде - формирование у подростков положительной «Я-концепции», опыта самопознания и личностной самооценки. |
Перечень мероприятий общепрофилактического характера: наименование, формат, краткое описание, ожидаемый результат (не менее трёх мероприятий) | -семинар для педагогов «Обучение методам превентивной работы» (нацеливание педагога на развитие личностного потенциала каждого ученика, создание условий для самораскрытия возможностей ребенка в коллективе, развитие самоуважения и уверенности в себе) Ожидаемые результаты: содействие в адаптации ребенка в учреждении образования. -Круглый стол по взаимодействию специалистов образовательного учреждения, межведомственному взаимодействию (привлечение социалистов КДН, психологов, инспектор ПДН, социальный педагог, пед. доп образования и тд) Ожидаемые результаты: комплексный подход для решения проблем ребенка, выработка стратегии помощи. - Тестирование, наблюдение, анкетирование (Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации) Ожидаемые результаты: создание базы данных по социально-неблагополучным семьям. |
Перечень мероприятий адресного характера: наименование, формат, краткое описание, ожидаемый результат (не менее двух мероприятий) | 1. организация мини-тренингов: (способы снятия усталости, преодоления тревоги, способы решения конфликтов, стресс в жизни человека и тд) Ожидаемые результаты: формирование активного самосознания и навыков волевой саморегуляции; личностный рост, раскрытие творческого потенциала; развитие рефлексии как процесса познания и понимания подростком самого себя. 2. Правовые классные часы: (беседы «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Знаешь ли ты свои права и обязанности») Ожидаемые результаты: развитие, становление и укрепление гражданской позиции, отрицательное отношение к правонарушениям, понимание своих прав и обязанностей) 3. Родительский тренинг «Профилактическая помощь по проблемам подросткового суицида» (упражнения «Приветствие», «Заключение контракта», «нужные слова», мини-лекция с обсуждением, «мозговой штурм», обсуждение, рефлексия) Ожидаемые результаты: расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком, воспитывать уважение к личности ребенка и понимание его проблем. |
Перечень мероприятий индивидуального характера: наименование, формат, краткое описание, ожидаемый результат (не менее одного мероприятия) | Индивидуальные консультации «Мои интересы» Ожидаемые результаты: расширение круга интересов. определение занятий, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость) Индивидуальные беседы и консультации инспектора ПДН с подростками. Ожидаемый результат: понимание уголовной ответственности за свои действия . Ведение дневника «Мои эмоции». Подростки описывают свои эмоции в дневнике, обсуждают на индивидуальной беседе с педагогом-психологом, делают выводы, педагог-психолог дает советы по коррекции эмоций. Ожидаемый результат: развитие способности выражать свое состояние и понимать эмоции другого человека. |
Перечень планируемых соорганизаторов и партнёров мероприятий с обоснованием необходимости привлечения | Классный руководитель, социальный педагог, педагоги-психологи, педагоги-организаторы для организации и проведения профилактических мероприятий |
Перечень привлекаемых к работе спикеров и лекторов с обоснованием необходимости привлечения | Социальный педагог, педагоги-психологи инспектор ПДН, инспектор КДН для проведения профилактических бесед с подростками; |
Организация медиасопровождения мероприятий: виды и способы медиаосвещения профилактических мероприятий, создания и распространения позитивного профилактического контента | Памятки, листовки, буклеты, видеозаписи лекций, размещение фото мероприятий, направленных на профилактику суицидальных наклонностей подростков, анонсы профилактических мероприятий: - Официальный сайт организации; - официальная группа организации ВКонтакте; |