12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Еголина ЕА59

Тема: Разряды имен прилагательных по значению.

6 класс.

Цель: отработка навыков различения качественных и относительных прилагательных по их основным дифференцирующим признакам.

Средний уровень сложности, индивидуальное задание.

Рекомендуемое время выполнения – 20 минут.

Способ проверки – устный опрос класса.

 

Внизу тесно плескалась о кирпичные стены домов с кромкой соляной накипи веселая бутылочная вода канала. Поверху все было залито желтком солнца: крыши соседних домов (крапчатая, буро-красно-черная короста черепицы, старинные печные трубы, похожие на поднятые к небу фанфары), балконы с провисшими, груженными мокрым бельем веревками, вчерашний мост, как вздыбленный жеребенок... и все ежесекундно под этим солнцем менялось... Нижние этажи еще погружены были в глубокую фиолетовую тень, но в воде, как в желе, подрагивали облитые солнцем верхние этажи с двумя витыми балкончиками и дрожал краснокирпичный мостик.

Снизу от воды поднимались детские голоса и восторженный собачий лай.

Перегнувшись через подоконник и вспугнув этим двух серо-фиолетовых голубей с изумленными глазами, она увидела парадное соседнего дома, ступени которого уходили прямо в воду. К узкому деревянному причалу перед парадным была пришвартована небольшая лодка с крытой досками палубой, по которой прыгали две девочки, лет пяти и семи. Обе они были в легких пальтишках и, что-то выкрикивая или припевая, по очереди прыгали с палубы катера на каменные плиты подъезда и обратно. Тут же мельтешила суетливым пушистым хвостом черная собачонка, с каждым прыжком приходившая в такой ярый восторг, что лай становился нестерпимым – браво, брависсимо, брависсимо!!!

Д. Рубина «Высокая вода венецианцев».

Задание: выписать прилагательные из текста прилагательные, разделив их на две группы: качественные и относительные. Объяснить свою точку зрения, указывая для качественных прилагательных – на возможность образования краткой формы; образования степеней сравнения; употребления с наречиями меры и степени; для относительных – на тематическую группу (материал, место, время); с примерами. Какое относительное прилагательное употреблено в тексте в значении качественного? Составьте сложное предложение, в котором оно будет употреблено в прямом значении.

КАЧЕСТВЕННЫЕ

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

веселая – очень веселая

бутылочная* (перен) – совершенно бутылочная

крапчатая – самая крапчатая

буро-красно-черная – самая буро-красно-черная – очень черная

старинные – самые старинные

глубокую – очень глубокую

фиолетовую – более фиолетовую

восторженный – более восторженный

серо-фиолетовых – более серо-фиолетовых

узкому - узок

небольшая – очень небольшая

легких – более легких

суетливым – самым суетливым

пушистым - пушист

черная - чёрен

ярый – самый ярый

нестерпимым – боле нестерпимым

кирпичные - материал

соляной - материал

соседних - место

печные – отношение к предмету

вчерашний - время

верхними - место

краснокирпичный - материал

нижние - место

витыми – отношение к действию

детские – отношение к лицу/предмету

соседнего - место

деревянному - материал

каменные - материал

* «Бутылочный» в тексте употреблено в значении «цвета бутылочного стекла», темная.

Я сел и задумался, малыш у моих ног играл круглым осколком бутылочного (относит.) стекла.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.