Домашнее задание по русскому языку на тему «Разряды имен прилагательных по значению» (6 класс)
Тема: Разряды имен прилагательных по значению.
6 класс.
Цель: отработка навыков различения качественных и относительных прилагательных по их основным дифференцирующим признакам.
Средний уровень сложности, индивидуальное задание.
Рекомендуемое время выполнения – 20 минут.
Способ проверки – устный опрос класса.
Внизу тесно плескалась о кирпичные стены домов с кромкой соляной накипи веселая бутылочная вода канала. Поверху все было залито желтком солнца: крыши соседних домов (крапчатая, буро-красно-черная короста черепицы, старинные печные трубы, похожие на поднятые к небу фанфары), балконы с провисшими, груженными мокрым бельем веревками, вчерашний мост, как вздыбленный жеребенок... и все ежесекундно под этим солнцем менялось... Нижние этажи еще погружены были в глубокую фиолетовую тень, но в воде, как в желе, подрагивали облитые солнцем верхние этажи с двумя витыми балкончиками и дрожал краснокирпичный мостик.
Снизу от воды поднимались детские голоса и восторженный собачий лай.
Перегнувшись через подоконник и вспугнув этим двух серо-фиолетовых голубей с изумленными глазами, она увидела парадное соседнего дома, ступени которого уходили прямо в воду. К узкому деревянному причалу перед парадным была пришвартована небольшая лодка с крытой досками палубой, по которой прыгали две девочки, лет пяти и семи. Обе они были в легких пальтишках и, что-то выкрикивая или припевая, по очереди прыгали с палубы катера на каменные плиты подъезда и обратно. Тут же мельтешила суетливым пушистым хвостом черная собачонка, с каждым прыжком приходившая в такой ярый восторг, что лай становился нестерпимым – браво, брависсимо, брависсимо!!!
Д. Рубина «Высокая вода венецианцев».
Задание: выписать прилагательные из текста прилагательные, разделив их на две группы: качественные и относительные. Объяснить свою точку зрения, указывая для качественных прилагательных – на возможность образования краткой формы; образования степеней сравнения; употребления с наречиями меры и степени; для относительных – на тематическую группу (материал, место, время); с примерами. Какое относительное прилагательное употреблено в тексте в значении качественного? Составьте сложное предложение, в котором оно будет употреблено в прямом значении.
КАЧЕСТВЕННЫЕ |
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ |
веселая – очень веселая бутылочная* (перен) – совершенно бутылочная крапчатая – самая крапчатая буро-красно-черная – самая буро-красно-черная – очень черная старинные – самые старинные глубокую – очень глубокую фиолетовую – более фиолетовую восторженный – более восторженный серо-фиолетовых – более серо-фиолетовых узкому - узок небольшая – очень небольшая легких – более легких суетливым – самым суетливым пушистым - пушист черная - чёрен ярый – самый ярый нестерпимым – боле нестерпимым |
кирпичные - материал соляной - материал соседних - место печные – отношение к предмету вчерашний - время верхними - место краснокирпичный - материал нижние - место витыми – отношение к действию детские – отношение к лицу/предмету соседнего - место деревянному - материал каменные - материал |
* «Бутылочный» в тексте употреблено в значении «цвета бутылочного стекла», темная.
Я сел и задумался, малыш у моих ног играл круглым осколком бутылочного (относит.) стекла.