Домашнее задание на тему «Основы математической логики. Логические операции»
Тема: «Основы математической логики. Логические операции»
Автор работы: Федотова К.А., преподаватель
Пояснительная записка
Учебные пособия и задачники в основном насыщены задачами-приказами, направленными на выполнение каких-либо конкретных действий. В силу данного факта акцент делается в основном на освоение учащимися лишь технических навыков. Поэтому особое внимание я стараюсь уделять заданиям на основе технологии укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева. В рамках работы с укрупнённой дидактической единицей учащиеся поимо выполнения стандартных заданий, основанных лишь на имеющихся у них знаниях, выполняют целый перечень действий, родственных действиям математика-исследователя, а именно: самостоятельной формулируют задачи, работают с аналогичными задачами, с взаимообратными утверждениями, получают обобщения многих математических фактов.
В алгебре логики исследования тесно связаны с понятием высказывания. Однако не рассматривается конкретное содержание высказывания, важным является только факт его истинности или ложности.
Целью выполнения данного домашнего задания является формирование представлений об алгебре высказываний и основных логических операциях, формирование навыка построения таблиц истинности различных логических операций.
Домашнее задание предназначено для обучающихся первого курса по специальностям 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы и 09.02.07. Информационные системы и программирование.
Данное задание можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Возможна следующая реализация работы с данными заданиями: группа обучающихся разбивается на три команды. Одной команде предлагаются задачи 1-3, связанные с конъюнкцией, второй – задачи 1-3 для дизъюнкции, третьей – для импликации. Время на выполнение данного домашнего задания установить довольно сложно, поскольку каждый обучающийся работает в своем темпе.
Проверку правильности выполнения заданий необходимо осуществить в начале следующего занятия в процессе фронтального обсуждения.
В данной работе представлены задания и примерный принцип их решения.
Задача 1. Заполните таблицу 1 истинности для логической операции конъюнкции
Таблица 1 – Исходная таблица для задачи 1
|
|
|
0 | 1 | |
1 | 0 | |
0 | 0 | |
1 | 1 | |
Решение. Мы видим, что варианты истинности и ложности высказываний и расположены не в стандартном порядке.
По определению логической операции конъюнкции, имеем, что составное высказывание, полученное в результате операции логического умножения истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания (таблица 2)
Таблица 2 – Таблица истинности
|
|
|
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Задача 2. Часть таблицы истинности для конъюнкции нечаянно стёрли с доски, так что осталась таблица 3.
Таблица 3 – Исходная таблица для задачи 2
|
|
|
1 | | |
| | 1 |
| | |
| | |
Восстановите таблицу истинности. Сколько решений имеет задача?
Решение. Последний столбец должен быть заполнен нулями по определению конъюнкции. Получаем таблицу 4.
Таблица 4 – Промежуточные результаты решения задачи 2
|
|
|
1 | | 0 |
| | 1 |
| | 0 |
| | 0 |
По той же причине вторая строка должна быть заполнена единицами, поскольку составное высказывание, полученное в результате логического умножения истинно тогда и только тогда, когда оба простых высказывания являются истинными. Таким образом, получаем таблицу 5.
Таблица 5 – Промежуточные результаты решения задачи 2
|
|
|
1 | | 0 |
1 | 1 | 1 |
| | 0 |
| | 0 |
В клетке должен стоять 0, так как нам известно, что простое высказывание истинно, и следовательно составное высказывание является истинным тогда и только тогда, когда простое высказывание будет ложным (таблица 6).
Таблица 6 – Промежуточные результаты решения задачи 2
|
|
|
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
| | 0 |
| | 0 |
Остаток первого столбца заполняем 0, поскольку простое высказывание в данном случае может принимать в двух случаях истинные значения, а в двух других – ложные. В результате выполнения данной последовательности действий, получим таблицу истинности (таблица 7)
Таблица 7 – Промежуточные результаты решения задачи 2
|
|
|
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
0 | | 0 |
0 | | 0 |
В двух оставшихся клетках может стоять либо пара , либо пара . Таким образом, задача имеет два решения.
Первое решение имеет вид, представленный в таблице 8.
Таблица 8 – Первое решение задачи 2
|
|
|
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
Второе решение имеет вид, представленный в таблице 9.
Таблица 9 – Второе решение задачи 2
|
|
|
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 |
Задача 3. Часть таблицы истинности для логической операции конъюнкция нечаянно стёрли с доски, так что осталась таблица 10.
Таблица 10 – Исходная таблица для задачи 3
|
|
|
| | |
| | |
| | 1 |
| | |
Восстановить таблицу истинности. Сколько решений имеет данная задача?
Решение. По определению конъюнкции последний столбец должен быть заполнен нулями, а третья строка – единицами. В результате получаем таблицу 11.
Таблица 11 – Промежуточные результаты решения задачи 3
|
|
|
| | 0 |
| | 0 |
1 | 1 | 1 |
| | 0 |
Теперь необходимо разместить три пары , и по трём незаполненным строкам. Вариантов таких размещений всего 6. Действительно, пару можно поместить в одну из трёх строк: первую, вторую или четвёртую. Если выбрать одну из строк, то вторую пару можно поместить в одну из двух оставшихся строк. Местоположение третьей пары определяется однозначно.
Данное решение можно отобразить с помощью графа (рис. 1):
Рис.1. Граф решений для задачи 3
Задача 4. Сформулируйте и решите задания, аналогичные заданиям 1-3 для дизъюнкции.
Наводящее соображение. Вероятно, что значение «истина» играет особую роль для логической операции конъюнкции, потому что встречается только один раз в последнем столбце таблицы истинности. Для дизъюнкции такую роль играет значение «ложь».
Формулировка задания 4.1. Заполните таблицу истинности для логической операции дизъюнкции (таблица 12).
Таблица 12 – Исходная таблица для задачи 4.1
|
|
|
0 | 1 | |
1 | 1 | |
1 | 0 | |
0 | 0 | |
Решение. Мы видим, что варианты истинности и ложности высказываний и расположены не в стандартном порядке.
По определению логической операции дизъюнкции, имеем, что составное высказывание, полученное в результате операции логического сложения истинно тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний (таблица 13).
Таблица 13 – Результат решения задачи 4.1
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 |
Формулировка задания 4.2. Часть таблицы истинности для дизъюнкции нечаянно стёрли с доски, так что осталась таблица 14.
Таблица 14 – Исходная таблица для задачи 4.2
|
|
|
0 | | |
| | |
| | 0 |
| | |
Восстановите таблицу истинности. Сколько решений имеет задача?
Решение. Последний столбец должен быть заполнен единицами по определению дизъюнкции. Получим таблицу 15.
Таблица 15 – Промежуточные результаты решения задачи 4.2
|
|
|
0 | | 1 |
| | 1 |
| | 0 |
| | 1 |
По той же причине третья строка должна быть заполнена нулями, поскольку составное высказывание, полученное в результате операции логического сложения ложно только в том случае, когда оба входящих в него простых высказывания являются ложными. Таким образом, получаем таблицу 16.
Таблица 16 – Промежуточные результаты решения задачи 4.2
|
|
|
0 | | 1 |
| | 1 |
0 | 0 | 0 |
| | 1 |
В клетке должна стоять 1, так как нам известно, что простое высказывание ложно, и следовательно составное высказывание является истинным тогда и только тогда, когда простое высказывание будет истинным. Получаем таблицу 17.
Таблица 17 – Промежуточные результаты решения задачи 4.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
| | 1 |
0 | 0 | 0 |
| | 1 |
Остаток первого столбца заполняем 1, поскольку простое высказывание в данном случае может принимать в двух случаях истинные значения, а в двух других – ложные. В результате выполнения данной последовательности действий, получим таблицу 18.
Таблица 18 – Промежуточные результаты решения задачи 4.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | | 1 |
0 | 0 | 0 |
1 | | 1 |
В двух оставшихся клетках может стоять либо пара , либо пара . Таким образом, задача имеет два решения.
Первое решение имеет вид, представленный в таблице 19.
Таблица 19 – Первое решение задачи 4.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Второе решение имеет вид, представленный в таблице 20.
Таблица 20 – Второе решение задачи 4.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 |
Формулировка задания 4.3. Часть таблицы истинности для логической операции дизъюнкции нечаянно стёрли с доски, так что осталась таблица 21.
Таблица 21 – Исходная таблица для задачи 4.3
|
|
|
| | |
| | 0 |
| | |
| | |
Восстановить таблицу истинности. Сколько решений имеет данная задача?
Решение. По определению дизъюнкции последний столбец должен быть заполнен единицами, а вторая строка – нулями. В результате получаем таблицу 22.
Таблица 22 – Промежуточные результаты решения задачи 4.3
|
|
|
| | 1 |
0 | 0 | 0 |
| | 1 |
| | 1 |
Теперь необходимо разместить три пары , и по трём незаполненным строкам. Вариантов таких размещений всего 6. Действительно, пару можно поместить в одну из трёх строк: первую, третью или четвёртую. Если выбрать одну из строк, то вторую пару можно поместить в одну из двух оставшихся строк. Местоположение третьей пары определяется однозначно.
Данное решение можно отобразить с помощью графа (рис. 2):
Рис.2. Граф решений для задачи 4.3
Задача 5. Сформулируйте и решите задания, аналогичные заданиям 1-3 для импликации.
Наводящее соображение. Импликация похожа на конъюнкцию и дизъюнкцию в том отношении, что в последнем столбце таблицы истинности одно значение истинности встречается трижды, а другое значение – только один раз.
Формулировка задания 5.1. Заполните таблицу истинности для логической операции импликации (таблица 23).
Таблица 23 – Исходная таблица для задачи 5.1
|
|
|
1 | 0 | |
0 | 0 | |
1 | 1 | |
0 | 1 | |
Решение. Мы видим, что варианты истинности и ложности высказываний и расположены не в стандартном порядке.
По определению логической операции импликации, имеем, что составное высказывание, полученное в результате операции логического следования ложно тогда и только тогда, когда из истинного высказывания следует ложное. Таким образом, получаем таблицу истинности (таблица 24).
Таблица 24 – Результат решения задачи 5.1
|
|
|
1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 |
Формулировка задания 5.2. Часть таблицы истинности для импликации нечаянно стёрли с доски, так что осталась таблица 25.
Таблица 25 – Исходная таблица для задачи 5.2
|
|
|
0 | | |
| | 0 |
| | |
| | |
Восстановите таблицу истинности. Сколько решений имеет задача?
Решение. Последний столбец должен быть заполнен единицами по определению импликации. Получаем таблицу 26.
Таблица 26 – Промежуточные результаты решения задачи 5.2
|
|
|
0 | | 1 |
| | 0 |
| | 1 |
| | 1 |
По той же причине вторая строка должна быть заполнена парой соответственно, поскольку составное высказывание, полученное в результате операции логического следования ложно тогда и только тогда, когда из истинного высказывания следует ложное. Таким образом, получаем таблицу 27.
Таблица 27 – Промежуточные результаты решения задачи 5.2
|
|
|
0 | | 1 |
1 | 0 | 0 |
| | 1 |
| | 1 |
В клетке может стоять как 0, так и 1, поскольку и в том, и другом случае сложное высказывание, полученное в результате операции импликации будет истинным. Получаем две таблицы (таблицы 28, 29).
Таблица 28 – Промежуточные результаты решения задачи 5.2
|
|
|
0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 |
| | 1 |
| | 1 |
Таблица 29 – Промежуточные результаты решения задачи 5.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
| | 1 |
| | 1 |
Теперь необходимо разместить пары и по двум незаполненным строкам таблицы 28. Вариантов таких размещений всего 2. Действительно, пару можно поместить в одну из двух строк: третью или четвёртую. Местоположение второй пары определяется однозначно.
Таким образом, получаем первое решение, которое представлено в таблице 30.
Таблица 30 – Первое решение задачи 5.2
|
|
|
0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Второе решение представлено в таблице 31.
Таблица 31 – Второе решение задачи 5.2
|
|
|
0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 |
Теперь необходимо разместить пары и по двум незаполненным строкам таблицы 29. Вариантов таких размещений всего 2. Действительно, пару можно поместить в одну из двух строк: третью или четвёртую. Местоположение второй пары определяется однозначно.
Таким образом, получаем третье решение, которое представлено в таблице 32.
Таблица 32 – Третье решение задачи 5.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Четвёртое решение представлено в таблице 33.
Таблица 33 – Четвёртое решение задачи 5.2
|
|
|
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 |
Формулировка задания 5.3. Часть таблицы истинности для логической операции импликации нечаянно стёрли с доски, так что осталась таблица 34.
Таблица 34 – Исходная таблица для задачи 5.3
|
|
|
| | |
| | |
| | |
| | 0 |
Восстановить таблицу истинности. Сколько решений имеет данная задача?
Решение. По определению импликации последний столбец должен быть заполнен единицами, а последняя строка – парой . В результате получаем таблицу 35.
Таблица 35 – Промежуточные результаты решения задачи 5.3
|
|
|
| | 1 |
| | 1 |
| | 1 |
1 | 0 | 0 |
Теперь необходимо разместить три пары , и по трём незаполненным строкам. Вариантов таких размещений всего 6. Действительно, пару можно поместить в одну из трёх строк: первую, вторую или третью. Если выбрать одну из строк, то вторую пару можно поместить в одну из двух оставшихся строк. Местоположение третьей пары определяется однозначно.
Данное решение можно отобразить с помощью графа (рис. 3):
Рис.3. Граф решений для задачи 5.3