Домашнее задание - практикум по теме «Сложноподчиненные предложения» (Русский язык, 9 класс)
Задание 1. Расставить знаки препинания, построить схемы предложений.
1 |
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. |
|
2 |
С улицы доносился шум, какой бывает только днём. |
|
3 |
У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё здание школы светилось огнями. |
|
4 |
Над раскалённой пылью дороги куда мягко спускались копыта лошадей висели большие мухи. |
|
5 |
Лишь самовар пел задумчивую мелодию, да порой что-то шуршало в траве. |
|
6 |
Не то он хотел успокоить нас, не то в очередной раз произвести неизгладимое впечатление на окружающих. |
|
7 |
Врач подошёл к раненому, которому вчера была сделана операция. |
|
8 |
То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок. |
|
9 |
К моменту вылазки разведок наступил такой мрак что не видно было пальцев вытянутой руки. |
|
10 |
Бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха. |
|
11 |
За тёмной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари монотонно падала вода. |
|
12 |
Там глядишь облачко приплывёт, не похожее на другое, или солнце вдруг заиграет лучами. |
|
13 |
Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от мастеров |
|
14 |
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. |
|
15 |
Иван Игнатьич оправился за башкирцем, который сидел в амбаре. |
|
16 |
На берегу никого не было, дорога тоже была пуста. |
|
17 |
Собака бросилась в камыши, куда упала птица. |
|
18 |
Хороша верёвка длинная, а речь короткая. |
|
19 |
Охотники подошли к лесу, который славился оби-лием дичи |
|
20 |
По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра ка-чались чёрные тела на виселицах, и над ними кри-чали вороны. |
|
21 |
Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых. |
|
22 |
Яркая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. |
|
23 |
Пусть душу согреет сознанье, что мы ни на шаг ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих. |
|
24 |
У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё здание школы светилось огнями. |
|
25 |
Извозчики с криком и бранью колотили лошадей, которые фыркали упирались и не хотели ни за что в свете тронуться с места. |
|
26 |
Пчелиным мёдом любят баловаться барсуки и еноты, которые забегают на усадьбу из лесу. |
|
27 |
Рассеянной, неверною рукой я собирал поэзии цве-ты, и в этот час мы встретились с тобой, поклонни-ца и жрица красоты. |
|
28 |
Купи мне такого клея, который быстро сохнет. |
Задание 2.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложного предложения, связанными
1.сочинительной связью.
А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал:
– Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?
1 |
2. подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
2 |
3. сочинительной связью.
Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей.Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.
3 |
4. сочинительной связью.
Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(4) как он провожал меня до наезженной дороги,(5) не подозревая,(6) что я уезжаю навсегда.
4 |
5. подчинительной связью.
Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник. Я взглянул и замер.
5 |
6. сочинительной связью.
3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух.
6 |
7. сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
7 |
8. подчинительной связью.
Когда я добежал до него,(1) Уродливый был сильно покусан. Он лежал,(2) свернувшись в клубок,(3) смежив единственный глаз,(4) и след от слезы пересекал его нос. Но что удивительно: пока я нёс его домой,(5) он хрипел,(6) задыхался,(7) но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.
8 |
9. подчинительной связью.
И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
9 |
10. сочинительной связью.
На улице было много плащей и зонтиков,(1) но маму он узнал сразу. А она,(2) заметив,(3) что Толя обернулся,(4) спряталась за углом старого двухэтажного дома.«Прячется!» — сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей,(5) чтоб мама не вздумала догонять его.Возле самой школы он обернулся ещё раз,(6) но мамы уже не было.
10 |
11. сочинительной связью.
Он сидел передо мной такой шоколадный,(1) и у него были разные глаза: один его собственный — жёлтый стеклянный,(2) а другой большой белый — из при-шитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно,(3) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху,(4) как будто он уже заранее сдаётся...
11 |
12. подчинительной связью.
– Тайна это или не тайна,(1) – сказал я,(2) – но на занятия физического кружка можешь не приходить. Если ты будешь работать в зоологическом,(3) матема-тическом и спортивном кружках,(4) то на физику у тебя не останется времени. Княжин очень расстроился и даже побледнел. Я пожалел,(5) что так резко с ним разговаривал.
12 |
Задание 3.
1.Замените словосочетание «вечерней прохладой», построенное на основе согла-сования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
1 |
2.Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе при-мыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
2 |
3. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
3 |
4.Замените словосочетание «деревянного дома», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4 |
5.Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласо-вания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
5 |
6.Замените словосочетание «бури в степи»,построенное на основе связи управ-ление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
6 |
Домашняя работа. ФИ_____________________________________________
Задание 1. Расставить знаки препинания, построить схемы предложений.
1 |
Ты перенесть меня вели в наш сад в то место где цвели акаций белых два куста. |
|
2 |
Но я б желал их рассказать чтоб жить хоть медленно опять. |
|
3 |
Пчелиным мёдом любят баловаться барсуки и еноты которые забегают на усадьбу из лесу в сентябре… |
|
4 |
В окрестностях Веймара где он жил фиолетовые дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. |
|
5 |
Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было почти невозможно. |
|
6 |
Купи мне такого клея который быстро сохнет. |
|
7 |
Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. |
|
8 |
Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тёмных полей. |
|
9 |
Мне надо дяденька такого командира чтобы он мог всем капитанам приказывать. |
|
10 |
В книге которую подарил мне товарищ рассказы-вается интересная история из жизни знаменитого путешественника. |
|
11 |
В жаркие июльские дни когда каменный горд изнывал от солнца и глох от уличной трескотни здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада. |
|
12 |
Большими шагами направился к дому где жила Ася. |
|
13 |
Малинин искоса взглянул на небо с которого начал сыпать снежок. |
|
14 |
Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. |
|
15 |
Степка что-то отвечал однако трудно было разоб-рать его слова |
|
16 |
То нагоняло черные тучи то с неба лился прохлад-ный весенний свет то лепила мокрая снежная буря |
|
17 |
Свежеет ветер меркнет ночь а море злей и злей бурлит и пена плещет на гранит то прянет то отхлынет прочь |
Задание 2. Графически выделите грамматическую основу и укажите количество ГО.
1. Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. Ответ:____
2.Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где
тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? Ответ:__________
3. Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. Ответ:__________
4. Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему. Ответ:__________
5.Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. Ответ:__________
6.Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище. Ответ:__________
7. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. Ответ:____
Задание 3.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложного предложения, связанными
1.сочинительной связью. Мне многое хотелось у него перенять,(1) и я перенимал от Ваньки,(2) радовался,(3) если что-то получалось.
1 |
2. подчинительной связью. Мальчик посмотрел на лётчика,(1) увидел,(2) что тот улыбается,(3) и замолчал. Ему стало стыдно,(4) что он рассказывает взрослому человеку,(5) да к тому же ещё лётчику,(6) про каких-то облачных слонов и китов.
2 |
3. сочинительной связью. Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей. Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.
3. |
4. подчинительной связью. И это открытое движение доброты,(1) нежности и дове-рия перевернуло во мне душу…Я никогда больше пальцем не тронул Оську,(2) как бы он ни задирался,(3) а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. Позже я бдительно следил,(4) чтобы его кто-нибудь не обидел.
4 |
5. подчинительной связью. Лёша печально смотрел,(1) как Вахтанг,(2) сделав не-сколько «разминочных» движений,(3) саданул молотком мимо гвоздя и запры-гал,(4) дуя на ушибленные пальцы. Забыв про Лёшу,(5) девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
5 |
6. подчинительной связью. Прошло много лет,(1) и Дина мало что помнит из того времени. Но то,(2) что помнит,(3) делается с годами всё ясней,(4) и иногда ей кажется,(5) что скоро она сможет различить,(6) расслышать те слова,(7) которые шептал её прадед.
6 |
7. подчинительной связью. Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он прихо-дил в те редкие дни,(1) когда на огороде топили прокопчённую,(2) покоси-вшуюся баньку. Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком,(3) по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили,(4) опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку,(5) и вода стекала ему в ладонь.
7 |
ФИ_______________________________________
Вариант 1
Пчелиным мёдом любят баловаться барсуки и еноты которые забегают на усадьбу из лесу в сентябре… _______________________________________________
В окрестностях Веймара где он жил фиолетовые дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. _______________________________________
Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было почти невозможно. __________________________________________
Купи мне такого клея который быстро сохнет. ____________________________
Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. __________________________________________
Отечество славлю которое есть но трижды которое будет. _____________________
Задание 2. Выпишите цифр у(ы), обозначающую(ие) запятые между частями 1.сложносочинённого предложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
2.сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.
Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
3.сочинительной связью.
Сделав последнее усилие,(1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы быстро оставляют его,(4) и он падает в обморок.
4.подчинительной связью.
Вообще шкаф книжный,(1) но он используется одновременно под бельё и под посуду.Миша вытащил книги,(2) подмёл полку сапожной щёткой,(3) покрыл газетой «Экономическая жизнь». Затем уселся на полу и,(4) разбирая имевшиеся в его распоряжении богатства,(5) начал их в порядке устанавливать. Первыми он поставил два тома энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Это самые ценные книги. Если иметь все восемьдесят два тома,(6) то и в школу ходить не надо: выучил весь — вот и получил высшее образование.
5.сочинительной связью.
Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой город.
ФИ_____________________________________________
Вариант 2
Храм возвышается среди волн которые похожи на белоснежную лебедь. ___ ____________________________________
Зайцами доехали до того места где начинались коллективные сады и огороды.
__________________________________________
Тонкие деревца что были посажены в парке разрослись и стали большими деревьями. __________________________________________
Хаджи-Мурат вспомнил сына таким каким видел его в последний раз. __________ _______________________________
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз. __________________
Денисов явился в гостиную таким же щёголем каким он бывал в сражениях. __________________________________________
Задание 2. Выпишите цифр у(ы), обозначающую(ие) запятые между частями 1.сложносочинённого предложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
2.сочинительной связью.
Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.
3.сочинительной связью.
Сделав последнее усилие,(1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь,(2) когда дело сделано,(3) силы быстро оставляют его,(4) и он падает в обморок.
4.подчинительной связью.
Вообще шкаф книжный,(1) но он используется одновременно под бельё и под посуду.Миша вытащил книги,(2) подмёл полку сапожной щёткой,(3) покрыл газетой «Экономическая жизнь». Затем уселся на полу и,(4) разбирая имевшиеся в его распоряжении богатства,(5) начал их в порядке устанавливать. Первыми он поставил два тома энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Это самые ценные книги. Если иметь все восемьдесят два тома,(6) то и в школу ходить не надо: выучил весь — вот и получил высшее образование.
5.сочинительной связью.
Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой город.