Домашнее задание - практикум по теме «Сложноподчиненные предложения» (Русский язык, 9 класс)

1
0
Материал опубликован 29 June 2018 в группе

 Задание 1. Расставить знаки препинания, построить схемы предложений.

1

Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни.

 

2

С улицы доносился шум, какой бывает только днём.

 

3

У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё здание школы светилось огнями.

 

4

Над раскалённой пылью дороги куда мягко спускались копыта лошадей висели большие мухи.

 

5

Лишь самовар пел задумчивую мелодию, да порой что-то шуршало в траве.

 

6

Не то он хотел успокоить нас, не то в очередной раз произвести  неизгладимое впечатление на окружающих.

 

7

Врач подошёл к раненому, которому вчера была сделана операция.

 

8

То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок.

 

9

К моменту вылазки разведок наступил такой мрак что не видно было пальцев вытянутой руки.

 

10

Бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато

уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха.

 

11

За тёмной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари монотонно падала вода.

 

12

Там глядишь облачко приплывёт, не похожее на другое, или солнце вдруг заиграет лучами.

 

13

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от мастеров

 

14

Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и 

сверху стала надвигаться серая хмарь.

 

15

Иван Игнатьич оправился за башкирцем, который сидел в амбаре.

 

16

На берегу никого не было, дорога тоже была пуста.

 

17

Собака бросилась в камыши, куда упала птица.

 

18

Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

 

19

Охотники подошли к лесу, который славился оби-лием дичи

 

20

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра ка-чались чёрные тела на виселицах, и над ними кри-чали вороны.

 

21

Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых.

 

22

Яркая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

 

23

Пусть душу согреет сознанье, что мы ни на шаг ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих.

 

24

У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё здание школы светилось огнями.

 

25

Извозчики с криком и бранью колотили лошадей, которые фыркали упирались и не хотели ни за что в свете тронуться с места.

 

26

Пчелиным мёдом любят баловаться барсуки и еноты, которые забегают на усадьбу из лесу.

 

27

Рассеянной, неверною рукой я собирал поэзии цве-ты, и в этот час мы встретились с тобой, поклонни-ца и жрица красоты.

 

28

Купи мне такого клея, который быстро сохнет.

 

Задание 2.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложного предложения, связанными

1.сочинительной связью.

А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал:

Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?

1

             

2. подчинительной связью.

 Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

2

             

3. сочинительной связью.

 Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей.Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.

3

             

4. сочинительной связью.

 Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(4) как он провожал меня до наезженной дороги,(5) не подозревая,(6) что я уезжаю навсегда.

4

             

5. подчинительной связью.

Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник. Я взглянул и замер.

5

             

6. сочинительной связью.

 3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух.

6

             

7. сочинительной связью.

 Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая.

7

             

8. подчинительной связью.

 Когда я добежал до него,(1) Уродливый был сильно покусан. Он лежал,(2) свернувшись в клубок,(3) смежив единственный глаз,(4) и след от слезы пересекал его нос. Но что удивительно: пока я нёс его домой,(5) он хрипел,(6) задыхался,(7) но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

8

             

9. подчинительной связью.

 И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.

9

             

10. сочинительной связью.

На улице было много плащей и зонтиков,(1) но маму он узнал сразу. А она,(2) заметив,(3) что Толя обернулся,(4) спряталась за углом старого двухэтажного дома.«Прячется!» — сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей,(5) чтоб мама не вздумала догонять его.Возле самой школы он обернулся ещё раз,(6) но мамы уже не было.

10

             

11. сочинительной связью.

 Он сидел передо мной такой шоколадный,(1) и у него были разные глаза: один его собственный — жёлтый стеклянный,(2) а другой большой белый — из при-шитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно,(3) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху,(4) как будто он уже заранее сдаётся...

11

             

12. подчинительной связью.

 – Тайна это или не тайна,(1) – сказал я,(2) – но на занятия физического кружка можешь не приходить. Если ты будешь работать в зоологическом,(3) матема-тическом и спортивном кружках,(4) то на физику у тебя не останется времени. Княжин очень расстроился и даже побледнел. Я пожалел,(5) что так резко с ним разговаривал.

12

             

Задание 3.

1.Замените словосочетание «вечерней прохладой», построенное на основе согла-сования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

1

                                                 

2.Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе при-мыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

2

                                                 

3. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3

                                                 

4.Замените словосочетание «деревянного дома», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4

                                                 

5.Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласо-вания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

5

                                                 

6.Замените словосочетание «бури в степи»,построенное на основе связи управ-ление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

6

                                                 

Домашняя работа. ФИ_____________________________________________

Задание 1. Расставить знаки препинания, построить схемы предложений.

1

Ты перенесть меня вели в наш сад в то место где цвели акаций белых два куста.

 

2

Но я б желал их рассказать чтоб жить хоть медленно опять.

 

3

Пчелиным мёдом любят баловаться барсуки и еноты которые забегают на усадьбу из лесу в сентябре…

 

4

В окрестностях Веймара где он жил фиолетовые дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры.

 

5

Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было почти невозможно.

 

6

Купи мне такого клея который быстро сохнет.

 

7

Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра.

 

8

Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тёмных полей.

 

9

Мне надо дяденька такого командира чтобы он мог всем капитанам приказывать.

 

10

В книге которую подарил мне товарищ рассказы-вается интересная история из жизни знаменитого путешественника.

 

11

В жаркие июльские дни когда каменный горд изнывал от солнца и глох от уличной трескотни здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

 

12

Большими шагами направился к дому где жила Ася.

 

13

Малинин искоса взглянул на небо с которого начал сыпать снежок.

 

14

Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь.

 

15

Степка что-то отвечал однако трудно было разоб-рать его слова 

 

16

То нагоняло черные тучи то с неба лился прохлад-ный весенний свет то лепила мокрая снежная буря 

 

17

Свежеет ветер меркнет ночь а море злей и злей  бурлит и пена плещет на гранит то прянет то отхлынет прочь 

 

Задание 2. Графически выделите грамматическую основу и укажите количество ГО.

1. Мы за­дер­жа­лись в школе, и, когда вышли на улицу, уже смер­ка­лось. Ответ:____

2.Когда оно на­чи­на­ет­ся, во­про­сов не вы­зы­ва­ло, но когда оно за­кан­чи­ва­ет­ся и где

тот рубеж, на­чи­ная с ко­то­ро­го че­ло­век ста­но­вит­ся взрос­лым? Ответ:__________

3. Я убрал руку от горла и вы­дох­нул тот вдох, ко­то­рый удер­жи­вал гру­дью, рукой, от­то­го что бо­ял­ся обо­рвать свет­лую па­у­тин­ку. Ответ:__________

4. Солн­це уже кло­ни­лось к за­ка­ту, и было со­всем по-ве­чер­не­му. Ответ:__________

5.Улы­ба­лась она смущённо и с лю­бо­пыт­ством, будто это не вы раз­гля­ды­ва­ли её, а она, чуть робея, гля­де­ла на вас. Ответ:__________

6.Когда Гри­нич­ка пел, теп­ле­ла душа, и ухо­дил дур­ман су­ет­но­го дня, и каж­дый ста­но­вил­ся доб­рей и чище. Ответ:__________

7. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остал­ся. Ответ:____

Задание 3.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями сложного предложения, связанными

1.сочинительной связью. Мне многое хотелось у него перенять,(1) и я перенимал от Ваньки,(2) радовался,(3) если что-то получалось.

1

             

2. подчинительной связью. Мальчик посмотрел на лётчика,(1) увидел,(2) что тот улыбается,(3) и замолчал. Ему стало стыдно,(4) что он рассказывает взрослому человеку,(5) да к тому же ещё лётчику,(6) про каких-то облачных слонов и китов.

2

             

3. сочинительной связью. Он,(1) не торгуясь,(2) заплатил тридцать рублей. Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный,(3) весёлый и простой человек,(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему,(5) как к своему.

3.

             

4. подчинительной связью. И это открытое движение доброты,(1) нежности и дове-рия перевернуло во мне душу…Я никогда больше пальцем не тронул Оську,(2) как бы он ни задирался,(3) а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. Позже я бдительно следил,(4) чтобы его кто-нибудь не обидел.

4

             

5. подчинительной связью. Лёша печально смотрел,(1) как Вахтанг,(2) сделав не-сколько «разминочных» движений,(3) саданул молотком мимо гвоздя и запры-гал,(4) дуя на ушибленные пальцы. Забыв про Лёшу,(5) девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.

5

             

6. подчинительной связью. Прошло много лет,(1) и Дина мало что помнит из того времени. Но то,(2) что помнит,(3) делается с годами всё ясней,(4) и иногда ей кажется,(5) что скоро она сможет различить,(6) расслышать те слова,(7) которые шептал её прадед.

6

             

7. подчинительной связью. Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он прихо-дил в те редкие дни,(1) когда на огороде топили прокопчённую,(2) покоси-вшуюся баньку. Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком,(3) по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили,(4) опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку,(5) и вода стекала ему в ладонь.

7

             

ФИ_______________________________________

Вариант 1

Пчелиным мёдом любят баловаться барсуки и еноты которые забегают на усадьбу из лесу в сентябре… _______________________________________________

В окрестностях Веймара где он жил фиолетовые дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. _______________________________________

Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было почти невозможно. __________________________________________

Купи мне такого клея который быстро сохнет. ____________________________

Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. __________________________________________

Отечество славлю которое есть но трижды которое будет. _____________________

Задание 2.  Вы­пи­ши­те цифр у(ы), обо­зна­ча­ю­щую(ие) за­пя­тые между ча­стя­ми 1.слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния.

 По край­ней мере,(1) Кин­те­ля пе­чаль­ная и свет­лая му­зы­ка взяла в плен сразу же,(2) и сама де­воч­ка — тоже. Кин­тель смот­рел на юную скри­пач­ку, (3) и серд­це у него за­хо­ди­лось в слад­кой тоске.

2.со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Венца на моей го­ло­ве,(1) увы,(2) не было,(3) а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись,(4) и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.

Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир,(5) ни­ко­го не уни­жая,(6) а меня воз­вы­шая.

3.со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Сде­лав по­след­нее уси­лие,(1) он вы­би­ра­ет­ся сам и вы­тас­ки­ва­ет Жучку. Но те­перь,(2) когда дело сде­ла­но,(3) силы быст­ро остав­ля­ют его,(4) и он па­да­ет в об­мо­рок.

4.под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Во­об­ще шкаф книж­ный,(1) но он ис­поль­зу­ет­ся од­но­вре­мен­но под бельё и под по­су­ду.Миша вы­та­щил книги,(2) подмёл полку са­пож­ной щёткой,(3) по­крыл га­зе­той «Эко­но­ми­че­ская жизнь». Затем усел­ся на полу и,(4) раз­би­рая имев­ши­е­ся в его рас­по­ря­же­нии бо­гат­ства,(5) начал их в по­ряд­ке уста­нав­ли­вать. Пер­вы­ми он по­ста­вил два тома эн­цик­ло­пе­дии Брок­гау­за и Ефро­на. Это самые цен­ные книги. Если иметь все во­семь­де­сят два тома,(6) то и в школу хо­дить не надо: вы­учил весь — вот и по­лу­чил выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

5.со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Рас­ска­жу вам ис­то­рию,(1) как мои дру­зья по­мог­ли мне в одной ме­ло­чи.Я очень люблю чи­тать Дик­кен­са,(2) но в со­бра­нии со­чи­не­ний,(3) ко­то­рое стоит вон на той книж­ной полке,(4) не хва­та­ло толь­ко од­но­го тома – два­дцать ше­сто­го. Как-то раз я по­про­си­ла дру­зей ку­пить мне этот том,(5) если он им попадётся в бу­ки­ни­сти­че­ском ма­га­зи­не. По­про­си­ла,(6) а через не­де­лю уеха­ла от­ды­хать в дру­гой город.

ФИ_____________________________________________

Вариант 2

Храм возвышается среди волн которые похожи на белоснежную лебедь. ___ ____________________________________

Зайцами доехали до того места где начинались коллективные сады и огороды.

__________________________________________

Тонкие деревца что были посажены в парке разрослись и стали большими деревьями. __________________________________________

Хаджи-Мурат вспомнил сына таким каким видел его в последний раз. __________ _______________________________

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз. __________________

Денисов явился в гостиную таким же щёголем каким он бывал в сражениях. __________________________________________

Задание 2.  Вы­пи­ши­те цифр у(ы), обо­зна­ча­ю­щую(ие) за­пя­тые между ча­стя­ми 1.слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния.

 По край­ней мере,(1) Кин­те­ля пе­чаль­ная и свет­лая му­зы­ка взяла в плен сразу же,(2) и сама де­воч­ка — тоже. Кин­тель смот­рел на юную скри­пач­ку, (3) и серд­це у него за­хо­ди­лось в слад­кой тоске.

2.со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Венца на моей го­ло­ве,(1) увы,(2) не было,(3) а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись,(4) и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла. Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир,(5) ни­ко­го не уни­жая,(6) а меня воз­вы­шая.

3.со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Сде­лав по­след­нее уси­лие,(1) он вы­би­ра­ет­ся сам и вы­тас­ки­ва­ет Жучку. Но те­перь,(2) когда дело сде­ла­но,(3) силы быст­ро остав­ля­ют его,(4) и он па­да­ет в об­мо­рок.

4.под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Во­об­ще шкаф книж­ный,(1) но он ис­поль­зу­ет­ся од­но­вре­мен­но под бельё и под по­су­ду.Миша вы­та­щил книги,(2) подмёл полку са­пож­ной щёткой,(3) по­крыл га­зе­той «Эко­но­ми­че­ская жизнь». Затем усел­ся на полу и,(4) раз­би­рая имев­ши­е­ся в его рас­по­ря­же­нии бо­гат­ства,(5) начал их в по­ряд­ке уста­нав­ли­вать. Пер­вы­ми он по­ста­вил два тома эн­цик­ло­пе­дии Брок­гау­за и Ефро­на. Это самые цен­ные книги. Если иметь все во­семь­де­сят два тома,(6) то и в школу хо­дить не надо: вы­учил весь — вот и по­лу­чил выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

5.со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Рас­ска­жу вам ис­то­рию,(1) как мои дру­зья по­мог­ли мне в одной ме­ло­чи.Я очень люблю чи­тать Дик­кен­са,(2) но в со­бра­нии со­чи­не­ний,(3) ко­то­рое стоит вон на той книж­ной полке,(4) не хва­та­ло толь­ко од­но­го тома – два­дцать ше­сто­го. Как-то раз я по­про­си­ла дру­зей ку­пить мне этот том,(5) если он им попадётся в бу­ки­ни­сти­че­ском ма­га­зи­не. По­про­си­ла,(6) а через не­де­лю уеха­ла от­ды­хать в дру­гой город.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации