Домашнее задание-расследование к обобщающему уроку «Бытовой и исторический жанры изобразительного искусства»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: изобразительное искусство
Автор: Садварий Жанна Владиславовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» г. Курска
Домашнее задание - расследование к обобщающему уроку по темам:
« Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве»
Класс: 7 класс
Цели педагога:
Образовательная: актуализировать знания из области истории развития бытового и исторического жанров. Расширить диапазон знаний об отдельных шедеврах мирового искусства. Актуализировать знания о способах изображения человека.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства
Развивающая: развивать наблюдательность, логическое мышление, воспроизводящее воображение.
Цели, выполняющего задание ученика: оказать помощь в расследовании преступления и выступить в роли квалифицированного эксперта в области искусства.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование мотивов учебной деятельности.
Регулятивные: умение самостоятельно намечать план действий, определять этапы выполнения рисунка
Познавательные: поиск информации, умение работать с разными источниками, умение анализировать произведения искусства.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в письменной форме
Степень сложности: базовый уровень. Сложность средняя. Некоторые из заданий усложнены творческими упражнениями
Тип задания: домашнее задание состоит из ряда разных по виду упражнений, предназначенных для индивидуального выполнения.
Рекомендуемое количество времени для выполнения задания: на выполнение задания рекомендуется одна неделя.
Оптимальный способ проверки: при выполнении упражнений школьник самостоятельно выставляет себе баллы за каждое выполненное задание, на обобщающем уроке соседи по парте осуществляют взаимопроверку в соответствии с правильными ответами, демонстрируемыми в презентации. Творческое задание по рисованию оценивается в соответствии с критериями.
Форма подачи задания: каждый ученик получает распечатанные задания, которые представляют собой подобие дорожной карты с готовыми инструкциями, заданиями и балльной системой оценки.
Пояснительная записка
Принято считать, что урок изобразительного искусства всегда связан только с рисованием. Однако, если мы обратимся к современным стандартам, то увидим, что среди их требованиях присутствуют: умение воспринимать произведения искусства, разбираться в жанровой принадлежности мировых шедевров и прочие искусствоведческие компетенции современного развитого человека.
Данное домашнее задание построено в виде ролевой игры, содержащей в себе проблему и мотив действия: в музее совершена кража, ученику необходимо помочь следствию, выступив в роли эксперта – знатока искусства.
Целевая направленность учебных заданий.
Задание №1 актуализирует знания о произведениях искусства на уровне узнавания. Вряд ли кто-то будет спорить с тем фактом, что ученику важно уметь не только находить информацию , но и иметь некоторый багаж знаний и представлений о мировых шедеврах живописи. Задание связано с умением определить изученное произведение искусства по описанию.
Задание №2 направлено на развитие логического мышления и формирование умений высказывать свое мнение, приводя доводы и аргументы. Упражнение связано с определением ошибки в логическом ряду.
Задание №3 направлено на формирование умения воспринимать и добывать не вербальную или текстовую, а зрительную информацию.
Задание№ 4 представляет собой классический графический диктант. Традиционно на уроках изоискусства формируется творческое воображение, где школьнику необходимо создать новый воображаемый образ. Данное задание направлено на развитие воссоздающего воображения, где перед обучающимся стоит проблема: по описанию выполнить рисунок: создать фоторобот преступника. Задание позволяет проверить знания школьников о пропорциях фигуры человека и графические навыки построения зарисовки фигуры.
Задание № 5 направлено на умение воспринимать произведение, анализировать его эстетические достоинства, выделяя средства художественной выразительности.
14 марта 20..г. во всемирно известном «Музее гениальных копий мировых шедевров» было обнаружено исчезновение семи полотен кисти известных русских и зарубежных живописцев.
Уважаемый ______________________ Ф.И.О. ученика! Вы приглашены в качестве эксперта, обладающего большим объемом искусствоведческих знаний, для оказания помощи следствию.
Задание №1. Согласно материалам следствия, ограбление осуществил неизвестный мужчина, который не только вынес живописные полотна, но и вырвал из каталога листы с фотографиями и названиями работ. Помогите по описанию и фрагментам живописных шедевров, оставшихся в каталоге, определить, похищенные произведения и их авторов.
Инструкция по выполнению задания: прочтите описание, если вы определили произведение и автора без рассматривания фрагментов, то вы добавляете себе 5 баллов за каждую узнанную картину, если вы воспользовались фрагментами, то 3 балла.
Описание шедевра № 1. Главная героиня этого живописного полотна имеет боярское звание. На картине она характерным жестом демонстрирует свое несогласие с определенной частью церковных властей._____________________________________
Описание шедевра № 2. Это живописное полотно нидерландского художника 16 века посвящено изображению народного праздника. За свою любовь к изображению жизни простого народа художнику дали прозвище- «Мужицкий». Интересно, что картина с точно таким же названием – одно из известнейших полотен фламандского художника П.П. Рубенса_________________________________________________________________
Описание шедевра № 3. Два главных героя этой жанровой многофигурной композиции очень недовольны сложившейся ситуацией. Чтобы рассказать о подобных явлениях в обществе того времени, художник не только написал картину, но и сочинил целую стихотворную поэму под названием « Поправка обстоятельств или …»________________________________________________________________________
Описание шедевра № 4. Это живописное полотно прославило российское искусство в Европе, а художника стали называть « Карлом Великим»_______________________
________________________________________________________________________
Описание шедевра № 5. Молодая и красивая крестьянка в свадебном, расшитом золотом костюме, весело шагает босиком по свежевспаханной земле. Она ведет под уздцы двух коней._________________________________________________________
Описание шедевра № 6. Занятие, изображенное в этой картине, вполне детское. Главная героиня живописного полотна - легкомысленная француженка из 18 века. Эта юная красавица в разгаре развлечения самозабвенно сбрасывает с левой ноги туфельку. ____________________________________________________________________
Описание шедевра № 7. Сюжет, выбранный этим русским художником-передвижником, не нов. Эту тему из Евангелия изображал Леонардо да Винчи, а позже сюрреалист Сальвадор Дали. Русская версия этого сюжета драматично повествует о последних часах общения Христа с апостолами.
____________________________________________________________________________
Задание повышенного уровня( +3 балла). Выберите один из мировых шедевров и попробуйте его описать подобным образом.
Максимальное количество баллов: 38 ваше количество баллов:
Задание № 2 Согласно оперативным данным, мужчину, похожего по описанию на преступника, видели рядом со старым заброшенным домом, где он, возможно, прячет шедевры, но вход в дом закрыт новой кирпичной кладкой, помогите убрать лишние кирпичи.
Инструкция по выполнению задания: написанные на кирпичах слова – это логический ряд, одно из слов лишнее. Назовите лишнее слово и аргументируйте свой ответ. За выполнение задания вы получаете 3 балла, при условии логичного правильного аргумента.
Аргумент 1 логического ряда:______________________________________________________________
Аргумент 2 логического ряда:______________________________________________________________
Аргумент 3 логического ряда:______________________________________________________________
Аргумент 4 логического ряда:______________________________________________________________
Задание повышенного уровня( +3 балла). Составьте свой логический ряд из искусствоведческих терминов.
Максимальное количество баллов: 15 ваше количество баллов:
Задание № 3. Проникнув в старый заброшенный дом, оперативные работники отметили, что большинство дверей в квартирах дома были открыты, и лишь одна дверь закрыта и имела кодовый замок. Рядом была найдена смятая записка с 6 вопросами, начинающимися со слова «сколько». Возможно, эта улика поможет узнать шифр замка.
Инструкция по выполнению задания: ответьте на вопрос цифрой, запишите цифры в шифр кодового замка. За каждую правильно определенную цифру добавьте себе по баллу.
Сколько раз в фигуре взрослого человека укладывается размер головы?
Сколько русских царей изображено в картине В. И. Сурикова « Утро стрелецкой казни?
Сколько цветов входит в группу ахроматических?
Сколько людей изображено в картине В.Г. Перова « Тройка»?
Сколько студентов Академии художеств участвовали в бунте, послужившем толчком к появлению такого направления в русской живописи, как передвижничество? (двузначное число)
Сколько представителей королевской династии изображено в картине Диего Веласкеса «Менины»?
Максимальное количество баллов: 7 ваше количество баллов:
Задание № 4. Открыв кодовый замок и проникнув в помещение, оперативные работники обнаружили пропавшие шедевры. Но преступник пока не найден.
Благодаря показаниям свидетелей, стали известны особенности внешнего облика преступника. Помогите составить его фоторобот, выполнив небольшую зарисовку его фигуры.
Внимание розыск! Разыскивается особо опасный преступник. Приметы разыскиваемого: на вид 20-30 лет, рост 175-180 см., крепкого телосложения, европейской внешности. Был одет в черную куртку, темные брюки, черные ботинки. Особые приметы: носит черную широкополую шляпу и темные очки.
Инструкция по выполнению задания: размер рисунка соответствует половине альбомного листа, формат А5. Создавая зарисовку, помните о необходимости грамотного последовательного изображения фигуры. В первую очередь отметьте рост и постройте пропорциональную схему.
Максимальное количество баллов: 30
Критерии для самопроверки и взаимопроверки:
1.Пропорциональность фигуры;
2.Соответствие описанию;
3. Выразительность зарисовки;
Задание № 5. Благодаря Вашим усилиям преступник был пойман. Музей решил выдать Вам сертификат эксперта и подарить небольшую качественную копию любого мирового шедевра живописи. Какую картину вы хотели бы иметь? В нескольких предложениях обоснуйте Ваш выбор, используя терминологию, связанную со средствами художественной выразительности. (колористическая гамма, особенности композиционных приемов, выразительность сюжета, светотень, контрасты и. т. д.)
Максимальное количество баллов: 40
Критерии для самопроверки и взаимопроверки:
1.Эмоциональность восприятия;
2.Логичность изложения;
3. Краткость и лаконичность изложения;
4.Аргументированность точки зрения, наличие в рассуждении ссылок на средства художественной выразительности;
Расшифровка баллов для выставления оценки по 5-балльной системе:
130-110 баллов - соответствуют оценке 5 (отлично)
109-80 баллов - соответствуют оценке 4 (хорошо)
79-50 баллов - соответствуют оценке 3 (удовлетворительно)
49 и ниже - соответствуют оценке 2 (неудовлетворительно)
Вопросы для самоанализа на обобщающем уроке после взаимопроверки:
Проанализируйте, в какой из областей знаний и умений по искусствознанию и изобразительному искусству, представленных в домашнем задании, Вы набрали максимальное количество баллов? Минимальное количество баллов?
Узнавание произведения по описанию;
Определение ошибок в логическом ряду;
Наблюдательность, умение добывать зрительную информацию;
Графические навыки;
Задание на анализ произведения искусства
Какие задания вызвали наибольший интерес? Выполнение, каких заданий было связано со сложностями.
На обобщающем уроке может быть проведен конкурс лучших творческих работ, выполненных, в рамках домашнего задания
.
Презентация с ответами на вопросы
PPTX / 15.44 Мб
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Телепенина Татьяна Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Дёмшина Ирина Петровна
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Кордина Нина
Садварий Жанна Владиславовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Садварий Жанна Владиславовна