Домашняя работа по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение»
Домашняя работа № 1 по теме
«Сложноподчиненное предложение»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью проверить знания учащихся сложноподчиненного предложения, умение отличать их от других видов предложений, употреблять их в речи, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, к собеседованию. Материал может быть использован при дифференцированной работе, дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке учащихся.
Материал составлен на основе повести современной писательницы Александры Зайцевой «Я, не я и Жанна».
Упражнение 1.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы, раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы, пронумеруйте части. Дайте характеристику каждому предложению: простое или сложное, если сложное, то укажите его вид- ССП, CПП или БСП.
(1) Все люди в глубине души считают себя исключительными и это не эгоизм и не тщеславие. (2) Дело в том что мы просто пропуска..м абс..лютно всё через собстве(н,нн)ые органы чувств и познавать реальность иначе не приспособле(н,нн)ы. (3) Где(то) у сердца мы носим свою бесце(н,нн)ую значим..сть словно котёнка во внутре(н,нн)ем кармане куртки. (4) У подростков же это не котёнок а злющая бестия с острыми когтями она ранит рвётся на волю и требует поклонения.
Упражнение 2. Перепишите предложения, расставив знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид.
1) Если бы не йога я бы попыталась придушить её прямо сейчас.
2) Но вместо кров..пролития сидела и читала читала и чувствовала себя раздетой избитой вывернутой (на)изнанку потому что она открове(н,нн)о рассказала о моей любви к фанфикам и женскому фэнтези.
3) Жанна ра..трезвонила обо мне так что я оказалась полной дурой.
4) Я выгляд..ла девочкой которая пр..думала себе кучу компл..ксов и ударилась в нытьё.
Упражнение 3. Учимся сжимать текст. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением. Применяйте в случае необходимости другие известные вам способы сжатия.
1) Дождь на улице перестал, но воздух, который словно пропитала вода, был сырым и моментально просочился за воротник.
2) Тусклые лампы фонарей отражались в блестящем асфальте, на котором ветер тащил растерзанную упаковку от чипсов.
3) Я придавила ногой упаковку, которая смялась с громким треском и полетела, наверное, в жаркие страны.
Упражнение 4. Прочитайте текст. Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в последнем абзаце, так, чтобы полученный текст не превышал 30 слов.
Семья – это начало и продолжение каждого человека. Если спросить любого человека, что главное в семье, сразу ответят – любовь. Немного подумав, добавят – верность. А те, чей семейный стаж насчитывает не один десяток лет, скажут – понимание и помощь. И все будут правы. Потому что семья – это сплав таких понятий, как любовь, верность, доверие, уважение, взаимопонимание, общие цели и общие интересы. И все это – традиционные семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение.
Счастлив тот, кто вырос в доброй семье, в которой царили любовь и уважение между поколениями и всеми ее членами. Ему намного проще найти свое место в этом мире, чувствуя за своей спиной силу семьи и всего рода. Все качества человека закладываются в семье. И будущая судьба ребенка, счастливая или неудачная, тоже определяется семьей. Конечно, русские художники не могли обойти тему семьи в своем творчестве.
Алексей Бриков. Семейный портрет на фоне сада
Источник текста (упр. 4):
Виртуальный вернисаж «Семья в картинах русских художников» http://vokrugknig.blogspot.com/2020/07/blog-post_86.html
Адрес изображения:
http://m-files-new.cdnvideo.ru/lpfile/c/8/2/c82e1fc6151f3d8ecb4c6c73facb32.jpg